Детская депрессия – симптомы, проявления, лечение, причины развития
Депрессия у ребенка – опасное состояние, требующее повышенного внимания со стороны родителей. Нередки случаи, когда она сопровождается суицидальными наклонностями. Детская депрессия и ее проявления нуждаются в оперативном лечении.
Депрессивное состояние у ребенка часто внешне проявляется в виде лени, эгоизма, неуживчивого характера, пессимистического настроения.
Однако ни ребенком, ни родителями оно не воспринимается как болезненное, хотя определенно требует вмешательства со стороны врачей.
Ведь при своевременной постановке диагноза и при имеющихся методах лечения: психотерапевтических, физиотерапевтических и фитотерапевтических, возможно снятие депрессии на ранних стадиях.
Некоторое время назад психиатры не могли с уверенностью сказать, существует ли детская депрессия в принципе, ведь ее проявления у детей достаточно сложно выделить из-за их стертости. Депрессия в детском возрасте зачастую маскируется под тревожностью, неуспеваемостью в школе, отсутствием контактов с ровесниками. Чтобы выявить эту болезнь, нужно знать, что такое детская депрессия.
Дети и причины развития у них депрессии
Вот ряд важных факторов, оказывающихся причиной становления депрессивного состояния:
- Прежде всего – это разноплановые проблемы в семье. Это могут быть частые семейные конфликты, семья без отца-матери, чрезмерное попечительство со стороны матери, либо наоборот – недостаток родительского участия, пренебрежение со стороны родителей сексуальными вопросами воспитания полов;
- Патологические проявления раннего неонатального периода, сопровождающиеся гипоксией плода, энцефалопатией, асфиксией при рождении, а также разнообразные инфекции внутриутробного характера, оказывающиеся причиной поражения мозга;
- Подростковая перестройка организма с избытком гормонов, сопровождающаяся новыми для ребенка явлениями: месячными у девочек, поллюциями у мальчиков, множественными прыщами на теле у обоих полов;
- Непостоянство места жительства, с частой его сменой и невозможностью заведения постоянных контактов;
- Отставание в учебе, сопровождающееся психологической уязвимостью перед одноклассниками;
- Эксплуатация достижений информационных технологий, со сжатием целого мира до экрана компьютера, что фактически снижает потенциал живого общения;
- Наличие тяжелых стрессов разного характера.
Если развитие депрессии происходит на фоне полного благополучия, что также вполне возможно, то вероятнее всего из-за протекающих в мозгу биохимических процессов. Также подобное состояние может быть вызвано разрушением имеющихся идеалов, что выражается в прострации и в бессилии перед жизненными невзгодами.
Статистически подтверждены данные, свидетельствующие о развитии депрессии у 50 % детей, родители которых, так или иначе, страдают от этого же недуга. Поэтому, причины развития депрессии у детей связаны и с генетикой.
перейти наверх
Симптоматика детской депрессии
На сегодня определены три фазы подросткового депрессивного состояния, поскольку именно подростки наиболее подвержены ее воздействию. Ранняя фаза – это период с 12 до 13 лет, средняя – с 13 до 16 и поздняя – после 16.
Три снижения, три симптоматических кита – классическое проявление депрессии. Это снижение: функций мышления, настроения и подвижности.
Самыми тяжелыми являются случаи проявления, сопряженные с возникновением суицидальных переживаний, которым предшествует достаточно длительный период депрессии (до года). Таковое течение заболевание наиболее опасно. Симптоматика детской депрессии в таком случае выражается в снижении активности ребенка, в потере интереса к друзьям, учебе, играм, в отсутствии взаимопонимания с окружающими.
День сопровождается крутыми перепадами настроения, начиная с приподнятого с утра, и до подавленного вечером. Дети, страдающие от депрессии, теряют интерес к окружающему, их ничего не радует, они сетуют на непонимание со стороны сверстников и учителей, конфликтуют с ними. Периоды веселого и шутливого настроения весьма недолги, быстро сменяются очередной волной подавленности.
Когда дети, в большинстве своем по природе шустрые и ищущие, вдруг перестают двигаться и замирают в одной позе либо подолгу лежат, стоит этим озаботиться.Труд не в удовольствие, речь приглушенная, замедленная реакция на вопросы, нередки ответы простым кивком головы, потеря аппетита и зацикливание на чем-то плохом, нарушение функции сна — все это проявления детской депрессии, на которые немедленно следует реагировать и ни в коем случае не затягивать процесс развития психического заболевания.
Родители для ребенка — это шанс противостоять депрессии:
- родители не должны молчать, они должны интересоваться жизнью своего ребенка, разговаривать с ним, вникать в его проблемы;
- родителям просто необходимо интересоваться тем, что ребенок делает после школы и в чьем обществе он проводит свое свободное время;
- родители должны обращать внимание на текущую интонацию в разговоре, на планируемые ребенком занятия следующего дня;
- родители обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей, сколько времени они проводят в ничегонеделании и выявлять его причины, не скрываются ли они в потере интереса к окружающей действительности.
перейти наверх
Лечение детской депрессии
Депрессивное состояние у детей не может быть устранено без помощи специалиста. Врач психотерапевт, особенно при тяжелых проявлениях депрессии, сопровождающихся заявлениями мыслей о суициде, должен рекомендовать стационарное лечение.
В период нахождения ребенка в больнице ему могут назначать даже антидепрессанты. Если определена легкая форма течения болезни, то достаточным будет ее лечение в домашних условиях, с посещением школы и выполнением обычных домашних дел.
Впрочем, ни один из методов лечения детской депрессии не может быть эффективным, если отсутствуют благоприятные для внутрисемейного климата изменения.
Родители обязательно должны вникать в суть проблем, происходящих с ребенком, не отстраняться от него, а наоборот, погрузиться в его проблемы, чтобы конструктивно помогать в преодолении возникающих разноплановых трудностей.
В целях профилактики ребенку необходимо проводить достаточно времени на свежем воздухе, избегать переутомления и достаточно отдыхать.
Источник: http://PsyTheater.com/detskaya-depressiya-i-ee-proyavleniya.html
Депрессия у детей
Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением.
Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения).
Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.
Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.
Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.
Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.
Причины депрессии у детей
Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:
- Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
- Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
- Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.
В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:
- Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
- Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.
У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.
Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.
К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.
Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.
Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.
Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.
По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.
В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:
- Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
- Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
- Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
- Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.
Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.
Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».
В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.
Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.
Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.
Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.
Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.
У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.
Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.
Осложнения
В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.
Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.
Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.
Диагностика
Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.
До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).
В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:
- Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
- Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
- Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
- Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
- Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.
Лечение депрессии у детей
Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:
- Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
- Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
- Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.
Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.
Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.
Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).
Прогноз и профилактика
Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.
Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.
Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.
Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/depression
Детская депрессия: причины, симптомы, как лечить
- Симптомы детской депрессии
- Душа болит и у взрослых, и у детей
- Лечение детской депрессии
- Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?
Мы привыкли употреблять слово депрессия в отношении взрослых (уже писали о том, как бороться с депрессией). Однако, в некотором смысле, его можно использовать и в разговоре о детях. Как взрослым понять, что творится в душе малыша? Порой, детям пережить личное горе оказывается намного сложнее: они не могут рассказать, что именно с ними происходит.
Депрессия у детей — это совсем не «просто плохое настроение» и не обычный всплеск эмоций, характерный для детского возраста. Если ребенок грустит в течение длительного периода, или в его состоянии замечается агрессия — это подозрительно.
Если неожиданно начинают проявляться другие негативные факторы, влияющие на его общение, интересы, учебу (плач, «уход в себя», потеря аппетита) — все это, вполне вероятно, является признаками начинающейся депрессии, и по этому поводу нужно обязательно проконсультироваться с детским психологом.
Депрессия — это проблема, нуждающаяся в корректировке. Но результат консультаций, в подавляющем большинстве случаев — благоприятный. По мнению врачей, наиболее подвержены депрессии дети, родители которых тоже страдают этим недугом. В опасности — дети из неблагополучных семей, например таких, где родители слишком заняты и не уделяют своим детям времени.
Причиной детской депрессии также может стать повышенная чувствительность к сезонным колебаниям климата. Такие ее виды легко распознаются и самими родителями, и врачами. Они лечатся изменением схемы приема лекарств и укрепляющими организм препаратами.
Иногда депрессия вызывается определенными жизненными факторами, болезнью или генетической предрасположенностью.
Пример из практики
На прием к психологу пришла бабушка 6-летней Кати. Бабушка жаловалась, что Катя все время грустит. Девочка мало играла со сверстницами. Психолог попросил ее нарисовать свою семью.
Девочка изобразила себя в одном углу листа, а родителей — в другом. Бабушка объяснила: родители — бизнесмены, у них нет времени возиться с ребенком.У психолога состоялся долгий разговор с родителями, в результате выяснилось, что они не понимали, что происходит с ребенком.
Американская медицинская статистика утверждает, что депрессией страдает 2,5 % детей, причем, в младшем возрасте, до 10 лет, намного чаще заболевают мальчики, а после 16 лет — девушки.
Симптомы детской депрессии
Основными проявлениями депрессии у ребенка принято считать:
- страхи, возникающие без видимой причины;
- ощущение беспомощности;
- резкие смены настроения;
- проблемы со сном, такие как бессонница, постоянная сонливость, или же постоянные ночные кошмары;
- чувство усталости;
- проблемы с концентрацией внимания;
- тяжелые тревожные мысли.
Еще одна группа симптомов депрессии — это ее соматические проявления: жалобы на головные боли или резь в животе, которые не проходят при приеме соответствующих лекарств. Опасны и панические проявления с головокружением, ознобом, сердцебиением, часто сопровождающиеся сильным страхом.
Чаще всего такие проявления сопровождаются апатичностью или постоянной повышенной тревожностью.
Родители и взрослые отмечают и нестандартное поведение, не свойственное ранее ребенку: отказ от любимых игр, раздражительность, агрессивность, проявления тревожности, усиливающиеся вечером и ночью.
У детей младшего возраста более выражены нарушения двигательной активности, жалобы на плохое самочувствие, частый плач. В более старшем возрасте к слезливости и грусти добавляется раздражительность, рассеянность и вялость.
Пример из практики
К психологу обратилась мама 10-летней школьницы Ани. Она рассказала, что Ане ничего не интересно, она перестала делать уроки, дома часто плачет, на вопросы не отвечает. Психолог попросил Аню слепить то, о чем она мечтает. Она стала лепить фигурки гаджетов: планшет, смартфон, компьютер.
Оказывается, девочка очень завидовала своим одноклассницам: у них были «крутые» гаджеты, которых она была лишена. Однако мама не хотела с девочкой говорить на эту тему и не могла объяснить ей все так, чтобы девочка успокоилась.
А вот одноклассницы с удовольствием дразнили Аню, называя ее «нищей», что очень обижало девочку.
Душа болит и у взрослых, и у детей
У ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.
О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые — так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика.
Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.
Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности.
Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки.
Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.
Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.
Пример из практики
Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу.
Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно.
Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…
Лечение детской депрессии
К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью — как с самим ребенком, так и с его родителями.
Основным методом лечения детской депрессии являются психологические сеансы; если депрессия длится долго, возможно назначение антидепрессантов. В этом методы лечения депрессии у взрослых и у детей не отличаются. Однако детский психиатр для лечения депрессии в первую очередь назначит психотерапевтические сеансы, или, например, игровую терапию для малышей.
И только убедившись, что она не приносит достаточного эффекта, назначает антидепрессанты. Риск детских депрессий ощутимо ниже в семьях со спокойной обстановкой, тех, где уважают ребенка, его настроения и желания. Воздействие на депрессивного ребенка требует настойчивости, и, в то же время, предельной корректности, а также сопереживания в эмоциональном плане.
Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?
Взрослые не всегда в состоянии ясно понять, насколько серьезно состояние ребенка, поскольку на детские проблемы склонны смотреть со своей «взрослой» точки зрения.
Тем не менее, не так мал процент детей, которым трудно справиться с самыми обычными нагрузками. Даже если взрослому кажется, что проблемы ребенка незначительны, самому ребенку они могут казаться непреодолимыми.
Не думайте, что вы точно понимаете то, что чувствует ребенок в данный момент, серьезно отнеситесь к его страхам:
- Важно уметь управлять собственными эмоциями и поведением. Так как причины не всегда понятны родителям, они могут чувствовать свою вину в состоянии ребенка, страдающего депрессией, и, сами не желая этого, передавать — «транслировать» такое состояние ребенку. В результате он будет чувствовать, что его не понимают. Действительно, общаться с ребенком в таком состоянии очень непросто, поэтому рекомендуется пройти курс семейной терапии.
- Проводите с ребенком каждый день какое-то время наедине, ребенок должен понять, что вы всегда готовы его выслушать без осуждения.
- Занятия спортом укрепят здоровье, причем, не только физическое, но и психическое. Если ребенок слабый, можно начать с прогулок в парке или бассейна. Как показывают современные исследования, лучшим средством от детской депрессии является аэробика. Это одновременно — бодрая музыка, разнообразные движения и быстрый ритм. Все это поможет ребенку преодолеть депрессию.
- Важную роль играет рацион питания. Яркие овощи и фрукты, например, апельсины и морковь — хорошее подспорье в борьбе с депрессией. «Антидепрессивная» диета должна включать в себя бананы и шоколад, в которых есть эндорфины, а также продукты, содержащие тиамин: гречку, орехи и бобовые. Зимой необходимы солнечные ванны и прием поливитаминов.
- В семье должно быть радостно. Можно дарить друг другу подарки, устраивать совместные игры или шутливые конкурсы, приглашать гостей, дурачиться под веселую музыку. Знаете, как сказал один из знаменитых врачей прошлого? Когда в город приезжает цирк, для здоровья его жителей это не менее важно, чем открытие нескольких аптек: дарите ребенку веселье.
- Следует внимательно следить, что именно читает ребенок, и ограничивать просмотр агрессивных телепередач. Рекомендуется внести изменения и в интерьер комнаты ребенка, сделав его более ярким и радостным.
- Действенным способом борьбы с депрессией является песочная терапия.
- Японцы постоянно улыбаются — такую привычку вырабатывают у японских малышей с раннего детства. Ученые доказали, что не только радость и веселье вызывает улыбки, но и улыбка сама по себе приводит к улучшению настроения — рефлекторно. Научите улыбаться своих детей.
Пример из практики
Маленького Женю привели к психологу, потому что мальчик был очень раздражен. Родители сказали, что собираются разводиться — и мальчик об этом узнал. Психолог попросил 11-летнего Женю нарисовать свою семью.
Выяснилось, что папа для мальчика на рисунке — однозначно «черного» цвета. Ребенок перенял негативный взгляд мамы на мужчину в семье и был очень расстроен.
Психолог помог провести процедуру развода в семье так, чтобы у Жени осталось положительное отношение к обоим родителям.
Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Викиум
Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/detskaya-depressiya-prichiny-simptomy-kak-lechit.html
Детская депрессия-кто виноват и что делать?
Дети не говорят, как взрослые: «У меня депрессия…», «Не трогайте ее, у нее депрессия» или «Он впал в глубокую депрессию».
Почему же о детской депрессии мы никогда не говорим? В общем, мы-то с Вами понимаем, что это такое, и практически каждый из нас хотя бы раз в своей жизни переживал ее.
Мы осознаем, что послужило причиной оной, в том или ином случае, и, даже можем точно описать симптомы, которые присущи этому недугу. Правда, ведь?
У нас есть детки. Но задавали ли Вы себе эти вопросы?.. Хотя бы раз?… коль уж Вы несете громкий статус – родитель?.. Нет? Напрасно. Ведь тогда многое, в необъяснимом, непонятном поведении ребенка, мы могли бы объяснить, в первую очередь себе. Объяснить себе, а помочь самому близкому человеку в нашей жизни.
Так вот, детская депрессия довольно распространенное явление в нашей повседневной жизни. В том числе и среди совершенно обычных детей. И, да, кстати, мы не говорим здесь о депрессии, присущей только лишь детям переходного возраста.
Да-да, детская депрессия может встречаться или начаться даже в самом раннем детстве, т.е до года, в младенчестве.Однако, не спешите пугаться, что Вы до сих пор не задумывались об этом. Изучение детской депрессии, как таковой, началось всего пару десятилетий назад.
Поэтому, до сих пор, многие родители, и даже медики, относят проявления депрессии детей к каким-то капризам, избалованности, или просто легкому недомоганию.Но самое настораживающее здесь для нас, родителей – это то, что доказано: депрессия, иногда даже и не глубокая, а может быть даже и не длительная, может наложить неизгладимый отпечаток на всю будущую жизнь наших чад.
И даже принять участие в становлении наших детей как личностей и поведении в самых ответственных жизненных ситуациях. Думаю, многие согласятся со мной, что когда в жизни самых дорогих, любимых людей что-то не клеится, мы ищем ответы на вопросы в себе.
И неспроста.
Что же приводит к депрессии у детей? Причины могут быть, так называемые, биологические и психологические. Также, после трех лет, добавляются еще и социальные причины.
- Биологические они потому, что приводят к нарушению работы мозга. К ним относят нарушения внутриутробного развития, тяжелые роды и их последствия, тяжелые заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте, а также наследственная отягощенность психиатрической или неврологической патологией.
- Психологические причины связаны с семьей, матерью. Очень сильный пусковой механизм депрессии у ребенка срабатывает при эмоциональном разрыве малыша с мамой. Когда, например, он попадает в детский дом. Это может быть отрыв ребёнка от материнской груди и лишение важнейшего этапа развития — грудного вскармливания. Либо по какой — то другой причине ребенок теряет связь с мамой, например ранний выход мамы на работу. В такой ситуации ребенок чувствует себя беззащитным, уязвимым. Об этом подробно было описано здесь . Неспокойная семейная обстановка, шумные скандалы, агрессия и насилие родителей по отношению не только друг к другу, но и к ребенку (как физическое, так и эмоциональное, часто неосознанное родителями), алкоголизм.
- Социальные причины чаще имеют место быть после трех лет, когда ребенок идет в детский сад, опять же отрывается от семьи и получает первый опыт общения и адаптации в обществе. И, здесь же, ребенок впервые сталкивается с дискомфортом, конфликтом, когда помимо своих желаний, важно учитывать желания и требования окружающих.
Чаще депрессии подвергаются меланхоличные дети, со слабой, неустойчивой психикой. Однако и такому ребенку можно и нужно помочь.
Проявления детской депрессии могут быть разные. Они, конечно же зависят от возраста ребенка, и, даже, могут маскироваться под другие заболевания. Так, у грудничков, например, депрессия проявляется беспричинным плачем, рвотой, частыми срыгиваниями, снижением аппетита, нарушением сна (как сонливость, так и бессонница), частыми простудами.
У детей постарше, кроме перечисленных симптомов, аппетит может и повышаться. Часто у депрессивных детей усиливается тяга к сладкому. Таким образом они, как бы, возмещают свою «недолюбленность».
Дети могут стать замкнутыми или агрессивными, заторможенными. У них появляются страхи, такие как: страх темноты, страх остаться одному и, даже, страх смерти. Такие дети часто тихо говорят, у них скупая мимика и «старческая походка». Также, более старшие дети, могут жаловаться на головные боли.
Переходный возраст ( от 9 -12 лет, зависит от пола, девочки-раньше, и до зрелости) – возраст ярких, гормональных изменений, физического преобразования, первого заявления о себе, как о личности, как в кругу ровесников (одноклассников, друзей), так и в семье, и, что немаловажно, очень эмоционального проявления всего вышеперечисленного.
Помимо вышесказанных проявлений, симптомами в такой период является плохое настроение, снижение чувства юмора, бедный эмоциональный контакт с окружающими, агрессия в отношении кого угодно. Во время переживания депрессии, у детей такого возраста, нередки мысли о бесполезности, ненужности себя, непонимании своего места в этой жизни, чувство вины, помышления о смерти, и даже попытки суицида.
Такие дети больше подвержены наркомании и алкоголизму.
Обратите внимание, уважаемые родители! Депрессия считается цикличным состоянием, и, если ее длительность наблюдается более двух недель, то она повторяется раз за разом. В итоге, затяжная депрессия может привести к психосоматическим заболеваниям, т.е., нарушениям физического здоровья. Например, к таким, как: астма, аллергия, головные, желудочные боли, не поддающиеся лечению и др.
Ну, теперь давайте пристальнее обратим внимание на наших чад! Вы заподозрили депрессию у своего ребенка?- С ЛЮБВИ! Это главное лекарство и мощный инструмент, который всегда с Вами, под рукой, актуальный и неизменно действенный! Иногда, ее одной бывает вполне достаточно, как для профилактики, так и для лечения депрессии. Всегда проявляйте любовь к своему ребенку, сопереживание и участие в его жизни. Он должен чувствовать, что он неотъемлемая частичка Вас, и Вы принимаете, любите его таким, какой он есть. Поддержите в любую минуту! И еще: коль «ноги» сей проблемы часто растут из семьи, то и причину нужно устранять там же. Любите, будьте большой частью жизни Ваших любимых, и устраняйте причину психологическую в семье ( от внутрисемейных отношений до рациона питания). Нотации и нравоучения, а тем более крик и агрессия часто дают совсем обратный результат, и настраивает ребёнка против вас, т.к видит, что Вы не понимаете, что с ним происходит.
- Хорошо, любовь действует! Но бывает причина не только психологическая, и не только из семьи…, что тогда? Ну конечно же здесь не обойтись без специалистов. Лучше всего в этом вопросе разбираются люди, работающие на тонком плане — ЦЕЛИТЕЛИ. И неспроста. Они работают в области энергий, энергий любви, позитива, добра. Ведь все мы восхищаемся восточным знаниям, их мудростью, а именно целители несут эти самые знания и ПРАВИЛЬНО ИХ ИСПОЛЬЗУЮТ, чтобы помочь нашим чадам. И, что немаловажно, целитель работает без побочных эффектов.
И помните! Дорогие коллеги-родители! Инвестиции в наших детей в виде любви, заботы, правильной закладки воспитания, здоровья, образования – бесценны, но доступны всем! И самое главное – они всегда самые оправданные!
Если вы заподозрили что-то неладное с вашим ребенком, не медлите, обратитесь за помощью! Диагностика покажет откуда у проблемы «ноги растут» и как это можно быстро исправить. У Оксаны Манойло большой опыт работы с детьми и их родителями. Заказать диагностику по фото можно здесь. http://manoiloksana.ru/diagnostika-po-foto/
Я, Манойло Оксана — практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.
Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://manoiloksana.ru/detskaya-depressiya/
Бывает ли депрессия у детей: как распознать и что делать?
Принято считать, что депрессивное состояние – удел взрослых. Но современный ребенок живет в постоянном информационном потоке, нередко испытывает стресс, особенно это актуально для младших школьников и подростков. Сегодня мы поговорим, почему возникает депрессия у детей, как своевременно распознать тревожные признаки, и что нужно делать в подобных ситуациях.
Депрессия у детей до 3 лет
Детская депрессия не всегда возникает по вине родителей, психоэмоциональные патологии стремительно молодеют, поэтому вырастить ребенка с абсолютно здоровой нервной системой и психикой практически невозможно.
Проблема может возникнуть в любом возрасте, нередко патологию диагностируют у малышей до 3 лет, но чаще всего депрессивные состояния проявляются у младших школьников и подростков.
Причины психоэмоциональных нарушений у маленьких детей:
- гипоксия и асфиксия, внутриутробные инфекционные патологии, тяжелые роды;
- тяжелые заболевания в раннем возрасте;
- генетический фактор психоэмоциональные нарушения передаются по наследству практически всегда;
- потеря ощущения безопасности и защищенности при разрыве эмоциональной связи с мамой;
- агрессия, насилие в семье, наличие у родителей алкогольной зависимости – страх громких звуков имеет врожденный характер, поэтому постоянные скандалы негативно отражаются на физическом, умственном и эмоциональном развитии малыша.
У малышей депрессия проявляется в виде плохого аппетита, частых приступах рвоты, малыш плохо или совсем не набирает вес, наблюдается заторможенность, повышенная возбудимость
Если ваш ребенок часто болеет, вы бесконечно ходите по разным врачам, а толку ноль, то причины, скорее всего, кроются в проблемах с психикой и нервной системой.
Депрессия дошкольников – причины и симптомы
По мере взросления ребенка усложняется его психика, на ее нормальное функционирование влияет множество факторов – атмосфера в семье, первый опыт социализации, стремительное развитие речи и мышления.
В 3-6 лет депрессивные состояния проявляются не только через соматические признаки, но и наблюдаются перепады настроения, ребенок еще не может понять, что с ним происходит, но внимательные родители заметят нарушения.
Симптомы депрессии у дошкольников:
- вялость, апатия, ребенок не проявляет интерес к играм и любимым занятиям;
- стремление побыть в одиночестве;
- ребенок часто жалуется на скуку, плачет без видимых причин;
- появляются различные страхи и фобии;
- мимика становится скупой, голос тихим, малыш ходит сгорбившись.
Из соматических проявлений чаще всего возникают диспепсические расстройства – диарея, запор, тошнота, боль в животе, наблюдается беспричинное повышение температуры, ломота в мышцах, головная боль.
Депрессивные состояния у младших школьников
Когда ребенок поступает в школу, у него увеличиваются социальные и учебные нагрузки, нужно учиться правильно вести себя со сверстниками и учителями, правильно ставить цели, уметь планировать время и соблюдать правила. При этом психика еще сформирована не до конца, усталость и постоянное напряжение негативно влияют на эмоциональное состояние.
К основным причинам депрессии, биологическим и семейным, добавляются проблемы и конфликты с одноклассниками и педагогами, учебные нагрузки, в возрасте 7-12 лет происходит очередной этап становления личности, ребенок пытается быть взрослым и самостоятельным, но получается это не всегда, что и провоцирует развитие психоэмоциональных нарушений.
Но есть и небольшие плюсы, в этом возрасте дети уже могут объяснить словами свои чувства, они начинают жаловаться на грусть, тоску, апатию, бесконечную усталость.
Дети до 10-12 лет не умеют описывать и понимать собственное настроение, что значительно затрудняет диагностику в раннем возрасте. У дошкольников и младших школьников психоэмоциональные нарушения проявляются в виде соматических симптомов, физических недомоганий.Симптомы депрессии у младших школьников:
- снижение или полное отсутствие интереса к учебе, хобби, развлечениям;
- избегание контактов со сверстниками, родителями;
- ребенок остро реагирует на любые замечания, критику;
- рассеянность, ухудшение памяти и внимания – все это негативно отражается на учебе, что только усугубляет ситуацию;
- необоснованные приступы гнева, вспыльчивость, раздражительность – эти симптомы появляются в 10-12 лет.
Депрессию сопровождают и физические патологии – сердечная и головная боль, дискомфорт в желудке, нередко в этом возрасте развивается вегетососудистая дистония.
Подростковая депрессия
Пубертатный возраст – «чудная» пора, как для родителей, так и для подростков. Гормональный всплеск усугубляет все психоэмоциональные проблемы. После 12 лет развиваются скрытые депрессии, поскольку ребенок становится замкнутым, нередко прибегает для успокоения к алкоголю, наркотическим веществам, начинает курить.
Причины депрессии:
- неудачи в отношении с противоположным полом;
- частые конфликты с ровесниками, поскольку подростки постоянно пытаются доказать, что они лидеры;
- внутренние конфликты и противоречия;
- неудовлетворенность собственной внешностью;
- увлечение компьютерными играми, поток ненужной информации из интернета;
- увеличиваются нагрузки в школе, все чаше встает вопрос и будущей профессии.
Среди причин развития депрессивных состояний у подростков семейные проблемы отходят на второй план, лидирующие позиции занимают взаимоотношения с ровесниками – авторитет сверстников намного превышает родительский.
Проявление психоэмоциональных расстройств во многом схожи с симптомами депрессии у младших школьников, но перепады настроения, появляются чаще, нередко добавляются мысли о смерти и попытки суицида.
Методы лечения
Самостоятельно справиться детской или подростковой депрессией невозможно, не стесняйтесь обратиться за помощью к детскому невропатологу, психологу или психотерапевту – последствия запущенных депрессивных состояний намного страшнее, чем визит к специалисту.
Лечение проводят только комплексное, с учетом возраста пациента, степени тяжести патологии.
Как лечить депрессию
- Медикаментозная терапия. Не пытайтесь подобрать лекарства самостоятельно по совету родственников и знакомых, список антидепрессантов велик, все препараты имеют противопоказания, побочные эффекты, нередко вызывают привыкание. Поэтому назначать их должен только врач.
- Рефлексотерапия, физиотерапия – эти методы считаются вспомогательными, но на ранних этапах развития депрессивных состояний неплохо помогают.
- Психотерапия. Сеансы проводят с детьми старше 3 лет, для подростков этот метод лечения очень важен.
Существует множество современных видов коррекции психоэмоциональных нарушений – арт-терапия, лечение цветом и музыкой, танцевальная терапия, медитация, к гипнозу специалисты прибегают в крайних случаях.
Чтобы лечение было успешным, нужно нормализовать режим дня – ребенок должен высыпаться, правильно и сбалансировано питаться, больше двигаться. В корректной форме вам нужно ограничить времяпровождение в социальных сетях, компьютерных играх.
Проявляйте искренний интерес к влечениям ребенка – что читает, слушает, смотрит, и не спешите критиковать, у каждого поколения свои кумиры, с этим нужно смириться и попытаться понять.
Умейте идти на компромиссы, учитывайте мнение ребенка, не впадайте в истерику, если подросток решил стать актером или музыкантом, а не получить престижную и нужную, с вашей точки зрения, профессию.
Заключение
Быть родителями – тяжелый, круглосуточный труд, дети практически постоянно выходят из одного возрастного кризиса, чтобы погрузиться в другой сложный период. Любовь, внимание, умеренная забота, хорошие отношения в семье, совместные прогулки и отдых – все это поможет вам легче перенести или вовсе избежать депрессивных состояний у ребенка, и сохранить собственные нервы.
Источник: https://its-kids.ru/byvaet-li-depressiya-u-detej.html