Здоровье мира

Кто придумал обувь для левой и правой ноги?

История обуви от древних времен до наших дней

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком.

Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками.

Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу.

Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь.

Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с аппликациями из кожи.

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в.

башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема.

В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами — «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги.

Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г.

была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда одежда рыцарей состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин.

Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и сыромятную кожу.

Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная обувь: валенки и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь.

Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов.

Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

Источник: http://fb.ru/article/320503/istoriya-obuvi-ot-drevnih-vremen-do-nashih-dney

Полная история обуви. Где, когда появилась, как развивалась

«Жить хорошо!» — радостно заявил наш далёкий предок, зажаривая на костре мясо добытого во время недавней охоты медведя. «А хорошо жить — ещё лучше!» — добавил он, закончив трапезу.

После этих слов охотник эпохи неолита вырезал из шкуры зверя меховые портянки, обмотал ими свои ноги, подложив сухой травы, и закрепил всю конструкцию сухожилиями.

Теперь он стал не просто «человеком разумным», но ещё и «человеком обутым».

Абсолютной гарантии, что всё обстояло именно так, у нас, конечно, нет, но мы можем с уверенностью говорить, что привычка ходить в обуви появилась у людей около 30 тысяч лет тому назад. Об этом красноречиво свидетельствует изменение формы мизинцев ног, которое начало наблюдаться именно с этого времени.

5 тысяч лет до нашей эры

Примерно к 5 тысячелетию до нашей эры человечество начало свою обувь шить, используя в качестве материалов всё те же шкуры, лыка и сухожилия, а в качестве инструмента – кремниевые ножи и костяные шила. Внешне изделия древнейших мастеров немного напоминали современные мокасины.

3 тысячи лет до нашей эры

Картина кардинально изменилась тогда, когда центр цивилизации сместился южнее. Жаркий климат Древнего Египта подталкивал его жителей к тому, чтобы обуться во что-то полегче. У подданных фараонов распространение получили сандалии.

Подошву древнеегипетских сандалиев изготовляли из пальмовых листьев, папируса или сандалового дерева (от которого сандалии и получили своё название) и крепили к ней ремешки, удерживающие подошву на стопе. Именно в этот момент обувь начала выполнять не только утилитарную, но и представительскую функцию.

Если уделом простонародья были грубые образцы с кожаной стелькой, то знать носила сандалии из дорогой тиснёной кожи, а под ступню подкладывались сафьяновые подкладки.

На подобных сандалиях зачастую изображались связанные нубийцы и хетты. Таким образом, верхушка египетского общества как бы попирала при ходьбе своих исторических врагов.

О гендерном равноправии в ту эпоху никто не думал, и женщины, включая жён фараона, ходили босиком.

2 тысячи лет до нашей эры

Греки усовершенствовали египетское изобретение.

Вот тут античные дизайнеры разгулялись! Некоторые эндомины украшались резными костяными пластинами, некоторые – чеканными металлическими бляшками, существовали модели, оставляющие пальцы ног открытыми, а полностью закрытые эндомины зачастую оторачивались мехом.

Низшее сословие использовало в быту или обычные сандалии или эмбады – просторные грубо сшитые башмаки на шнуровке из воловьей кожи или войлока. В отличие от египтянок, гречанки добились права ходить обутыми наравне с мужчинами. Быть может, сказалось влияние демократии, а может, сыграла свою роль знаменитая сварливость ахейских женщин.

Дальние предки славян – скифы в это время начали использовать сапоги из мягкой кожи. Носили их как женщины, так и мужчины, заправляя в подобную обувь цветные шаровары. Традиционно скифские сапоги были «мозаичные» — шились из большого количества кожаных и меховых лоскутков и крепились на ноге ремнями. Под кожу поддевались войлочные чулки.

Богатое убранство подошв скифской обуви свидетельствует о «азиатской» привычке этого народа сидеть ступнями наружу.

I век

Римляне привнесли в дело развития мировой обувной индустрии три существенных изобретения.

Само собой понятно, что знатные римляне желали выделиться. В этот период допустимые фасоны обуви для каждого сословия определялись законодательно. А особый интерес представляло то, что было на ногах патрицианок – матерчатые изделия в виде перчаток. Фактически это были носки. К слову, подобные носки вновь вошли в моду в начале 21-го века – ничто не ново под луной!

Варвары, погубившие Римскую Империю, слыли людьми простыми и практичными. Они носили удобные мягкие кожаные сапоги и туфли с ремнями, крепящимися чуть выше щиколоток. Украшались эти конструкции пуговицами и большими отворотами, за которыми удобно было прятать хорошо отточенный нож.

XI век

Зачастую поверх сапог надевались шерстяные гамаши. К 11 веку в обиход входят мягкие сапоги с высоким голенищем и женские туфли с острыми носами, крепящиеся ремнями к голени.

XIV век

Впрочем, время шло, варварство отступало, и практичность вновь уступила место вычурности.

По преданию граф Анжуйский, страдавший большим наростом на пальце ноги, начал носить обувь, существенно превосходящую естественный размер его обуви.

За популярным графом последовали подражатели, не имеющие никаких болезней вовсе. Так в оборот вошли знаменитые остроносые башмаки «пигаши». Европа начала переживать период «готической остроконечности».

Остроконечными были не только своды соборов, остроконечными стали головные уборы, рукава одежды, носки туфель. Последние к 14 веку доросли до абсолютно несуразных размеров, и их начали сворачивать спиралями и цепочками закреплять на башмаках, а кроме того крепить к самим башмакам бубенчики. Нетрудно догадаться, что длиной носка и количеством бубенчиков пытались обозначить уровень знатности.

На королевских балах звучал постоянный перезвон, а чтоб не наступить случайно соседу на ногу требовалось немало старания. В итоге, французский король в 14 веке издал указ, лимитирующий длину носочной части обуви.

Принцы и великие князья могли появляться в обществе, обутые в туфли с носочной частью до 75 сантиметров, именитые дворяне – до 60 сантиметров, рыцари – до 45 сантиметров, горожане – до 30 сантиметров, простолюдины – до 15 сантиметров.

XV век

К 15 веку стремление к длинноносым туфлям ослабло. Европейское общество ненадолго ударилось в другую крайность. Башмак начал становится всё шире, а его владельцы стали напоминать гуляющих гусей.

Одновременно начинают использоваться деревянные цоколи и галоши. Их использование обусловила всё большая скученность городской жизни и, как следствие, всё более ужасающая грязь в городах Европы.

Кроме того, женщины Эпохи возрождения преимущественно носили длинные платья и тапочки, которые не являлись водонепроницаемыми.

Помимо гигиенических нужд милые дамы использовали подобные деревянные платформы с целью увеличения собственного роста. По этой причине платформы модниц порой достигала полуметра.

В Англии даже пришлось ввести специальный закон, в соответствии с которым брак мог быть расторгнут в том случае, когда удавалось доказать, что невеста сфальсифицировала свой рост.

XVI век

В 16 веке в обиход входит корк (пробковое дерево). Это вызывает бум каблуков, применяемых при производстве женской обуви. Пробку располагали под подошвой из кожи, поднимая пятку. До этого момента каблуки были атрибутом лишь мужского костюма, что было сопряжено с верховой ездой и необходимость располагать ногу в стремени.

XVIII век

В конце 18-го века появляется лакированная кожа. Это позволило существенно расширить цветовую гамму обуви. Первоначально лакированная кожа использовалась только для женской обуви, но к 19 веку лакированные туфли начинают носить и мужчины.

Кроме того, к этому времени начинают отдельно производить обувь на левую и правую ногу. В настоящий момент это может показаться невероятной дикостью, но до 19-го века обувь шилась «на прямую канорку».

Даже тяжело себе представить — какое это могло вызывать количество мозолей у наших предков!

XIX век

В 19-м веке человечество изобрело каучук и швейную машину. Фактически с этого момента производство обуви было поставлено на поток. В это же время отверстия для шнурков стали снабжаться металлическими пистонами.

И произошло всё это невероятно вовремя! Новая индустрия как раз успела обуть миллионы солдат перед тем, как они отправились умирать на поля Первой мировой войны.

Классические сапоги с высокими голенищами и привычные для нас армейские ботинки – детища именно этого времени.

50-е годы

50-е годы дарят женским ногам каблук–стилет. Кожа в это время начинает заменяться синтетическими материалами, натуральность в тот период никого не волновала. Прослеживалось стремление к броским, «неприродным» цветам.

70-е годы

В 70-е годы в моду вошла бижутерия, послужившая средством украшения женской обуви. А в 1976 году в СССР впервые на немецком оборудовании была произведена обувь на литой подошве.

Такая основа использовалась для производства сапог-дутиков, обладавших поистине «космическим» дизайном. Когда подобные сапоги дополнялись «дутыми» куртками, шапками и даже перчатками, обладатель подобного гардероба начинал напоминать Юрия Гагарина.

В стране хронического дефицита за упомянутыми вещами вырастали громадные очереди.

Альтернативой «дутикам» были «буратины» — узконосые сапоги, обильно покрытые заклёпками. От «буратин» веяло чем-то запретным и западным, их носитель принимал облик байкера, ковбоя и рок-музыканта одновременно. Стоила такая обувь непомерно дорого, но при появлении в продаже мгновенно раскупалась.

80-е годы

80-е годы 20-го века принесли новации в сфере спортивной обуви. В спортивные ортопедические подошвы научились добавлять воздух, что позволило существенно снизить усталость ног при длительных нагрузках.

90-е годы

В 90-е годы компьютерные технологии, микрофибра и стрейч-ткань породили громадное количество стилей. В то же время стала более востребованной натуральность. Многие потребители вернулись к естественным материалам.

Основной тенденцией «нулевых» большинство специалистов считают обращение к «этнике». В частности, именно в это время в моду входят унты и угги.

Источник: https://lacode.ru/blog/obuv-kak-zerkalo-civilizacii/

Обувь на Руси


26.11.

2016

Есть поговорка, что посмотрев на обувь, можно многое узнать о человеке: о чертах его характера, об интересах, взглядах, склонностях, о том откуда он или куда идёт, о материальном достатке и об отношении к самому себе. В настоящее время на прилавках обувных магазинов при огромном разнообразии товара каждый способен выбрать себе пару по душе. А во что обувались наши Предки и из каких материалов делалась обувь?

На Руси носили и сапоги, и ботинки, и туфли, но были несколько видов особой обуви, которую не придумали ни в одной другой стране мира.

Шевели поршнями

Наверняка вы слышали фразу «шевели поршнями», но скорее всего не задумывались откуда она произошла. Смысл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега. Но откуда пошло само выражение, и что собой представляют эти поршни?

На самом деле поршни — это один из видов обуви, которую носили наши Предки. Они пользовались популярностью у народа: для изготовления не требовалось никаких особых навыков, и сделать их можно было без привлечения мастеров.

Достаточно было взять кусок кожи с самой простой обработкой или шкурку с маленького животного, пропустить по краям кожаную полоску и стянуть. Размер регулировался силой натяжения полоски.

Скорее всего, поршни — первая обувь, которую надевал юный славянин, так как название могло образоваться от слова «порхлый» (мягкий, рыхлый). Некоторые крестьяне укрепляли поршни вставками из кожи на носке и подъёме, украшали вышивкой и бахромой.

Крепилась такая обувь шнуровкой, что придавало сходства с лаптями. Считается, что самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком.

Лапотная Русь

Самой распространённой обувью руского народа были лапти. Недаром говорится — «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи — несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все руские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год.

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты.

Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок.

В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника — запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные — из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали.

Летом, отправляя на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, — рачкиили в лапти из пеньковой верёвки — чуни.

В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса — волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни — лапти, сплетённые из ракиты.

В зависимости от времени года, лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах —  кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна — моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички — розни.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Торопясь, и лаптя не сплетёшь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору — четыре дня, а зимой — десять дней. «В дорогу идти — пять пар плести», — говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево — не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

Существовал даже оригинальный термин — «лапотная миля», расстояние, которое можно было пройти в одной паре лаптей.

Подробнее об лаптях можно прочитать в статье «Лапти на Руси».

Валяная обувь

Лапти сегодня воспринимаются как экзотика, а вот валенки, которые также были древнейшей, исконно руской обувью до сих пор не ушли с обувного рынка.

Удивительно удобная и тёплая обувь, придуманная нашими Предками, до сих пор незаменима для людей тех профессий, чей труд связан с долгим пребыванием на улице в холодное время года и пользуется огромным спросом у строителей, сторожей, рыбаков, лесорубов, работников транспортной милиции.

Валенки бывают твёрдые, грубошёрстные, мягкие, серые, белые, цветные. Для праздников в некоторых областях делали валенки розового цвета. Очень красивы валенки «писанные», т.е. расшитые узорами и затейливыми рисунками. Говорят, что на свете не существует двух одинаковых пар валенок, и среди них есть настоящие произведения искусства.

Их историю хранят в музеях, один действует в городе Мышкине Ярославской области, второй открылся в Москве. В них собраны абсолютно уникальные экспонаты «валеночного» искусства. В московском музее можно, например, увидеть валенки в виде самовара, паровоза, чайника, самолёта.

Валяная обувь появилась у руских в конце XVII – начале XVIII в. Из шерсти катали коты, валенки, чуни (войлочные тапки), к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву.

Валенки были дорогими. Крестьянская семья, каждый член которой имел свою собственную пару этой обуви, считалась зажиточной.

В большинстве же крестьянских домов имелась всего одна пара валенок, которую домочадцы носили по очереди.

Широкое распространение валенки получили лишь в первой половине XIX века, когда было налажено их изготовление промышленным способом.

Производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, Кинешемском уезде Костромской губернии, Семёновском уезде Нижегородской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии.

Сегодня основной производитель валенок – Ярославская фабрика валяной обуви, основанная в 1994 году.

Вследствие того, что валеные сапоги – это практичная, тёплая и удобная обувь, они до сих пор пользуются достаточно высоким спросом в нашей стране. А валенки, расшитые нитками, лентами, бисером, кружевами и стразами, похоже, прочно обосновались в гардеробах модниц.

Сапоги

Сапоги наших Предков имели мягкую подошву: жёсткая появилась примерно в XIV веке. Скошенное сзади невысокое голенище, тупой или, наоборот, заострённый носок и полное отсутствие каблука — вот примерное описание сапог того времени. Каблук на них начали делать ближе к XVII веку. 

Делали и простые башмаки — чёботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: «Два сапога — пара, и оба на левую ногу».

А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины, и дети.

Появился особый вид ремесла — кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.

Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими.

Кожа хорошо сохраняется в земле, и среди археологических находок немало древней руской обуви. Поэтому мы знаем, что для прочности в задники сапог вставлялась берестяная прокладка, а перед обшивался вторым слоем кожи.

Голенище доходило до колена и косо срезалось так, чтобы спереди сапог был выше, чем сзади.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные сафьяновые сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми, и голубыми. Красили кожу при выделке сами сапожники. Особая профессия красильщика появилась значительно позже.

Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи — куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками.

Мастерство не затерялось в веках, и сейчас есть умельцы, которые могут сделать красивые удобные поршни или валенки, пошить собственноручно сапоги или сплести праздничные лапотки.

Стоит отметить, что наши Предки носили обувь сделанную собственноручно или же заботливыми руками мастера и исключительно из натуральных материалов, современная же обувь производится механическим способом на фабриках и в большинстве своём из искусственных, синтетических материалов, а значит она создаёт значительные искажения по полю формы и длительное ношение такой обуви способно привести к развитию ряда заболеваний. К примеру, это одна из причин распространения грибковых заболеваний на ногах, особенно в сочетании с носками из синтетики. Побороть этот недуг можно с помощью настоящей каменной соли, если добавлять её в ванночки для ног.

Интересные факты про обувь

© МЦ Древо Рода

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: http://drevoroda.ru/interesting/articles/2621/2427.html