Мышление (продолжение…)

Про мышление (продолжение)

Мышление (продолжение...)

eidograph

Я исхожу из того, что исторически существует всего три способа задания мышления. И более того, я утверждаю, что четвертого не дано.

Первый способ: мышление – это место. Второй способ: мышление – это правило. И третий способ: мышление – это средство.
Все три способа были открыты (или переоткрыты) еще в  Греции.

  Любая трактовка мышления – это некоторая версия увязки всех трех определений. Построить объективное мышление на увязке любых двух компонентов из трех – невозможно. Какой-то из способов может выступать в организационной роли.  Исторически, здесь могут развиваться определенные стилистические вещи.

Например, с акцентом на инструментальности мышления развивалась английская традиция, с акцентом на нормативности – немецкая, и с акцентом на геометрии – французская. Все три направления столкнулись с парадоксами самой идеи мышления. И собственно вся история мышления может быть понята как история развертывания этих парадоксов.  Иначе говоря, ошибочной была сама идея.

Но эта ошибочность возможно была одной из самых эвристичных в истории культур.Сегодняшнюю ситуацию я характеризую следующим образом: мышление сегодня не является доминирующей формой объективации сознания. Оно находится в конкурентных отношениях с другими формами. Однако, конкурентные преимущества мышления совершенно неочевидны и конкуренция проигрывается.

Сегодня, многие полагают, что мышление – слишком архаично, громоздко, неэффективно, неэкологично и даже антигуманистично, что это в целом – вчерашний день. Еще очень длительное время мышление может существовать в различных формах, пока окончательно не станет реликтом музейного типа.  Это возможный прогноз.

На сегодняшний день я вижу две  эволюционных линии: 1) ассимиляция мышлением других форм объективации, 2) ассимиляция самого мышления другими формами объективации. Возможны варианты построения каких-то неоднородных композитных структур, но возникает вопрос об организующих принципах таких структур. Иначе говоря, вопрос о возможности синтеза остается открытым.

Теперь о ситуации в Беларуси. Я полагаю, что мы в общем и целом унаследовали и частично приватизировали (что смогли конечно) советский тип. Советский, а ранее российский имперский тип
формировался под определяющим влиянием двух больших традиций: французской и немецкой. Причем, всегда доминировала именно немецкая.

Но французская составляла главную оппозицию, которая периодически устраивала и устраивает свои рокоши. Что касается английской традиции, то она изначально была понята ублюдочно, что породило в Союзе самую уродливую из всех существовавших когда-либо форм позитивизма и прагматизма. Российские (да и местные) либералы и наоборот, те кто их сильно не любит – яркое тому подтверждение. 

Что касается “немцев”, то они всегда “служат”, а “французы” – “партизанят”.Когда распался Союз, естественно в Беларуси началось тоже, что и везде – французская “партизанка”.Назвали это почему-то “постмодернизмом”.

Однако, если Вы полистаете любые беларусские официальные издания по философско-гуманитарной тематике, вы не успеете дочитать до третьей строчки, чтобы там не возник Гегель. Теперь пару слов о себе: я получил образование в традиции СМД-методологии. В общем и целом – это “немецкая” линия.

Она очень синтетична (как и положено любому порядочному “немцу”), а организующим типом мышления в ней является онтологическая манера мышления. Ни  “французы”, ни “англичане” не мыслят онтологично. “Французы” мыслят топически, а “англичане” – семантически.

Иначе говоря, для первых первична сущность, для вторых – пространство, для третьих – значение. Тем не менее, как и в любой другой традиции, в СМД есть свои “французы” и свои “англичане”.Я считаю свою традицию хорошей и вполне себе респектабельной.

Однако, она будет иметь смысл и будет продуктивной в наших условиях только в том случае, если в ближайшие несколько десятилетий будут заложены сильные основания других “линий”. Особенно я беспокоюсь за местных “англичан”. Дело в том, что строительство наций изнутри онтологического дискурса никогда ничем хорошим не заканчивалось.

|

eidograph

Три дня был на экскурсии во Львове.  Город очень понравился.  Редкое совпадение внутренних ощущений и впечатлений от города.  Много, что видел, много где был.  Впрочем , я не слишком заядлый охотник за впечатлениями.  Меня в  большей степени волнует апперцепция. И вот интересная штука – она в этом городе есть.

Самое главное событие – я был на могиле Банаха. Главное впечатление – картины в замке Потоцких. Главное разочарование – Скотской кавярни ныне нет, на ее месте банк.

 

Из развлечений: “бендеровский” ресторан на площади Рынок, кафе Мазох на Сербской, кафе Дзига на Верменьской, “Амадей” и “Свит кофе” возле Латинского собора и “Кабинет” возле Арсенала.

Источник: //eidograph.livejournal.com/30681.html

Рекламное мышление

Мышление (продолжение...)

Александр Репьев, Президент агентства Mekka Advertising

Надобно учить не мыслям, а мыслить. И. Кант Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно.Конфуций

“Оригинальность некомпетентности”

Многие увязывают творчество с оригинальностью. Полезна ли оригинальность в рекламе? Если под оригинальностью понимать уникальность содержания рекламы, уникальность ее заголовка и уникальность ее предложения, то тысячу раз ДА. Такая оригинальность – это необходимое условие успеха рекламы.

Но, к сожалению, под оригинальностью в рекламе обычно понимают новые технические трюки, часто совершенно не связанные с товаром. Полезны ли новые формальные приемы в рекламе? Не более, чем везде.

Если для того, чтобы данная реклама лучше продавала, потребуется новый, тщательно выверенный графический или иной ход, это решение будет полезным и творческим. Но, как считает великий Бетховен:

“Новое и оригинальное родится само собой, без того, чтобы творец об этом думал”.

Почему великий маэстро так сказал? Наверное, потому что и в его время была толпа псевдооригиналов. Иногда оригинальностью может быть… консерватизм. Philip Morris с 1947 года не отступают от своего знаменитого ковбойского мотива в рекламе Marlboro.

При этом их суетливые коллеги из других компаний “творчески” меняют все каждый год.

Говоря об этих горе-оригиналах, Лео Бернетт, кстати, один из самых творческих людей в рекламе, обычно использовал высказывание искусствоведа Бернарда Беренсона – “оригинальность некомпетентности”.

Я лично согласен с агентством Ted & Bates, которое считает: “Оригинальность – наиболее опасное слово в рекламе”. А вот, что говорит об оригинальности Боб Гарфилд, авторитетный журналист в области рекламы: “Оригинальность – это грех. Да, в искусстве она важна. Но – увы! – вы не художники, вы бизнесмены.

В ваши функции не входит исследование неизведанного, вы должны находить способ передать сообщение заказчика циничному и скептичному потребителю. Кого волнует оригинальность, кроме вас самих?” Говоря “вас самих”, Гарфилд имеет в виду участников бесчисленных конкурсов, похоже, специально созданных для того, чтобы воспитывать шарлатанов в рекламе.

Вот что он говорит об одном из них: “Канны – это замечательное место. Все очень нарядно и празднично, единственная проблема – реклама тошнотворна. Из 7000 представленных работ невозможно смотреть 6925. Что мы видим? Нарочитые видеоэффекты, навязчивый режиссерский подход, секс и вульгарщину, несмешные, неподходящие и ворованные шутки.

Практики рекламы в Каннах успеха не имеют. Это ужасно.” Я бы добавил к сказанному, что львиная доля представляемых на фестивалях картинок и видео-трюков (их важно называют “работами”) рекламой, строго говоря, не является.

Так о чем же говорят “липовые кабинетные награды” (Джерри Делла Фемина), которые вам с гордостью покажут в некоторых агентствах? О том, что эти ребята на деньги своих клиентов соорудили что-то, что ПОНРАВИЛОСЬ таким же, как они “творцам”, ищущим признания. Не более и не менее. А продаваемость и прочие выгоды? – Такая проза “оригиналов” не волнует.

Одному американскому банку оригиналы за какие-то жалкие 36 лимонов баксов соорудили “улетный” ролик: размытое апокалиптическое зрелище: небоскребы, выстроенные из долларовых банкнот, чудовищные механизмы из долларов, и на их фоне – жалкие фигурки человечков – Ва-аще, в натуре! Такое надо прямо в Канны!

Мелочи жизни: до этого акции банка стоили $70, а после – $30. Кто следующий? Не толпитесь, господа!

Креатив и креАтинизм

Копирайтер Эд Кокс: “Нет креативных или некреативных копирайтеров; есть только хорошие и плохие “делатели” реклам (ad-makers)”. Что? – Отменить “креатив”!? С этим вряд ли согласится рекламная богема и околорекламная пишущая братия.

Ну, куды же ей без “креативу”! За этим словцом можно скрыться и уютно существовать в рекламе годами, транжиря деньги рекламодателя (благо этот лох в рекламе ни бум-бум); надувая щеки на “креативных” тусовках и пописывая “креативные” статейки.

Долго пытался я найти хоть сколько-нибудь вразумительное определение туманному термину “креатив”, и, наконец – о счастье! – мои поиски увенчались успехом. В незабвенном произведении двух наших зубров рекламы А. Зыбкина и В.

Полукарова “Параллельный мир: реклама и право” я натолкнулся на долгожданное определение: “Дырка в рекламных щитах Clifford вместо автомобиля и надпись “Угнали?” – это и есть креатив”. Наконец-то все стало ясно! Это “дырочное” определение надо широко пропагандировать.

В статье одного юного околорекламного существа читаем: “Креатив – явление относительно новое, и старое, как мир. В той или иной форме его использовали Лев Толстой, Рембрандт и Фрейд”. (Хорошая компания, однако – А.Р.) И еще: “Одним из способов борьбы за покупателя стал креатив… Чем больше “реальной” информации о товаре содержит реклама, тем менее она “креативна””. Вот так-с!

Сотрудники одного журнала придумали словечко “криВАтив”. Мне кажется, здесь лучше подойдет другое название – “креАтинизм”.

Еще немного о мышлении

Можно ли разбить мышление на компоненты? Можно ли с аптекарской точностью сказать – в принятии данного решения есть 50% здравого смысла, 5% предыдущего опыта, 15% образования, 3% воображения, 3% интуиции? – Вряд ли.
При этом все перечисленное – это очень расплывчатые понятия. Не претендуя на научную строгость, я все же попытаюсь их рассмотреть в контексте маркетинга и рекламы.

Здравый смысл и ум

Что такое здравый смысл? Российский энциклопедист Сергей Аверинцев считает, что “Здравый смысл – это самый низший этаж культуры умственной и всякой другой… Нижний этаж – это то, на чем строятся все остальные.

” Нужен ли здравый смысл в рекламе? Еще как нужен! В дореволюционных российских газетах иногда попадаются восхитительные рекламы. Они даже в наши дни сделали бы честь их создателям. Чем же тогда руководствовались наши рекламные дедушки? Здравым смыслом, господа.

Крепким купеческим здравым смыслом! А не выкушать ли нам рюмочку рябиновой, господа? За здравый смысл в рекламе и рекламное мышление.

Я понимаю, что множество создателей современной российской рекламы также никаких “академиев” не кончали и никаких рекламных книг не читали (и это при обилии литературы по рекламе!), но их произведения говорят об отсутствии у них даже самого элементарного здравого смысла.

Есть ли он у тех, кто не понимает, что реклама не может считаться рекламой, если даже за 10-20 секунд (при обычном времени контакта 1,5-3 секунды) зритель не может определить хотя бы ее товарную категорию? Или если наружная реклама забита графическим и текстовым мусором настолько, что для автомобилиста она не существует? Или если рекламный текст совершенно нечитаем? Или если телеролик состоит из одних глупых трюков?

В Америке популярна шутка – если у вас нет образования, вам нужно работать мозгами. Происхождение этого высказывания понятно – большая часть американских состояний была накоплена именно мозгами, а не образованием.

Советский лидер Анастас Микоян, блестящий политик и умница, поговаривал – образование только шлифует мозги, а если их нет, то… Сопоставление ума и образования занимало многих. Что лучше: мощный интеллект при небольшом образовании или переизбыток образования при небольшом уме? Банальный ответ – лучше много ума и много образования.

В маркетинге и рекламе встречаются забавные случаи.

Можно встретить умного и образованного доктора наук, который, сколько ни бейся, не может понять, что пользоваться его сложным продуктом будет не специалист, а простой человек, которого он должен хотя бы попытаться понимать; что это нонсенс, когда в специальном журнале статьи рассчитаны на нормальных людей, а рекламы – на впавших в детство чудиков. Ведь и то и другое читают одни и те же люди. При этом можно встретить человека из палатки, не обремененного ни умом, ни образованием, который тебе поведает массу интересных деталей о клиентах, продемонстрировав при этом блестящее маркетинговое мышление и наблюдательность. Гениальный Эйнштейн не мог сдать экзамен по математике в колледж. Гениальный Калашников создал свой автомат, имея за плечами только 9 классов сельской школы.

Есть о чем задуматься.

Образование

Часто слышишь о нежелании россиян учиться на ошибках и достижениях других. Нам скучно осваивать опыт поколений, стран и профессий. Мы все любим изобретать кособокий российский велосипед.

Сотни рекламных отроков и отроковиц убеждены, что в рекламе (этом сложнейшем из ремесел) учиться им просто нечему – здесь все так элементарно. Не верите? – Почитайте Пелевина. Ко многим из наших рекламистов даже нельзя отнести высказывание Г.

Бебеля “Он однажды стрелой пронесся через прихожую этого ремесла.” – Они даже до прихожей еще не дошли, при этом годами усердно плодя псевдорекламу. Сократ утверждал: “Ни один человек не занимается ремеслом, которому он не учился хотя бы немного.

” Великий мудрец прав, ибо даже самый умный и талантливый человек за свою жизнь не может сам открыть всего того, что было открыто до него. Свой успех Ньютон объяснял тем, что стоял на “плечах гигантов”, то есть опирался на достижения всех живших до него естествоиспытателей.

Именно с усвоения знаний, накопленных поколениями, начинается образование современных физиков, химиков и т.д. Только так возможен прогресс. А если бы каждое поколение заново изобретало давно открытые законы естества, мы бы все еще жили в средневековье.

Именно в средневековье живут те рекламисты, которые игнорируют знания, с огромным трудом накопленные предыдущими поколениями рекламистов. Стремясь к оригинальности и ничему не учась, они предпочитают повторять ошибки, совершенные много раз до них. О таких Гете говорил:

“Глупее всего тот, кто думает, что утрачивает свою оригинальность, если признает истину, уже открытую другими”.

Еще в 1923 г. Хопкинс изложил многие положения маркетинга и рекламы, которые работают и поныне. Он, в частности, писал: “Мы видим бездарно используемые рекламные площади, игривость, заумные затеи, развлечение.

Дорогостоящие страницы, заполненные болтовней, которые, если бы их писал продавец, поставили бы под сомнение состояние его психики”. Но кто из нынешних рекламных “творцов” это читает? Если бы великий копирайтер дожил до наших дней, он потерял бы веру в способность “маркетингового и рекламного человечества” учиться.

Правда, ныне дорогостоящие страницы чаще всего заполнены не болтовней, а пустой графикой – дань потрясшим рекламу “творческим” революциям. А нужно ли в рекламе образование? Да, если в рекламном вузе учат не только чужим мыслям, но и мышлению.

Если учат делать деньги клиенту, а не натаскивают на победы в рекламных конкурсах (как это делают, например, в Школе рекламы Майами). Или если не увлекаются схоластикой и “учением без размышления” (Конфуций), если не готовят “книжные шкафы”.

Почему из студентов-отличников не всегда получаются хорошие врачи, дипломаты, режиссеры, военные и физики? Потому что знания, скажем, в физике определяют далеко не все.

Физика делается с помощью моделей и гипотез, а здесь требуется игра воображения, шестое чувство. Эйнштейн утверждал, что для физика воображение важнее, чем знания.

Когда один из учеников Нильса Бора сменил физику на поэзию, мэтр заметил: “Для физики у него никогда не хватало воображения”.

Источник: //www.polygraphcity.ru/stati/marketing-menedzhment/reklamnoe-myshlenie-prodolzhenie.html

Задачи на логическое мышление

Мышление (продолжение...)

Развитие логического мышления является популярным направлением в обучении не только детей, но и взрослых. Логические задачи становятся при этом отличным инструментом для повышения имеющегося уровня.

Особенности логического мышления ↑

Основными операциями логического мышления являются:

  • анализ – процесс мысленного разделения объекта или предмета на части;
  • синтез – установление отношений между элементами, чтобы создать общую картину;
  • абстрагирование – выделение существенных признаков, позволяющих без деталей описать предмет или объект;
  • сравнение – умение находить общие и отличительные черты между разными предметами;
  • обобщение – группировка предмета по общему признаку;
  • конкретизация – обращение к деталям, характеризующим предмет, что позволяет раскрыть его содержание.

Логическое мышление неразрывно связано с другими психическими функциями. Поэтому занимаясь его развитием, человек одновременно улучшает память, внимание, воображение, восприятие и т. д. Чтобы успешно решать задачи на логику, требуются теоретические знания и личный опыт.

Основные способы развития логического мышления ↑

Задачи, которые предлагается регулярно решать для развития мыслительной деятельности, можно условно разделить на следующие группы:

  • поиск лишнего элемента. Ответами на такие задания могут быть самые простые признаки, чтобы они были доступны для детей. Например, ткань, твид, костюм, тюль. Лишним является слово «костюм», т. к. оно начинается на другую букву;
  • поиск отличий. Умение видеть в практически одинаковых элементах отличия, позволяет развивать мышление;
  • загадки на внимательность. Ответами на них является то, что лежит на поверхности. Человек обычно усложняет задачу для себя, поэтому не может ответить правильно;
  • задачи на перестановку элементов, чтобы получить правильный результат. Они могут быть графическими или текстовыми;
  • ребусы, шарады и кроссворды;
  • задания на составление фигуры или выбор недостающего элемента к образцу;
  • поиск общего названия для нескольких предметов. Задачи с ответами удобно иметь в виде мобильного приложения;
  • задачи на смекалку. В них необходимо сначала уловить, в чем подвох. Потом уже на основании математического счета или других операций разобраться с правильными ответами;
  • продолжение ряда цифр или предметов.

Примеры задач на смекалку ↑

  1. Эту задачу легко решают дошкольники. Математики и программисты обычно справляются с ней в течение часа. Остальные могут потратить несколько дней, но не найти ответ.

8800=6                      9901=3

8020=4                      1020=2

1144=0                      2781=2

5322=0                      3710=?

Решение: цифры обозначают, сколько кружков находится в каждой комбинации. Соответственно, в последней – один кружок, и после знака должна быть единица.

  1. У двух целых карандашей по два конца. Сколько концов у двух с половиной карандашей? Решение: 6 концов.
  2. Без чего не испечь хлеб? Без корки.
  3. Как можно принести воду в дуршлаге? Ответами могут быть: заморозить воду, в виде льда и т. п.
  4. Почему ходят люди? Решение: по земле.
  5. С неба упала звезда,

    Дети сказали: «Ура»!

    Следом кричат еще две:

  «Возьмите и нас к себе!»

   Сколько ж упало звезд?

   Вот в чем главный вопрос!

Ответ: одна.

  1. Одновременно из Казани и Ульяновска стартовали два поезда. Скорость казанского в 3 раза больше ульяновского. Какой из них будет дальше от Ульяновска в момент их встречи? Ответ: оба поезда будут на одном и том же расстоянии от Ульяновска.
  2. Две матери и две дочери поделили между собой три персика. Как они могли это сделать? Ответ: каждой досталось по персику, ведь их было трое: девочка, ее мама и бабушка.
  3. В какой ситуации человек двигается со скоростью гоночного автомобиля? Решение: когда он в нем находится.

Шарады ↑

И детям, и взрослым интересно развивать мышление в игровой форме. Часто при этом используются стихотворные формы.

  1. Сначала будет двойка. А рядышком мужчина,

В отличие от многих высокого он чина;

Соединяя вместе, мы тут же получаем

То, что всю книгу на части разделяет. (Пара-граф).

  1. Возьмем число, а рядом ставим ноту,

И букву «р» поставим на конец,

Получим человека, чью работу,

Мы видим каждый день, он молодец! (Столяр)

  1. В нем так много буквы «л»

Будто съесть он их хотел,

Деревянный и простой,

В каждом доме есть такой.

Можно за него присесть

И кусочек вкусный съесть. (Стол)

  1. Меня ты покупаешь в магазине,

    Ведь я вкусна, красива и пышна,

    Но если буква «е» найдется в середине,

    В дупло орешек спрятать я должна. (булка-белка)

Задания на поиск лишнего элемента

  1. Молоко, творог, сметана, сало, сыр.
  2. Слесарь, врач, инженер, баттерфляй, учитель.
  3. Ненавидеть, презирать, раздражаться, понимать, негодовать.
  4. 2, 12, 24,46, 62.
  5. Класс, урок, учитель, ученик. Лишним является слово «класс», т. к. оно не начинается с буквы «у».
  6. Торты, ножницы, вафли, конфеты. Лишним будет слово «конфеты», т. к. в нем ударение не падает на первый слог.
  7. Слон, ресторан, стол, стул. Ответами могут быть разные слова, в зависимости от признака классификации. Например, ресторан, потому что не с буквы «с» и потому что содержит больше одного слога, слон, т. к. не относится к заведению общественного питания.

Задания на продолжение ряда ↑

Подобные задачи часто предлагают для усвоения математического материала. Чаще всего ряды выстраивают из цифр. Хотя более сложные задания предполагают и текстовый вариант.

  • 5,8,11,14,17…
  • 48,40,32,24…
  • 26,27,28, 36,37,38…
  • 2,4,8,16,32…
  • работа — труд-…
  • бежать — спешить-…

Советы по решению задач

Отлично помогают в развитии логики не только текстовые или математические, но и графические задания. Чтобы мышление развивалось максимально эффективно, необходимо:

  • делать небольшие упражнения несколько раз в неделю;
  • выбирать задачи из разных областей, чтобы мозг постоянно перестраивался, а не действовал по привычке;
  • использовать устные и письменные варианты заданий;
  • стартовать следует с более простых заданий, чтобы не снижалась мотивация;
  • ребенку обязательно объяснять различные возможные принципы выполнения задания, чтобы в следующий раз он мог выбрать подходящие.

Без логики невозможно представить хорошего специалиста и отличного ученика. Несколько минут в день, посвященные логическим задачам, вполне доступны каждому. Своеобразная зарядка для мозгов может быть даже основой для увеличения продолжительности жизни и психического здоровья.

Светлана Шадрина

Источник: //mozgid.ru/myshlenie/zadachi-na-logicheskoe-myshlenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.