Наиболее частые причины СДВГ у детей и взрослых
Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.
СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.
Причины СДВГ
В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.
В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.
Дети с СДВГ не могут найти себе места!
Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.
Что же является причиной развития СДВГ
На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.
Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.
Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.
Симптомы СДВГ
Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.
В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде.
Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей.
Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.
У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.
Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).
В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.
Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.
- Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
- Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
- Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.
На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.
Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ
Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.
Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.
В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка.
Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается.
В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов.
Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию.
Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS – Fetal Alcohol Syndrome), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.
Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.
Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.
Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.
Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.
СДВГ и влияние пестицидов
Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.
Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.
Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.
По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/prichiny_sdvg/3-1-0-4
Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей
Одним из наиболее спорных психических расстройств на сегодняшний день является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СГДВ). Эта болезнь чаще регистрируется у детей дошкольного возраста, а у взрослых проявляется в случае отсутствия терапии.
Многие исследователи ставят под вопрос сам факт наличия подобного нарушения работы коры головного мозга. Другие ученые склоняются к присутствию органических и экологических предпосылок к формированию данного синдрома.
У детей с рассматриваемым заболеванием отмечают утрату способности к концентрации внимания, неадекватную реакцию на окружающих, а также чрезмерную двигательную активность. В зависимости от типа СДВГ и возраста пациента клиническая картина может варьировать.
Поставить подобный диагноз можно только при возникновении проявлений в различных условиях, например, при посещении малышами детского сада или школы, поскольку важна смена обстановки. Возможны также задержка в развитии и проблема с социализацией.
Борьба с недугом сводится к коррекции поведения. Применяются как немедикаментозные методы, так и лекарственные средства. У взрослых синдром дефицита внимания может проходить самостоятельно, а вот гиперактивность у детей школьного возраста в большинстве случаев требует лечения.
Основные симптомы недуга у детей
Чтобы бороться с заболеванием, важно знать его главные проявления. Они чаще возникают в возрасте 6-7 лет. Принято выделять несколько форм СДВГ у детей, которым присущи следующие симптомы:
- Преимущественно невнимательный вид патологии характеризуется клиническими признаками, связанными со снижением способности к концентрации. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на задании, он забывчив и чрезмерно мечтателен. Такой тип СДВГ наиболее заметен во время обучения в школе. Невнимательность препятствует качественному восприятию информации и способствует отставанию пациента во многих дисциплинах.
- Гиперактивно-импульсивная форма сопровождается дефицитом самоконтроля и излишней подвижностью. Такие дети бывают агрессивными, проявляют беспокойство и неспособны к длительному ожиданию. Зачастую пациенты склонны даже к деструктивному поведению и принимают участие в актах вандализма намного чаще, чем школьники без синдрома дефицита внимания. Гиперактивным ребенком трудно управлять, и зачастую с ним не справляются даже родители.
- Смешанный тип характеризуется сочетанием признаков. Малыши импульсивны, но рассеяны и неспособны сосредоточиться. В детском возрасте подобное поведение может восприниматься как вариант нормы, однако со временем клиническая картина усугубляется.
Причины возникновения
Поскольку в психологии мнения насчет существования такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности разделились, то и по поводу этиологии данного расстройства единой точки зрения нет.
Некоторые ученые склоняются к вероятности органической основы нарушения, то есть считают, что для его возникновения необходимы изменения коры головного мозга.
Другие исследователи утверждают, что СГДВ способно сформироваться только под воздействием повреждающих факторов, но при наличии генетической предрасположенности. Среди основных причин, провоцирующих проявление синдрома дефицита внимания, выделяют:
- Изменение физиологического строения и развития лобных долей коры головного мозга и более глубоко лежащих структур центральной нервной системы. Эти отделы активно участвуют в поведенческих реакциях, поэтому их патологии способны приводить к психическим расстройствам.
- Наследственность также предположительно влияет на возникновение синдрома гиперактивности. При наличии в семейном анамнезе пациента случаев выявления СДВГ риск его дальнейшего возникновения увеличивается в 5 раз. Медики связывают данную закономерность с мутациями генов, ответственных за транспорт и восприятие нейромедиатора дофамина.
- Тяжелая беременность, а также злоупотребление при вынашивании ребенка алкоголем, курением и сильнодействующими препаратами. Играет роль в патогенезе и иммунологическая несовместимость плода и матери. Это происходит при различии белковых структур. Однако недуг формируется не во всех случаях.
- Родовые травмы и биологические факторы, такие как постнатальные инфекции, способны негативно сказываться на строении и развитии коры головного мозга, повышая риск возникновения психических расстройств.
Психологи склоняются к комплексному воздействию ряда повреждающих факторов. Есть мнение и по поводу значения экологических условий для формирования недуга, однако, как и в случае других причин, точных доказательств их важности на сегодняшний день нет.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности по патогенезу представляет собой расстройство, деформирующее нейроны, расположенные в лобной доле коры головного мозга. Именно с ее поражениями связаны многие нарушения когнитивных функций у детей и взрослых.
Исследования, основанные на структурной визуализации центральной нервной системы, показали диффузные аномалии нейронов у пациентов с СДВГ. Существуют и данные об уменьшении объема мозжечка и полушарий головного мозга, причем показатели со временем не изменялись.
Точно неизвестно, обусловлено это заболеванием или связано с приемом препаратов, назначаемых при терапии.
При анализе данных, полученных в результате магнитно-резонансного исследования пациентов с синдромом дефицита внимания, была также выявлена меньшая активность передней поясной коры и дорсолатерального участка, ответственного за память.
Именно указанные отделы отвечают за хранение старой информации при восприятии новых данных.
Медики связывают эту специфику с отсутствием способности детей к обучению, а нарушение работы фронтальных отделов — со снижением концентрации внимания, которая является одним из основных проявлений синдрома гиперактивности.
Диагностика
Специфического метода, позволяющего подтвердить или опровергнуть предположение о наличии СДВГ у детей, не существует. Обследование направлено на выявление возможных органических причин срывов психики. Пациента осматривает невролог, который оценивает наличие расстройств работы нейронов, проявляющихся нарушениями координации движений, речи и мимики.
Важно исключить поражение спинного и головного мозга, которые формируются внутриутробно или во время патологических родов, что возможно только при помощи магнитно-резонансной томографии. При отсутствии поражений ребенок направляется к психологу, который собирает подробный анамнез и наблюдает за манерами пациента.
В редких случаях требуется осуществление электроэнцефалограммы, допплеровского исследования и специфических анализов крови.
Лечение
Борьба с синдромом дефицита внимания и гиперактивности основана на корректировке поведения и устранении органических причин расстройства при их наличии. Данные цели достигаются при помощи комбинированных методов, основанных как на психотерапии, так и на применении медикаментозных средств.
Вылечить проявления заболевания можно в любом возрасте, однако лучше начинать сразу же после постановки диагноза. Если оставить нарушение без внимания, оно может осложняться другими проблемами, что ухудшает прогноз и затрудняет борьбу с патологией. Лечение СГДВ определяется врачом на основании результатов проведенных исследований и индивидуальных особенностей пациента.
Важно четко соблюдать рекомендации доктора, чтобы не допустить усугубления клинической картины.
Обзор препаратов
Чтобы сгладить проявления синдрома гиперактивности, используются средства различных групп. Наиболее результативны стимуляторы центральной нервной системы, например, «Метилфенидат», а также антидепрессанты, такие как «Имипрамин» и «Тиоридазин».
Эти лекарства призваны повышать концентрацию внимания, а также убирать излишнее беспокойство, тревожность и агрессию. Применяются и ноотропы, к которым относится «Церебролизин».
Гомеопатия и препараты на основе аминокислот, наиболее популярным из которых является «Глицин», по некоторым данным, также оказывают положительное действие.
Немедикаментозные методы
Важный этап в борьбе с СДВГ – психотерапия, а также выполнение специальной лечебной физкультуры (ЛФК). Используются различные дыхательные и речевые упражнения для коррекции психических нарушений и улучшения способности к контролю внимания. Заниматься можно как с врачом, так и в домашних условиях.
Рекомендации родителям
Помощь в лечении синдрома дефицита внимания должны оказывать и близкие ребенка. Требуется создать благоприятную обстановку для восстановления психики пациента. Необходимо больше времени проводить вместе, исключить ругань и придирчивость, а также сравнение со сверстниками. Подобное поведение играет важную роль как в борьбе с недугом, так и при его профилактике.
Отзывы
Анна, 32 года, г. Архангельск
Когда мой сын пошел в школу, стала замечать, что он неспособен нормально сконцентрироваться. Ребенок постоянно отвлекался, трудно было делать домашние задания. Отвели к врачу — поставили диагноз синдром дефицита внимания. С сыном долгое время работал психолог, ходили на специальные занятия. За несколько сеансов стал более внимательным и сосредоточенным.
Егор, 27 лет, г. Калининград
Дочка всегда была активной и неусидчивой. Когда пошла в школу, педагоги стали жаловаться на ее неспособность к обучению. Рекомендовали обратиться к психологу. Врач диагностировал синдром гиперактивности и дефицита внимания. Потребовались специальные упражнения и занятия, чтобы нормализовать работу психики ребенка. Сейчас жалоб никаких нет.
Загрузка…
Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti.html
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это функциональная дисфункция головного мозга, представляющая собой комплекс симптомов в виде повышенной нервной возбудимости, рассеянного внимания и чрезмерной активности во время выполнения простых и\или сложных движений.
Диагноз СДВГ ставится, преимущественно, в детском возрасте и, в зависимости от преобладания того или иного симптома, различают форму:
- Гиперактивную;
- Дефицит внимания;
- Смешанную.
Стоит отметить тот факт, что СДВГ очень часто встречается именно смешанного типа, а его схожесть с другими функциональными и органическими заболеваниями нервной системы затрудняет его своевременную диагностику.
Симптоматика данного расстройства неспецифична и может быть не замечена вплоть до зрелого возраста.
Дети с СДВГ рассеянны, плохо концентрируются на нужных вещах, игнорируют указания взрослых, ввязываются в драки, очень много разговаривают и обладают чрезмерной эмоциональностью.
Что характерно, во время проведения с таким ребенком беседы, тот часто перебивает и рассказывает лишь то, что сам считает необходимым.По статистике — абсолютно в каждой школе на класс приходится 1-2 ученика с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, причем чаще – это мальчики.
Причины
Причины СДВГ изучены недостаточно, однако прослеживается прямая связь с патологией во время беременности:
- Внутриутробные инфекции;
- Гипоксия плода;
- Дефицит веса при рождении;
- Чрезмерное употребление лекарственных препаратов, особенно в 1 триместр беременности;
- Стремительные роды;
- Стрессы в период вынашивания ребенка.
К другим причинам относят:
- Наследственность;
- Перенесенные инфекции нервной системы (менингит, энцефалит);
- Травмы головы и черепа;
- Дисфункция коры больших полушарий;
- Вредные привычки;
- Конфликтные ситуации в семье и в школе;
- Строгое воспитание.
Основные синдромы при СДВГ
Дети, страдающие дефицитом внимания и гиперактивностью предъявляют ряд жалоб (или же взрослые сами наблюдают со стороны) на:
- Утомляемость, слабость в мышцах, нежелание что-либо делать, головные боли по типу каски неврастеника (ощущение сдавления головы обручем в области висков), онемение или жжение в конечностях. После сна ребенок чувствует себя разбитым, не высыпается, в течение дня быстро устает, внимание становится рассеянным. Давление, как правило, пониженное. Эти жалобы представляют собой классический гипотонический синдром;
- Неспособность усидеть на месте, повышенная двигательная активность, выраженная жестикуляция во время разговора, часто – постоянные движение ногами во время долгого сидения (синдром заячьих ног). Ребенок беспокоен, вертит в руках ручку или грызет ногти. Этот симптомокомплекс представляет собой гиперкинетический (гипердинамический) синдром.
Гиперкинетическое расстройство поведения может быть ранним признаком развития психического или неврологического заболевания, поэтому, если ребенок стал вести себя по-другому, перестал слушаться старших, появились постоянные навязчивые движения руками и ногами, то необходимо обратиться к специалистам для подтверждения диагноза.
Особенности СДВГ у взрослых
Синдром гиперактивности у взрослых также проявляется в виде рассеянности, невнимательности. Взрослые пытаются избегать общения с другими людьми, боятся нерешенных вопросов.
Нарушена система приоритетов – они не знают, на кого им ровняться, и зачем они занимаются тем, чем занимаются. СДВГ у взрослых практически всегда возникает на фоне недостатка внимания в детстве.
Учеба у таких людей затруднена, поэтому в высшие учебные учреждения они поступают редко, обязанности по работе выполняют неохотно, иногда и не выполняют вовсе, поэтому часто подолгу не задерживаются на одном рабочем месте.
Человек постоянно забывает элементарные вещи, например, куда он положил свои ключи или закрыл ли дверь, перед тем как уйти из дома. На важные мероприятия всегда опаздывает, не обладает пунктуальностью.
Поведенческие расстройства в виде импульсивности поступков выражены довольно ярко. Настроение изменяется очень быстро, поэтому таких людей очень легко обидеть. Иногда – необоснованная агрессия вплоть до драки. Обладают низкой самооценкой, свои поступки считают неправильными, но не могут их контролировать, часто испытывают угрызения совести после конфликтных ситуаций.
Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста
Синдром дефицита внимания у детей иногда появляется еще в годовалом возрасте, когда ребенок совершает частые движения руками и ногами, сам по себе — неуклюжий, неусидчивый, невнимательный, речь развивается очень медленно, а со сверстниками испытывает трудность в общении. Из вышесказанного ясно, что на данном этапе практически невозможно понять, является ли это чертой характера или же начальными проявлениями заболевания.
У дошкольников симптоматика схожая, присоединяется драчливость, ребенок становится конфликтным даже по незначительному поводу. Тяжело обучается, потому что ему трудно сосредотачиваться на чем-то одном, его мысли заняты всем и сразу, что приводит к мании и, как следствие, маниакально-депрессивному психозу.
При маниакальной фазе малыш неусидчив, очень разговорчив, охотно идет на контакт, берется сразу за несколько дел одновременно, но, как правило, редко что завершает до конца. Затем, изнеможённый от физической и умственной нагрузки, ребенок впадает в депрессию, резко замыкается в себе.Эти фазы всегда идут друг за другом и, если внимательно наблюдать за ребенком, то можно увидеть некую цикличность его поведения (2 недели – повышенная возбудимость, неделя – заторможенность и т.д.).
Частые «спутники» СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой отдельный синдром, и другие заболевания вызывать не будет. Однако наблюдения за такими детьми показывают, что помимо СДВГ у таких пациентов могут отмечаться:
- Нарушение коммуникативной функции, несостоятельность общения, трудность при выполнении домашнего задания и нежелание подчиняться каким-либо моральным требованиям;
- Тревожно-фобическое расстройство. У таких детей очень часто наблюдается боязнь темноты, высоты, замкнутых пространств;
- Гипнагогические галлюцинации (сны наяву). Пациенты с СДВГ обладают хорошей фантазией, из-за чего каждодневный отход ко сну будет затруднен;
- Депрессия. Как правило, эндогенная. Возникает спонтанно на фоне постоянных конфликтных ситуаций. Внешне ребенок кажется счастливым, однако на самом деле он находится в состоянии хронического стресса из-за неумения навыка общения с людьми;
- Маниакально-депрессивное расстройство;
- «Юношеский максимализм». Агрессия по отношению к людям, имеющим свое мнение. Нежелание выслушивать чужую точку зрения, стремление всегда и везде быть первым;
- Иногда – клептомания, нанесение вреда окружающим людям или животным;
- Синдром Туретта. Из-за постоянных жестикуляций, движений руками и ногами формируется индивидуальная «модель поведения» — движения становятся бесконтрольными, в некоторых случаях начинаются нервные тики и\или выкрикивания громких ругательств.
Сдвг или нормальное поведение?
Все мы сталкивались с жизненными трудностями и в определенный период жизни и были рассеянными, грустными, невнимательными. При хорошем настроении мы все чувствуем эйфорию, небывалый прилив сил, становимся подвижными и разговорчивыми. Так где же та тонкая грань между истинным синдромом дефицита внимания и просто обычным эмоциональным фоном?
Для постановки диагноза СДВГ недостаточно одной лишь рассеянности или активной жестикуляции во время разговора. Только психолог способен выяснить, является ли поведение ребенка просто баловством или же это заболевание, которое ему мешает.
Особенно трудно диагностировать СДВГ в подростковом периоде, когда гормональная перестройка так сильно влияет на ребенка, что его иногда даже трудно узнать.
Если ребенок рассеян только в школе, а дома ведет себя хорошо, самостоятельно выполняет домашние задания, помогает по дому, то ни о каком СДВГ не может быть и речи. И, то же самое, если он прилежно учится, регулярно посещает занятия, а в домашних условиях начинает вести себя иначе.
Это уже говорит о дефекте воспитания, которое нужно корректировать как раз-таки для избежания возникновения СДВГ в будущем. Гиперактивность ребенка считается нормой, если это не оказывает негативного влияния как на самого малыша, так и на окружающих его людей.
Диагностика заболевания
Включает в себя наблюдение за поведением ребенка в школе и дома, по необходимости – ведение дневника, где будут отмечаться нехарактерные для него поступки в тот или иной момент жизни. Обязательно наблюдение у невролога, так как СДВГ может быть следствием заболеваний ЦНС.
Также рекомендуется консультация у психиатра, который выяснит причину неадекватного поведения.
Всем детям с диагнозом СДВГ должно проводиться специальное тестирование по этому заболеванию, МРТ головы, ЭЭГ, РЭГ, должен быть получен психологический портрет, обязателен сбор анамнеза у родителей на предмет выявления внутриутробной патологии плода.По необходимости проводится комплексное обследование (если не было выявлено патологии беременности) — общий анализ крови, мочи, ЭКГ и т.д. с целью уточнения – является ли диагнозом СДВГ или гиперактивность связана с проявлениями какого-либо другого заболевания.
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ: Бруксизм: почему человек скрипит зубами во сне
Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
Как говорилось ранее, СДВГ имеет неспецифическую клиническую картину, но поставить диагноз можно при условии, если у ребенка встречается большинство из нижеперечисленных симптомов:
- Снижение памяти, внимания;
- Ребенок часто опаздывает в школу, легко отвлекается на уроках;
- Плохое восприятие информации. Ребенок считает большое количество информации ненужной, поэтому даже не пытается запоминать те или иные моменты;
- Рассеянность. Часто роняет тетрадки, ручки, забывает, куда положил нужную ему вещь и т.д.;
- Импульсивное поведение;
- Легко отвлекается на раздражители извне, что мешает сосредоточиться как в школе, так и дома;
- Берет много заданий для выполнения, однако не доводит их до конца;
- Работа, требующая длительного умственного напряжения, вызывает скуку, нежелание заниматься этим дальше;
- Внимание быстро переключается от одной детали к другой, во время разговора перескакивает с одной темы на другую;
- Чрезмерная болтливость;
- Неусидчивость;
- Постоянные движения ногами и\или руками;
- Суетливость;
- Испытывает нетерпение к другой точке зрения;
- Любит вмешиваться в чужие разговоры;
- Драчливость;
- Постоянное ерзанье на стуле.
Лечение
СДВГ вылечить одними таблетками не предоставляется возможным, терапия данного патологического состояния должна включать в себя посещение невролога и\или психиатра при !обязательном! наблюдении за ребенком его родителями. Малыш должен знать, что он нужен, и к его проблеме не безучастны близкие, иначе никакие лекарства не смогут его вылечить.
Медикаментозная терапия проводится Церебролизином, Пантогамом, Фенибутом. Не рекомендуется применение этих лекарственных препаратам детям до 6 лет. Диета включает в себя ограничение шоколада, дробное питание 5-6 раз в день с обязательным включением в рацион молочной продукции. Хорошие результаты дает ароматерапия, расслабляющие массажи, ЛФК, фитотерапия.
План лечения пациентов с СДВГ сугубо индивидуален и назначается лечащим врачом в зависимости от тяжести заболевания, частоты его проявлений, сопутствующих патологий и многого другого. Для достижения эффекта от лечения необходимо ограничить просмотр телевизора, игры за телефоном или планшетом до часа в день.
Причем за 2 часа до сна ребенок должен находиться в спокойной обстановке, рекомендуются размеренные прогулки перед сном, стакан кефира или молока. Воспитательный момент должен быть направлен на четкое распределение обязанностей по дому. (Например, мама каждый день готовит есть, папа выносит мусор, а ты будешь протирать пыль и т.д.).
Небольшие домашние дела, не требующие особой физической или умственной нагрузки, благоприятно влияют на воспитание ребенка.
Что необходимо знать родителям
Если у ребенка наблюдается повышенная нервная возбудимость, непереносимость стрессов, то ему необходимо ограничить участие в состязаниях и играх, которые могут ухудшить его психическое состояние. Хороший эффект оказывает плавание, туризм, бег, катание на лыжах или коньках.
Для улучшения самочувствия малыша рекомендуется минимум раз в неделю ездить куда-нибудь всей семьей (в кино, на пикник и т.д.), это благотворно повлияет на его здоровье и укрепит ваши семейные связи. При ребенке нельзя допускать ссор, ни в коем случае не прибегать к физическому насилию, если, к примеру, он принес из школы двойку.
Ребенку нужно помочь разобраться с предметом, уделить ему время. Иногда дети специально прогуливает уроки или получают неудовлетворительные оценки, а все потому, что просто хотят получить родительское внимание. Если ребенок имеет СДВГ, то наказания и запреты не возымеют должного результата, так как такие дети реагируют только на позитивные эмоции (поощрение за четверть без троек и т.д.
). Если вовремя заняться малышом, окружить его любовью и заботой, то синдром дефицита внимания пройдет самостоятельно даже без приема лекарственных препаратов.
Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-sindromy/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka-sindrom-defitsita-vnimaniya-sdvg.html
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
4 мальчика на одну девочку с СДВГ
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, ноособо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам,несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.
Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам,причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, то есть в каждомклассе начальной школы 1-2 ученика — дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25%больных.
Причины и факторы риска
Точная причина возникновения СДВГ неизвестна. Возможными причинами возникновения нарушениймогут быть:
- Общее ухудшение экологической ситуации.
- Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этотпериод.
- Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
- Угрозы выкидыша.
- Хронические заболевания матери.
- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравлениенаркозом, кесарево сечение.
- Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмампозвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
- Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
- Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы,нарушающие нормальную работу мозга.
- Длительная терапия (более месяца) парацетамолом во время беременности
Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания –факторы, способные завести механизм развития СДВГ.
Гиперактивность у дошкольников и школьников
Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могутпринять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У негоповышенна двигательная активность.
Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и делопросыпается. Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, посколькусказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.
Все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдромугиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытныйспециалист.
Первые признаки СДВГ начиная с грудничкового возраста могут проявлятся в виде следующих симптомов:
- частые движения руками и ногами;
- хаотичность движений;
- задержка развития речи;
- неуклюжесть;
- расторможенность, бесконтрольность в поведении;
- неусидчивость;
- невнимательность;
- невозможность удерживать внимание на предмете;
- частая смена настроения;
- постоянная торопливость;
- трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
- отсутствие страха
Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологииученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не можетконцентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходитьпо классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.
Диагностика заболевания
Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ являетсянаблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении сдрузьями, воспитателями, родителями.
Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов,для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.
Проблемой должен заниматься детский психолог. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей ианамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога,внутрисемейную обстановку.
У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:
- ошибается по невнимательности;
- не слушает и не слышит собеседника;
- избегает задач, требующих умственных усилий;
- теряет личные вещи;
- отвлекается на любые шумы;
- беспокойно играет;
- перебивает разговаривающих с ним;
- слишком много говорит;
- ерзает и раскачивается на стуле;
- встает тогда, когда это запрещено;
- устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
- хочет быть первым во всем;
- совершает бездумные поступки;
- не может дождаться своей очереди.
При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматикезаболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, МРТ,электрокардиографию, компьютерную томографию Необходим сбор симптомов заболевания
Лечение и коррекция
Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловленоиспользованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции.Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но ипомощь родителей, педагогов и родственников.
Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенностизаболевания.
Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашноеповедение ребёнка является не умышленным.Для позитивного влияния на пациента, способствующего егооздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего,именно с этого и начинается лечение.
Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:
- воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность.
Неследует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострениесимптомов.
- не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться.
Это будетспособствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.
Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия,нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводятбольшую часть своего времени.
Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе ивсячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следуетругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение.
Ведьстоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.
Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Носуществует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику.
Лечение СДВГвключает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.
Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность игиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Кортексин, Пантогам, Церебролизин, Пирацетам, Фенибут,Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.
Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннемвозрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формированиязависимости от лекарств.
Рекомендуется использовать специальную диету с ограничением приема некоторых продуктов. Диетаразрабатывается врачом индивидуально для каждого пациента.Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, физиопроцедуры, психотерапия,лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).
Родителям детей с СДВГ рекомендуется следующие методики коррекции и улучшения состояния своегочада:
- Развивать у ребенка самоконтроль и ответственность.
- Необходимо поручить ребенку выполнять несложные домашние обязанности: выносить мусор, ходитьв магазин за хлебом, мыть обувь, поливать цветы.
В специальном дневничке можно отмечатьдетские успехи за день и назначать за них соответствующее вознаграждение.
- Строго соблюдать распорядок дня. Необходимо приучать ребенка вставать, гулять, кушать,заниматься делами и ложиться спать в одно и то же время. Запрещено долго находиться передтелевизионным и компьютерным экранами, это усиливает перевозбуждение.
- Установить рамки поведения. Ребенок должен раз и навсегда усвоить, что можно делать, а чтонельзя. Дети с СДВГ должны научиться самостоятельно справляться с проблемами и трудностями,присущими их возрасту. Причем требования к таким детям не должны быть ниже, чем к здоровымсверстникам. Ни в коем случае нельзя относиться к ребенку как к больному.
- Развивать интерес к занятиям. Ребенку важно ощущать себя успешным и умелым, уверенным всебе. Если любимому чаду с трудом даются школьные знания, то не следует требовать от неговысокой успеваемости по всем предметам. Лучше, чтоб хорошие оценки ребенок получал лишь поосновным из них.
- Необходимо дать возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию.
В помощь детямдлительные прогулки и физические упражнения, плавание и активные игры на свежем воздухе.
Профилактика и превентивные меры
Следующие рекомендации помогут детям ослабить симптомы и предотвратить развитие заболевания:
- Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющихвыраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант.
В качествепрофилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах иконьках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!
- Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделированиеуспешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.
- Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройтикурс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать какможно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.
- Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостьюотвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.
- Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться ипроявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтомуродителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.
Запишитесь на консультацию. Детский психолог и логопед центра определят индивидуальные причины синдрома, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Источник: https://www.medaid.ru/psihology/kids/sdvg/