Нарушения восприятия
Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву. И мгновенно в сознании возникает образ, а затем и суждение о том, что на дворе осень.
Мы видим в зеркале свое небритое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно привести себя в порядок.
Восприятие – это сумма ощущений + представление. Восприятие – это психический процесс отражения предметов в целом и формирования целостного образа.
Восприятие завершается узнаванием.
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при воздействии на органы чувств (холодный, мокрый, твердый и т.д.).
Представление – это мысленный образ предмета, основанный на воспоминаниях.
Нарушение чувствительности
Количественные изменения ощущений:
анестезии (отсутствие чувствительности);
гипестезии (снижение чувствительности);
гиперстезии (повышение чувствительности).Качественные изменения ощущений:
парестезии (искажение чувствительности);
сенестопатии (сложные нарушения).
Гиперстезии встречаются при астеническом синдроме, тревожных состояниях, делириозном состоянии, у беременных (к запахам).
Гипестезии и анестезии встречаются при депрессии, состояниях выключенного сознания, кататоническом синдроме, истерических (конверсионных) расстройствах, глубоком гипнозе, состоянии сильного аффекта.
Сенестопатии
Сенестопатии – сложные нарушения восприятия, характеризующиеся:1. Болезненными ощущениями внутри тела.2. Мучительного характера.3. Трудноописуемые: спазм, давление, жар, жжение, холод, лопанье, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, стягивание, трение, дрожание и пр.4.
С миграцией по всему телу или неопределенной локализации.5. Обращение к терапевтам, низкая курабельность.«В голове, как будто, лопается пузырь», «кишечник, как будто, выкручивают», «в животе такое чувство, как будто, котенок царапает».
Сенестопатии встречаются при депрессии, невротических расстройствах, шизофрении, органических заболеваниях головного мозга.
Иллюзии
Иллюзии – это искаженное восприятие, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.«Пальто на вешалке кажется страшным бродягой».Иллюзии различаются в зависимости от органов чувств: зрительные, слуховые (в т.ч.
вербальные), обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные и мышечные). Иллюзии различаются по механизму образования:
Физиологические иллюзии возникают у всех людей из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия.
Например, иллюзионисты «распиливают» девушку пополам, ложка в воде кажется сломанной и т.п.
Иллюзии невнимательности возникают при недостатке внимания или в условиях затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка).
Аффективные иллюзии (аффектогенные) возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей и т.д.
Парейдолические иллюзии — зрительные иллюзии причудливо-фантастического содержания, возникающие при восприятии сложных конфигураций линий, узоров на различных поверхностях.«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался со страшной быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина…Монах в черной одежде, с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо…». А.П.Чехов, рассказ «Черный монах».
Иллюзии невнимательности и аффектогенные иллюзии могут быть в норме.
Парейдолические иллюзии встречаются при делириозных состояниях, органических психозах, наркомании, отравлениях психомиметиками.
Галлюцинации
Галлюцинации – восприятие без объекта, восприятие того, чего на самом деле нет.Существует множество классификаций галлюцинаций
А. По степени сложности:
• Элементарные — простейшие феномены (вспышки света, щелчки, стук, «оклики» и т.д.)• Простые — возникают только в одном из анализаторов (например, только чувствуется мнимый запах лаванды)• Сложные (комплексные) — возникают сразу в нескольких анализаторах (например, больной видит «черта», слышит его слова, чувствует его прикосновения)• Сценоподобные — изменяется вся окружающая обстановка, например, больному кажется, что он находится совсем в другом месте. Указывает на развитие помрачения сознания.
Б. По анализаторам:
• Зрительныеэлементарные псии (зрительные образы, лишенные конкретной формы в виде пятен, вспышек, «искр», контуров, бликов)макро- и микроптические — галлюцинаторные образы маленького или большого размера;
• Слуховые
элементарные – акоазмы (оклики, неясные шумы, щелчки, стук);в форме речи – вербальные:моно- и поливокальные — один или несколько , соответственно;по содержанию: осуждающие, угрожающие, восхваляющие, комментирующие, императивные.
• Висцеральные — ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей и т.д.
• Тактильные — восприятие каких-либо объектов на поверхности тела (на коже или слизистых, внутри них или под ними).
• Вкусовые — появление вкуса (обычно неприятного) в ротовой полости без какого-либо реального стимула, приема пищи.
• Обонятельные – появление запаха без реального стимула.
В. По особым условиям возникновения
В некоторых случаях галлюцинации возникают лишь при определенных условиях.
• Гипнагогические – при засыпании, гипнопомпические – при пробуждении. Состояния перехода ото сна к бодрствованию и наоборот облегчают возникновение галлюцинаций при состояниях, предрасполагающих к их развитию (на начальных стадиях алкогольного делирия, на фоне эмоционального стресса).
• Функциональные (рефлекторные) – возникают на фоне другого раздражителя, но в отличие от иллюзий не замещают его и не смешиваются с ним (слышит стереотипное повторение одного ругательства на фоне шума холодильника, шум холодильника воспринимается отдельно, но когда холодильник замолкает, пропадают и ругательства).
• При сенсорной депривации (галлюцинации Шарля Бонне – возникают у утративших зрение).
• Психогенные (вызванные) – после психотравмирующей ситуации, во время гипноза или при пробах на готовность к галлюцинациям (симптомы чистого листа, выключенного телефона и др.).
Г. По характеристикам восприятия
Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
Истинные галлюцинации | Псевдогаллюцинации | |
Экстрапроекция — образ воспринимается при помощи органов чувств.Яркие, как реальные образы.Связаны с реальной обстановкой.Больной взаимодействует с галлюцинациями, ловит их, гладит, отмахивается, убегает и тд.Больной борется с галлюцинациями – он может отвернуться, закрыть уши. | Интрапроекция — образ находится в субъективном пространстве (и больной это понимает).Не имеют характера реального объекта.Не связаны с реальной обстановкой.Поведение больного может быть нормальным.Невозможно отвернуться, закрыть уши. | |
Зрительные | Больной, находясь на отделении многопрофильного стационара, вечером стал беспокойным, ищет что-то под кроватью, в углу палаты, утверждает, что по полу бегают крысы, отмахивается от чего-то, говорит, что это пауки спускаются с потолка, пытается давить их на полу, на соседней пустой кровати видит «какого-то карлика», обращается к нему, просит помочь поймать крыс. | Больной видит ведьму со всеми ее атрибутами (три ружья, бутыль с динамитом, медная труба) лишь внутренне, но так ясно и отчетливо, что может со всеми подробностями рассказать, в каком положении она находилась в данную минуту, какое у нее выражение лица. Он видит ведьму с очень большого расстояния и притом сквозь стены. Больной знает, что ведьма не телесна, и видит ее «духом» своим. |
Слуховые | Больная 57 лет после недельного запоя стала слышать у себя в комнате звук, похожий на плач ребенка, долго искала источник этого звука, решила, что к ней в комнату как-то попал настоящий ребенок и теперь он плачет от голода. Так как, по мнению больной, плач доносился из дивана, разобрала полностью свой диван (до отдельных пружин). | Пациентка рассказывает, что «внутри головы» слышит «голоса» незнакомых ей людей. «Голоса» комментируют ее действия, иногда ругают ее. Считает, что эти «голоса» исходят из Кремля, где следят за ее жизнью и с помощью специальных приборов «помогают». Рассказывает, что голоса слышит «не ушами, а мозгом», т.к. когда затыкает уши, «голоса не уменьшаются», и не может локализовать источник звука в окружающем пространстве. |
Тактильные | В приемном покое больницы пациентка вдруг начинает кататься по полу, визжит, раздирает у себя на груди рубашку, пытается что-то стряхнуть с себя. Говорит, что у нее на груди кошка, она вцепилась когтями в кожу, просит врачей ее снять | |
Висцеральные | Больная утверждала, что в ее желудке живет змея, самая натуральная обычная змея. Больной сделали имитацию оперативного вмешательства и показали ей якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует. | Больной утверждает, что чувствует, как «вселившийся» в него колдун находится в нем «где-то в области живота, около позвоночника», он перекручивает ему внутренности, притягивает их к позвоночнику и пр. |
Обонятельные | Больному кажется, что его руки воняют калом, хотя окружающие люди никаких запахов не ощущают. Больной постоянно моет руки и ходит в перчатках. | У одной больной с шизофреноподобной картиной психоза, возникшим на фоне опухоли лобной доли, моментом истины были обонятельные галлюцинации, при которых она ощущала «запах мужского оргазма». На вопрос, что это за запах, больная, сколько не пыталась, не смогла его конкретизировать. |
Галлюцинации встречаются при психозах (алкоголизме, шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга, наркомании), употреблении психотомиметиков и при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).
Галлюциноз (галлюцинаторный синдром) – это наплыв обильных галлюцинаций на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1-2 недель до нескольких лет.
Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.
Психосенсорные расстройства
Психосенсорные расстройства – это искаженное восприятие явлений и предметов.Психосенсорные расстройства отличаются от иллюзий адекватностью восприятия: больной знает что он видит стул, хотя и с кривыми ножками.
При иллюзии одно принимается за другое (вместо стула – огромный паук). Метаморфопсии, макропсии, микропсии.Аутометаморфопсии – изменение и искажение различных частей собственного тела.
Больная, страдающая васкулитом головного мозга, видела автомобили, движущиеся по улице, на которой жила, величиной с божью коровку, а дома, стоящие на той же улице, величиной со спичечный коробок.
При этом она ясно понимала, что такого быть не может, но испытывала чувство сильного удивления и тревоги при этих явлениях.
Психосенсорные расстройства встречаются при височной эпилепсии, энцефалитах, энцефалопатиях, интоксикациях, заболеваниях глаз.
Деперсонализационно-дереализационный синдром
Деперсонализация – нарушение реальности восприятия себя.Бывает: 1. Витальная — у больного исчезает само чувство жизни. 2.
Аутопсихическая — отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое — как бы не мое, не пойму — хочу я спать или не хочу, к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия). 3. Соматопсихическая — чуждость или исчезновение своего тела или его частей.
Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его – «ног вроде бы у меня нет», больные не могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.
Дереализация – нарушение реальности восприятия окружающего.
«Мир как на картинке».Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа веку), уже испытанное, уже слышанное(дежа энтенду), никогда не виденное.
Деперсонализационно-дереализационный синдром встречается при психозах (например шизофрении) и у здоровых людей, при недосыпании, длительном стрессе, утомлении, перенапряжении.
Источник: http://www.zzeira.ru/index.php/78-stati/74-narusheniya-vospriyatiya
Проверьте себя. Проблемы с восприятием цвета и дальтонизм у фотографов
В этой статье мы кратко рассмотрим субъективность цвета. Это важный вопрос, но я хотел поделиться некоторыми своими мыслями о том, как цвет воспринимается каждым из нас и действительно ли это так важно.
Цвет субъективен
Во-первых, цвет субъективен. Это неоспоримый факт. Вы воспринимаете красный цвет яблока не так, как я, и мы никогда не узнаем кто из нас видит более правильно.
Что еще более важно, ни один из нас не может правильно или неправильно воспринимать цвет, поскольку нет никакого способа узнать точный цвет того яблока.
Цвет имеет какое-либо значение, только когда мы пытаемся описать его кому-то еще, и точность этой информации редко имеет решающее значение. Когда я прошу у вас красное яблоко, а не зеленое, вы не собираетесь спрашивать, насколько красным оно должно быть.Конечно, есть ситуации, в которых цвет очень важен для жизни. Пилотам, береговой охране, электрикам, специалистам по обезвреживанию бомб и многим другим профессиям необходимо знать тонкие различия цвета, но в конечном итоге большинству из нас не нужно слишком беспокоиться о том, какие цвета мы на самом деле видим.
Но что, если ты дальтоник?
Причина, по которой я пишу эту статью о субъективности цвета, заключается в том, что я часто слышу, что фотографы обеспокоены тем, что они не могут точно определить цветовые оттенки и могут быть дальтониками. Позвольте мне прояснить, что существует огромная разница между дальтонизмом и неспособностью определять тонкие различия в цвете в том, что касается фотографии.
Во-первых, дальтонизм является генетическим (наследственным). Вы не можете заболеть им, и вы не можете это исправить. Хотя есть вероятность, что даже если вы дальтоник, у вас все в порядке. Я также почти полностью уверен, что, когда вы обнаружили, что вы дальтоник, вам кто-то сказал об этом. До этого момента вы нормально жили и не знали об этом.
Помните, что цвет субъективен, и я буду знать только то, как цвет выглядит для меня, а вы будете знать только то, как цвет выглядит для вас. Почти всегда кто-то еще говорит вам, что вы видите цвета «неправильно».
Как дальтонизм влияет на нас как креативщиков?
Итак, теперь, когда мы определили, что на самом деле не имеет значения, страдаете ли вы дальтонизмом или нет, давайте посмотрим, как наша способность определять цвета влияет на нас как фотографов. Как я уже сказал, если вы дальтоник, это не конец света. На самом деле, всё наоборот.
Посмотрите на работы известных режиссеров, таких как Кристофер Нолан и Николас Виндинг Рефн. Они оба дальтоники. Режиссеры, работающие с картинами мирового уровня дальтоники и они не имеют проблем в творчестве.
Фильм режиссера Николаса Виндинга Рефна «Драйв» — один из самых ярких фильмов в новейшей истории. Николас Виндинг Рефн использует выдающиеся цветовые палитры, чтобы рассказать свою историю.
В ещё одном фильме Николаса Виндинга Рефна «Неоновый демон» крайности цвета используются для создания настроения и интриги.
«Темный рыцарь» режиссера Кристофера Нолана — один из самых серьёзных фильмов в истории. Этот успех отчасти связан с использованием цвета в темноте.
Это всё говорит о том, что не важно, страдаете ли вы дальтонизмом, не позволяйте этому сдерживать вас, но, что более важно, не позволяйте никому другому говорить вам, что это помеха или что вы не можете быть хорошим фотографом.
Не дальтонизм, а плохое восприятие цвета
Удивительно насколько много людей этой категории. Мы не дальтоники, но мы плохо улавливаем тонкие различия в цвете. Эти различия в цвете, которые я имею в виду, имеют непосредственное отношение к фотографии, и они возникают, когда мы пытаемся исправить проблемы с балансом белого или подбирать цвета для снимка.
Вот хорошие и плохие новости: острота восприятия цвета — это навык, который можно развить, но это займёт время.
Этот навык, похожий на любой другой. 20 лет назад работать с этим было очень сложно.
Тогда фотографам приходилось работать с химическими веществами и делать корректировку цвета при помощи светофильтров на фотоувеличителях. При помощи трёх фильтров можно сделать любую корректировку.Удаляя пурпурный цвет, мы получаем зеленый, удаляя желтый, мы получаем синий, а удаляя голубой, мы получаем красный. Это было сложно.
Я не был хорош в этом, потому что требовалось время, чтобы развить навык глаз, чтобы определить цветовые оттенки, присутствующие в вашем снимке. Любой может правильно распечатать цветную печать, если он знает, какие цвета нужно сбалансировать. Навык заключается не в управлении машиной, а в знании того, что необходимо отрегулировать.
Давайте посмотрим на пару примеров ниже, чтобы понять, что я имею в виду.
Приведенное выше изображение может выглядеть хорошо для некоторых из вас, и, честно говоря, оно выглядело бы идеально для меня 20 лет назад.
Но опыт подсказывает мне, что в этом снимке есть несколько проблем с цветом. Тени выглядят немного болезненными с легким голубым/зеленым оттенком, а блики — немного желтыми. Давайте сделаем некоторые исправления и посмотрим, сможем ли мы приблизиться к чему-то, что выглядит более желательным.
После внесения корректировок цвета мне намного больше нравится снимок. Тона кожи теперь выглядят более привлекательными. Некоторые из вас могут предпочесть предыдущую версию, и это тоже вполне нормально.
Что еще более важно, ни в коем случае я не говорил, что пытался сделать этот снимок точным или совершенным. Я лично считаю, что это глупым, поскольку сделать его совершенно точным технически невозможно.
Помните, я говорил в начале, что мы все видим цвет по-разному, и этот цвет субъективен? Ну, как же мы должны точно исправлять цвета, если мы все видим одно и то же по-разному?
Не поймите меня неправильно, я не говорю, что коррекция цвета не важна, но я говорю, что вам нужно развить личный вкус к цвету, и это будет развиваться со временем. Посмотрите на цвета на ваших изображениях, сделанные много лет назад, они идеальны? Скорее всего, вы бы покрасили симок по-другому.Моя жена все время просила меня попробовать вкусный ужин, пока он кипит на плите. Я пробую еду и для меня она либо вкусная, либо нет. Я понятия не имею, что добавить, если вкус меня не устраивает.
Конечно, некоторые из вас хорошо готовят и вы знаете, нужно ли добавить больше соли, вина, сахара и т. д. Для вас это может быть очевидным, а для меня нет, но зато я разбираюсь в цветах. Это то же самое. Понимание вкуса приправ приходит с опытом их использования.
То же самое в цвете. Я научил свои глаза замечать очень незначительные различия в цвете.
Заключительные комментарии
Итак, учитывая все это, давайте попробуем исключить слово «коррекция» из «коррекция цвета». Не существует «правильного» цвета, поэтому перестаньте беспокоиться о том, что ваш монитор так или иначе сместился в цветопередаче. Вместо этого начните обращать внимание на цвет своими глазами, а не полагайтесь на то, что машина говорит вам, что правильно и неправильно.
Конечно, дальтонизм — это реальная вещь, и она очень важна для многих из нас. Скорее всего, если вы достаточно умны, чтобы читать этот пост, то вы, вероятно, уже знаете, дальтоник вы или нет.
Но если вы хотите перепроверить себя, вот несколько тестов для глаз.
Тест цветовой слепоты
Вы на всех картинках видите цифры?
Источник: https://photar.ru/proverte-sebya-problemy-s-vospriyatiem-cveta-i-daltonizm-u-fotografov/
Жизнь с нарушением обработки слуховой информации | Фонд Выход, аутизм в России
15.11.14
Взрослая женщина с расстройством аутистического спектра и СДВГ о том, как приспособиться к жизни, если тебе трудно понять чужую устную речь
Источник: Andrea’s Buzzing About
Кто-то останавливает меня в университетском коридоре.
Пока я лихорадочно пытаюсь понять, кто же это такой, я слышу вопрос: «Ты идешь в занятную парикмахерскую?» Какое-то время я недоумеваю, а потом до меня доходит, что я додумываю другие слова, я прошу повторить вопрос, но он все еще не имеет никакого смысла. Судя по всему, это что-то важное, я прошу сказать другими словами, пока, наконец, до меня не доходит. Это моя одногруппница, и она спрашивает: «Ты идешь на занятия в пятницу?»
Подобная путаница с пониманием речи на слух — это настоящая проблема. В результате, я отвечаю не на те вопросы, и иногда мы с собеседником даже не догадываемся, что ведем диалог про два совершенно разных предмета.
Хотя другой человек знает, что он имеет в виду, я могу понять нечто совершенно противоположное. Я могу сказать, что прекрасно все поняла, и никто из нас даже не догадается, что мы были «на разных волнах».
Проблема продолжается, и собеседник видит в ней не простое недопонимание, а очередное доказательство того, что я неспособна учиться или справляться со своими обязанностями! Такое случается со мной регулярно, в том числе с руководителями и начальниками.
Иногда я не справляюсь с декодированием фонем, и во время нормального разговора появляются участки: «Бла-бла-бла-бла-бла, неразборчиво, бла-бла-бла». Если я прошу собеседника повторить сказанное, то снова слышу: «Бла-бла-бла-бла-бла, неразборчиво, бла-бла-бла». Это как говорить по мобильнику, когда есть помехи со связью, и сигнал периодически пропадает.
Мои мысленные субтитры, расшифровка разговора, которую я веду у себя в голове, вполне нормальна во время «бла-бла-бла», но как только я добираюсь до «неразборчиво», это как нижняя строка на таблице в кабинете окулиста — как ни старайся, ее не разобрать. Я ненавижу объявления в аэропорту, потому что в половине случаев я вообще не понимаю, что там говорят.
Из-за различных проблем с речью у меня неоднократно проверяли слух. Где бы я ни жила, кто-нибудь обязательно спросит про мой «акцент» (скорректированное нарушение речи). Однако мои уши работают просто отлично.
Я слышу звуки, которые не слышат большинство людей, например, изменения в тоне шума жестких дисков или вентиляторов в аппаратуре.
У меня диагностированы гиперакузия, чрезмерная чувствительность к звукам, и тиннитус, звон в ушах, который еще больше затрудняет для меня восприятие речи.
Многие годы моя семья, учителя, консультанты и работодатели жаловались, что я не понимаю, что происходит вокруг, забываю то, что они мне сказали, слишком буквально понимаю сказанное или просто игнорирую их. На занятиях или во время встреч я делаю все, что только могу.Я сажусь на первую парту, я заранее читаю по предмету, я смотрю, что говорит лектор. И все равно меня отвлекает шум кондиционера, батареи, мигающей лампы и проектора, и я с трудом понимаю, о чем идет речь, даже если лектор стоит всего лишь в паре метров от меня. Иногда я прошу говорить погромче, но настоящая проблема совсем не в громкости.
Мне трудно отделить звуки голоса от постороннего шума, кроме того, моя мысленная расшифровка чужих слов со всеми новыми терминами занимает много времени, плюс к тому, мне нужно в два раза больше времени, чтобы понять, что именно было сказано, и что это значит в данном контексте. Очень часто я не могу понять, о чем речь, если говорят несколько людей.
Я пытаюсь делать аудиозаписи лекций, но, честно говоря, по второму разу понятнее не становится.
Пока я не начала смотреть фильмы и сериалы с субтитрами, я даже не осознавала, как много диалогов я понимаю неправильно.
Только недавно, когда я снова попыталась смотреть телепередачи без субтитров, я поняла, насколько трудно мне понимать диалоги, и как сильно мне приходится все время напрягать внимание. Мне особенно трудно говорить по телефону, когда я не вижу того, с кем разговариваю.
Я ненавижу проверку ой почты, поскольку мне приходится прослушивать одно и то же скомканное сообщение по три-четыре раза, чтобы понять продиктованный телефонный номер! С текстовыми сообщениями гораздо проще.
Предотвратить подобные проблемы в учебе или на будущей работе очень трудно. Так что мне нужно как-то объяснить людям, что у меня может быть идеальный слух, но при этом я все равно могу не понимать, что они говорят, и это не делает меня грубой, равнодушной, ленивой или глупой. Эти трудности нельзя решить, если просто «больше стараться».
По результатам проверки слуха, я слышу просто прекрасно. Нарушение обработки слуховой информации (иногда его называют центральное нарушение обработки слуховой информации) трудно диагностировать при стандартной проверке слуха.Как только я нашла специалиста в этой области, результаты были весьма показательными, и эта информация помогла и мне, и моим работодателям.
Ниже приводится выдержка из моего письма педагогам и работодателям, в котором описывается, что такое нарушение слуховой обработки информации, как оно на меня влияет, и как я с этим справляюсь. Это малоизвестная проблема, так что я привожу эту выдержку, чтобы людям было проще ее понять.
Нарушение обработки слуховой информации — это невидимая инвалидность, особенность развития, которая затрудняет восприятие речи на слух.
Хотя я прекрасно слышу, время от времени у меня есть проблемы с восприятием и расшифровкой чужой речи. Эта проблема похожа на плохую связь по мобильному телефону, когда звук то и дело пропадает.
Мои трудности еще больше осложняются тиннитусом (ощущением «звона в ушах»), который еще больше увеличивает «фоновые шумы».
Обследование у лицензированного врача-аудиолога показало, что при полной тишине мое восприятие речи (понимание произносимых слов) составляет 80% для левого уха и 86% для правого уха. В условиях шума (например, при работающих приборах и при голосах других людей) мое понимание речи снижается до 68% для левого уха и 52% для правого уха.
Как это влияет на меня
Можете представить, насколько трудно уследить за ходом разговора или понять лекцию, когда я буквально понимаю только половину из сказанного. Мне приходится полагаться на контекст, чтобы разгадать, что имеют в виду другие люди.
Я прилагаю дополнительные мысленные усилия, чтобы расшифровать новые термины и концепции, кроме того, я трачу в два раза больше времени, пытаясь вспомнить, что было сказано, пока я пыталась понять одно слово. Постоянная расшифровка заполняет мою рабочую память. Из-за этого я часто понимаю слова буквально, так как не могу уделить внимания контексту.
Очень часто я задаю вопросы или комментирую во время лекций или встреч только для того, чтобы подтвердить, что я правильно все услышала.
Моя рабочая и кратковременная память тратится на восприятие речи, а не на то, чтобы запомнить услышанное. В результате, я могу покинуть занятие не имея ни малейшего представления о чем оно было, потому что у меня не хватило на это кратковременной памяти. Мне нужно прочитать конспект, чтобы усвоить материал лекции.
Мне трудно воспринимать устные инструкции. Мне трудно понять, вспомнить и выполнить серию устных инструкций. Например, это могут быть указания, как добраться до определенного места, как обращаться с техникой или даже описания шагов по вычислениям. Кроме того, я могу путать похоже звучащие числа, например, «пять» и «девять» или «шестнадцать» и «шестьдесят».
Мне может быть трудно различать голоса и посторонний шум. В ситуации, когда говорят сразу несколько человек, мне особенно трудно, потому что разные голоса и посторонние шумы сливаются вместе. Это относится не только к ресторанам и конференциям, но также к разговорам в офисе, коридорах и на занятиях, когда начинаются «обсуждения в малых группах».
Для меня почти в любой обстановке будут механические шумы, которых не слышат другие. Я слышу высокочастотные звуки, которых не слышат большинство других людей.
Кондиционеры в окнах, батареи, вентиляторы в проекторах, жесткие диски компьютеров и флуоресцентные лампы вместе создают для меня очень шумную обстановку.Гиперакузия — медицинское состояние, вызывающее повышенную чувствительность к звукам, обостряет мое восприятие высокочастотных звуков.
Что может помочь
Поскольку я имею дело с этим расстройством каждый день, у меня наработан ряд стратегий для компенсации. Ниже приводятся несколько стратегий, которые могут облегчить нашу коммуникацию. Однако каждая из этих стратегий успешна лишь частично, и моя способность компенсировать эту проблему снижается, если я устала или больна.
— Будет лучше, если я смогу получить план лекции или занятия заблаговременно, за час или накануне. Это поможет мне поработать с новыми концепциями и подготовиться к новым терминам.
— Разрешите мне сидеть на первой парте и подальше от каких-либо работающих устройств. Я немного читаю по губам, так что мне важно хорошо видеть говорящего.
— Если это позволяет температура в помещении, я буду благодарна за закрытые окна и двери, так как это уменьшает уличный и прочий шум.
— По возможности, используйте субтитры во время демонстрации видео.
— Задания и другую важную информацию лучше предоставлять в письменном виде — через электронную почту и так далее. Если вам нужно проинструктировать меня, сделайте это в письменном виде, например, через электронную почту.
— Разрешите мне использовать диктофон во время встреч, индивидуальных бесед и занятий.
— Если это позволительно, разрешите мне использовать индивидуальное обучающее устройство, особенно во время занятий в больших помещениях.
Оно состоит из наушников для меня и беспроводного микрофона для говорящего. Оно передает информацию прямо в мои наушники, исключая все посторонние шумы.
Индивидуальное обучающее устройство, например, FM система, может помочь мне во время лекций в больших залах.
Многие люди ошибочно думают, что нарушение обработки слуховой информации — это то же самое, что и сниженный слух, и пытаются говорить громче или повторяют то, что уже сказали. Однако лучше не повторять, а перефразировать свои слова.
Нарушение обработки слуховой информации — это расстройство, которое выводит из себя, и к которому редко относятся с пониманием. Вылечить его нельзя. Я живу с ним всю свою жизнь, и мне было важно узнать, что это реальное нарушение со своим названием. Это позволило мне больше узнать о нем и найти способы улучшить коммуникацию с окружающими.
Пожалуйста, поймите, что мои трудности во время разговора никак не связаны с моей мотивацией или способностями к учебе и работе. Мне просто важно, чтобы окружающие поняли, что я не грубая, равнодушная, ленивая или глупая.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: https://outfund.ru/zhizn-s-centralnym-narusheniem-sluxovoj-obrabotki-informacii/
Восприятие проблем
В современном мире нагрузка на человеческое сознание становится все больше и больше. У нас не хватает времени на себя, на свои страхи, на свои эмоции.
Мы позволяем переживаниям расти и множиться, превращаясь в закоренелый комплекс. А причиной всему этому есть беспрерывный, ускоряющийся темп жизни.
Все чаще мы, сталкиваясь с проблемой, предпочитаем укрыться от нее, а не бороться и выигрывать. И в этом – наша слабость.
Психологи утверждают, что все горести и беды мы вполне можем решить сами. Нужно только постараться найти «ключик». Существует множество теорий, связанных с описанием человеческого поведения при столкновении с проблемой. Конечно, эмоции и восприятие стрессовой ситуации у каждого человека разные, но, тем не менее, схожие признаки все же имеются.
Теория избавления от раздражителя Клингера.
Согласно комплексной теории избавления от раздражителя Клингера, человек, на пути которого стала достаточно сложная проблема, пытается избежать ее влияния на свою жизнь. То есть, человек уклоняется от влияния проблемы. Действие этого «закона» обычно подразделяется на три стадии, или же фазы.
Первая заключается в том, что человек, достижению цели которого препятствует проблема, активизирует свои действия. Это – фаза безудержной активности, спонтанных (и, чаще всего, неверных) решений. Человек, встретивший неожиданное препятствие, пытается всеми силами бороться с ним, забывая о здравом смысле и осторожности.
Достаточно часто на этой фазе человеку становится главным не избежать проблемы, а любым способом ее победить.
К моменту перехода на вторую фазу, человек уверяется в бессмысленности происходящего. И на второй стадии впадает в отчаяние. Вторая фаза неприятна тем, что в порыве ненависти и злости, человек возлагает большую часть вины на себя.
«Это я не справился», «Надо было поступить по-другому». Но смысл от этих переживаний один – человек понижает свою самооценку. Во время этой стадии важно, чтобы у человека была поддержка.
Ему необходимо понять и осознать, что решение проблемы все еще в его руках.
Если же этого не происходит, то случается переход в третью, заключительную фазу. Она ввергает человека в депрессию, делает его равнодушным. Была проблема? Не справился? Ну и что. Здесь важно понять, что мы – люди, способные совершать ошибки и их исправлять.Самое интересное, что именно на этом этапе (не зря же он заключительный в этой теории!) происходит избавление от раздражителя. Да-да! Процесс апатии и депрессии и процессы возвращения к нормальному укладу жизни отгораживают человека от проблемы (хотя бы на время).
Исходя из вышесказанного, МирСоветов приходит к выводу, что человек при столкновении с трудноразрешимой задачей должен прилагать все усилия для того, чтобы контролировать самого себя. Постарайтесь изначально найти место проблеме. Не стоит подвергать себя сомнениям и терзаниям! В любом случае, Вы – главнее.
Ведь, если при возникновении проблемы человек будет терять себя, отдавать бразды правления своей жизнью проблеме… К примеру, президент страны! Подумайте, куда скатится экономика и весь устрой цивилизованной жизни? Поэтому, если вдруг Вас застала проблема врасплох – ответьте ей разумно и уверенно. Не начинайте паниковать и атаковать ее.
Осмыслите сложность ситуации.
Рассмотрим на конкретном примере. У человека сложилась следующая ситуация – очень неприятный скандал в семье. В порыве гнева и обиды он вполне может начать принимать спонтанные, агрессивные, непонятные даже ему самому решения. Это только усугубит ситуацию.
После этого он впадет в депрессию. «Меня никто не понимает, я – один». Следовательно, чтобы этого избежать, необходимо тщательно обдумать свое дальнейшее поведение. И, скорее всего, решения, принятые после размышлений, будут гораздо эффективнее и удачней.
Комплексная теория критического события Вортмана и Брема.
Вторая теория основана на восприятии каждым человеком самого раздражителя и носит название комплексной теории критического события Вортмана и Брема. Смысл ее в том, что мы относимся к одинаковым событиям по-разному. И, естественно, реагируем на их влияние тоже по-разному.
К примеру, у одной женщины умер любимый питомец, а у другой – порвалось любимое платье. Как вы думаете, возможно ли оценить и уравнять степени их переживания? Конечно, нет.
Иными словами, больший стресс мы получаем не от сильнейшего раздражителя, а от того, влияние которого нам важнее.
Следовательно, старайтесь ко всему относиться проще, не принимать все «близко к сердцу». Расставьте акценты. Найдите что-то, что будет важнее Вашего отношения к данной проблеме. Из примера о питомцах: если женщина после смерти своего любимчика найдет себе увлечение, которое захватит все ее внимание – уход питомца из жизни будет причинять ей уже не такую сильную боль.Другими словами – умейте отвлекаться от проблемы, не зацикливайте свое внимание на ней.
Теорема приобретенной беспомощности Селигмена.
Самая интересная, на мой взгляд, это теорема приобретенной беспомощности Селигмена. Проведя ряд исследований, ученые установили, что даже такие раздражители как электрический ток, сильный шум и тому подобное не всегда ввергают человека в шоковое состояние.
Оказывается (по версии Селигмена), такого рода раздражители могут привести не к состоянию депрессии и апатии, а, наоборот, к повышению активности. Дело в том, что эта теорема указывает на то, что восприятие проблемы зависит от способа ее интерпретации человеком.
То есть, если мы воспримем сложившуюся ситуацию не как проблему, появившуюся по нашей вине, а как неожиданное стечение обстоятельств, то и результат будет совершенно другим! В этом случае мы будем в меньшей мере винить себя, нежели наше окружение.
Получается так – человек, столкнувшись с непредвиденным обстоятельством, снимает с себя все обязательства и перекладывает их на «случайность». Он не скажет себе «Я не знал, поэтому проиграл», он скажет «Мне не сказали, и поэтому победа ушла к другому».
Да, с одной стороны, мы бережем свои нервы и свою психику, возлагая всю вину на окружающих. Но, с другой стороны, МирСоветов считает, что есть риск стать самодовольным, самовлюбленным и слишком самоуверенным человеком. А это тоже иногда не делает нашу жизнь проще.
Иными словами, как всегда необходимо найти для себя «золотую середину», которая поможет нам воспринимать не очень хорошие ситуации без риска для нашего здоровья.
Как лучше относиться к сложным ситуациям?
Как было сказано выше, подобных теорий известно гораздо больше. Но все они переплетаются между собой и твердят одно – необходимо контролировать свое отношение к проблеме!
Если подумать, человек при столкновении с проблемой дает ей какую-то оценку.
Это и есть один из важных моментов при борьбе с возникшей ситуацией. Главное, не переоценить «врага»… хотя и недооценивать тоже не стоит. Постарайтесь дать проблеме адекватную оценку, забыв о стрессе, шоке и т.д.
Быть может, тогда решение найдется быстрее и безболезненнее.
Любая жизненная ситуация (будь то стресс, шок или же, наоборот, приятная мелочь) дает нам опыт. И, в любом случае, мы должны делать его положительным.
К примеру, попадание человека в непредвиденную обстановку может вызвать у него торможение деятельности, что приведет к более точному и продуманному восприятию окружающего.Или же заставит человека провести поиск информации, или пополнить имеющиеся знания. Согласитесь, такой опыт отрицательным вряд ли назовешь!
В любом случае, воспринимать проблему как что-то сверхъестественное и непреодолимое нельзя. Нужно помнить, что чем больше смысла мы придаем происходящему – тем сильнее оно влияет на нас.
Таким образом, давайте больше радоваться нашим возможностям, пополнять свои знания и получать новые умения, чтоб потом с чистой совестью улыбнуться в лицо проблеме и легко ее победить.
Ведь наша жизнь – в наших руках…
И помните, «не так страшен черт, как его малюют».
02.11.2015 в 22:27
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://poleznosti.mirtesen.ru/blog/43498199841