Подросток говорит о самоубийстве – шантаж или реальная угроза?
О причинах подростковых самоубийств и о том, когда родителям нужно бить тревогу рассказывает Борис Положий, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии.
Профессор Борис Положий
В настоящее время суицидальная ситуация в России продолжает оставаться неблагополучной. Прежде всего, это касается самоубийств среди детей и подростков. По их частоте (в расчете на 100 тысяч лиц детского и подросткового возраста) наша страна занимает одно из первых мест в мире.
Такая ситуация наблюдается с конца прошлого века, что было отражением тех сложностей, которые переживала страна в этот период. При этом если в общей популяции частота суицидов в последние годы постепенно снижается, то среди детей и подростков это снижение крайне незначительно.
Почему это происходит? Здесь можно выделить целый ряд факторов.
Детство – до пяти – шести лет
Начну с родительской семьи. Именно в ней у ребенка закладываются все основы его физического и психического здоровья, психологической состоятельности. Своего рода, хребет всех его будущих качеств.
Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Дальше уже идет шлифовка конкретных черт личности. Поэтому такой небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего.
К сожалению, значительная часть семей не задумывается о проблемах воспитания психологических качеств ребенка в этом возрасте.
В чем он больше всего нуждается? Не в витаминах и даже не в материнском молоке, а буквально с первых моментов своего появления на свет он нуждается в главном, что дала нам природа – в любви.Ей должна быть проникнута каждая минута общения родителей со своим ребенком. Они должны стать для него самыми первыми и самыми главными советчиками, друзьями, помощниками, опорой.
По данным наших исследований, в родительских семьях доминируют три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими. Один вариант – это безразличие, когда родители обращают внимание только на то, чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью.
Другой вариант – авторитарный: жестокость, порой – насилие, наказания, вплоть до телесных. Как бы ни казалось со стороны, доминировавшая в советское время авторитарная система родительского воспитания никуда не ушла. Это и сейчас наиболее распространенный стиль воспитания.
Родители часто ориентируются лишь на то, как их воспитывали: «Меня так воспитывали, и я человеком вырос».
Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.
Кроме того, сейчас встречается такой феномен, который я называю «сирота при живых родителях», когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на няню, гувернантку.
В итоге ребенок растет в условиях дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня. Более того, ребёнок подсознательно воспринимает это как предательство, как то, что его бросили.
Это ведет к формированию слабой, ущербной, не способной противостоять жизненным трудностям личности, потенциально готовой к суициду.Третий вариант воспитания – «Кумир семьи». В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы.
В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации.
Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.
Суицид в детском и подростковом возрасте – это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания.
Наследственность и психическое здоровье
У большинства родителей отсутствуют необходимые психологические и медицинские знания. Например, о том, что существует генетическая предрасположенность к суицидальному поведению.
И если в роду у кого-то были суициды или попытки суицида, нужно проявлять настороженность.
Это ни в коем случае не значит, что ребенок обречен повторить поступок родственника, однако родители должны проконсультироваться со специалистом, который объяснит, на что следует обращать внимание, чего надо избегать.
По последним данным, чаще всего суициды совершают как дети, так и взрослые, у которых есть те или иные нарушения психического здоровья. Зачастую родители вообще не видят их проявлений, не беспокоятся.
Бывает и более парадоксально, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают саму возможность обратиться к детскому или подростковому психиатру. Это обусловлено наличием своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру.
К сожалению, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.
Суицидальный риск и психоактивные вещества
Риск суицида у подростков, которые употребляют психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсические средства), резко возрастает.
Все эти вещества вызывают не только состояние эйфории и удовольствия, но и резко снижают критику к своему поведению.
В результате даже незначительный конфликт может вызвать у подростка, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, совершенно неадекватную реакцию, ведущую к импульсивным, без всякого обдумывания, действиям. В том числе, и к самоубийству.Если уже сформировалась алкогольная или наркотическая зависимость, то состояние, когда требуется очередная доза наркотика, очень тяжелое. Развивается депрессия, которая тоже может привести к суицидальным действиям.
Агрессивность в обществе и СМИ
Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков – это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе.
К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия.
Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».
Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя.
При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность.
И если взрослые могут «выключаться», они – устоявшиеся люди со своими представлениями, что дети и подростки впитывают все это, и у них в сознании формируется представление об агрессии как нормальном стиле поведения.
Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию – это неправильно, да, у нас и свобода печати. Но подавать информацию нужно грамотно.
Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок.При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.
У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых.
Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах.
Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.
Источник: https://www.pravmir.ru/podrostok-govorit-o-samoubiystve-shantazh-ili-realnaya-ugroza/
Детский суицид: как отличить настоящую опасность от шантажа? | Милосердие.ru
Фото с сайта cbc.ca
— Подростки часто ведут себя вызывающе. Как понять, действительно ли ребенок в опасности, или он таким образом пытается манипулировать родителями?
— Начнем с того, что суицидов бывает несколько видов. Наиболее распространенный – демонстративно-шантажный суицид. Его цель – привлечь к себе внимание, быстро получить желаемое, наказать обидчиков, в общем, все, что угодно, но только не уйти из жизни.
Логика проста: «Ах так, вы у меня телефон забрали, в компьютер играть не разрешаете, уроки делать заставляете, гулять не отпускаете — сейчас я вам покажу!» Это могут быть не только словесные угрозы. Например, ребенок может открыть окно и даже наступить на подоконник, свеситься с балкона, поцарапать себе вены, размахивать ножом.
Несмотря на то, что такой тип поведения носит явно манипулятивный, шантажный характер, важно помнить, что опасность для жизни при этом все равно существует: ведь можно просто поскользнуться или неверно все рассчитать.
Я помню случай, когда девушка решила «проучить» своего парня и инсценировать повешение.
Она рассчитала время до секунды до того момента, когда молодой человек выйдет на лестницу из столовой (они вместе находились в одном учреждении) и увидит ее отчаянный жест.
По плану, в этот момент девушка должна была прыгнуть в петлю, после чего он, естественно, должен был ее спасти. Но именно в тот день обед чуть-чуть задержали, и история закончилась трагически.
К такому типу поведения склонны яркие личности: они самоуверенны, упрямы, любят добиваться желаемого, умеют и хотят быть в центре внимания и болезненно переживают отсутствие внимания к себе.
Второй тип: истинные суициды, самые опасные. Они, как правило, планируются заранее, цель здесь – уйти из жизни, при этом обычно тщательно обдумывается и способ, и обстоятельства, и сроки. Такие решения чаще всего вызваны невыносимыми для человека душевными переживаниями или жизненными обстоятельствами, к которым человек никак не может приспособиться.
При этом подросток может дать себе определенное время, например, неделю, месяц или полгода, за которые он должен изменить сложившуюся ситуацию, изменить отношение к ней, справиться со своими переживаниями, что-то доказать себе или другим, найти смысл.
А если это не удается в указанные сроки, то в его восприятии жизнь обесценивается и лишается смысла. Подобные самоубийства нередко совершаются тайно, чтобы никто не смог оказать помощь.
В группе риска здесь подростки с высоким уровнем тревоги, болезненно переживающие любые неудачи, неуверенные в себе.
Третий тип – суициды, которые совершаются внезапно на высоте эмоциональных переживаний. Случилось что-то страшное, и человек, находясь на пике эмоций, не смог с этим справиться.Такие суициды не планируются заранее, обычно это происходит за несколько секунд или минут. Человек даже не успевает объективно оценить, что произошло.
Вспоминаю случай, когда матери новорожденного ребенка показалось, что он умер во сне, и она схватила ребенка и вместе с ним на руках выбросилась из окна. Ребенок был жив и, к счастью, выжил. Мать погибла. На такой вид суицида повлиять сложно, но, если рядом находятся люди, то удержать находящегося в аффекте от такого шага можно и нужно.
Когда начинать тревожиться?
– По каким конкретным признакам можно заметить суицидальные настроения ребенка?
— Это могут быть изменения в настроении, в поведении, в высказываниях подростка.
Первый такой признак — перепады настроения. Подросток становится вспыльчивым по пустякам или наоборот, теряет интерес к прежним радостям жизни, становится замкнутым, безразличным, пассивным, отгороженным.
Могут быть тревожные состояния, беспричинные, на первый взгляд, слезы, либо агрессия, могут появляться нарушения сна — сложности при засыпании, поверхностный сон, отсутствие чувства отдыха после сна, сонливость и слабость в течение дня. Внимание становиться более рассеянным, это может отразиться на учебе. Подросток может отгораживаться от друзей, предпочитая компьютер личному общению.
Второй тревожный признак – определенные высказывания, прямые или косвенные. Подросток может прямо заявить о том, что жизнь скучна, люди предсказуемы, доверять им нельзя, смысла в жизни нет, также может рассуждать о смерти, писать депрессивно окрашенные стихи или рисовать такие же рисунки.
Третий признак – наличие форумов или групп в социальных сетях, обсуждающих самоубийства. Подростки, находясь в крайне подавленном состоянии, сами ищут такие группы и, к сожалению, находят, несмотря на активную борьбу правоохранителей.
На таких форумах суицид, к сожалению, может представляться, например, как проявление силы, что, конечно, далеко не соответствует истине.
Но люди, находящиеся в депрессии, начинают для себя рассматривать это вариант как реальный способ «решения проблемы».
Четвертый признак – снижение у подростка интереса к своему внешнему виду, негативные высказывания в собственный адрес. Человек, который задумал уйти из жизни, может перестать следить за собой. Забывает вовремя поесть, или ест без аппетита любимые ранее блюда. Может пренебрегать правилами гигиены, ранее неукоснительно соблюдавшимися.
Очень тревожный сигнал – если подросток начинает раздаривать любимые личные вещи: одежду, игрушки, украшения. Это – сигнал SOS, невысказанная просьба о помощи, крик о том, что в душе очень серьезная травма.Дети, раньше не обремененные тягой к приключениям, могут уходить из дома. Меняется круг общения, подростки больше не общаются со старыми друзьями, могут поменять круг общения, часто отдавая предпочтение виртуальному общению, или вообще ни с кем не общаться.
Очень часто перед совершением истинного суицида, который подросток продумал до мелочей, отмечается приподнятое настроение, даже эйфория. Со стороны родителей это нередко ошибочно воспринимается как знак, что проблема наконец-то решена, и они теряют бдительность. Тогда может произойти непоправимое.
Если опасность подтвердилась – обращайтесь за помощь!
— Что делать родителям, если они заметили тревожные признаки?
— Человек, находящийся в тяжелом душевном состоянии, часто не может помочь себе сам.
Подавляющее большинство людей, и взрослых, и подростков, которые задумали истинный суицид, очень ждут, чтобы им помогли выйти из тяжелого душевного состояния, помогли решить проблему, с которой они не справляются.
Поэтому, если вы заметили эту скрытую сторону жизни своего ребенка, постарайтесь доверительно с ним поговорить, попробуйте мягко расспросить, о чем он переживает.
— А если ребенок молчит?
— Если подросток в таком состоянии не хочет говорить с семьей, нужно обязательно обратиться к специалистам.
Это может сделать ребенок независимо от родителей — любые сведения о проблеме, сообщенные ребенком специалисту, конфиденциальны и не сообщаются родителям, если подросток того не желает. Это прописано в законе.
Человек может доверить профессионалу свою душевную боль, и специалист подскажет массу вариантов выхода из ситуации.
Влада Титова, врач — психотерапевт, кандидат медицинских наук. .com
Если родитель понимает, что не справляется, и сам ребенок не желает обращаться к специалисту, или вообще все скрывает от семьи, тем более что поводом может как раз стать конфликт с семьей, — медлить нельзя.
Как только выявлена тема смерти в разговорах ребенка: в творчестве, в сети, и если стало понятно, что это не связано с шантажом ради получения собственной выгоды, родителям самим необходимо срочно воспользоваться специализированными телефонами доверия.
Это скорая помощь для родителей в подобной ситуации.
Родитель должен позвонить и узнать у специалиста, как конкретно ему действовать дальше. В таких ситуациях лучше обойтись без самодеятельности.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/detskij-suitsid-kak-otlichit-nastoyashhuyu-opasnost-ot-shantazha/
Как бороться с детским суицидом – советы психолога?
Детская психика является самой ранимой и легко внушаемой. Если сказать ребенку, что черное – это красное, он поверит. Поскольку ребенок еще сомневается в собственных знаниях и не обладает устойчивым представлением о самом себе, он легко поддается влиянию. Здесь возникает опасность развития такой ситуации, как детский суицид, с которым необходимо бороться, о чем даст советы психолог.
Если выделять причины возникновения мыслей о суициде, то можно выявить самые главные из них. Это:
- Проблемы в семье с родителями.
- Отсутствие комфортных взаимоотношений со сверстниками.
- Неудачи в учебе.
- Одиночество.
Самой главной причиной продолжают оставаться средства массовой информации, а также сеть Интернет, где процветают группы самоубийц, которые пропагандируют и поощряют единственный способ решения всех проблем – суицид.
Возвращаемся к тому, что детская психика еще не является окрепшей. Более того, каждый ребенок пока только набирается опыта и знаний. В его жизни возникают проблемы. Но как с ними справиться, он пока не знает. Вот и получается, что он собирает информацию извне. И если кто-то говорит, что самоубийство решает любые проблемы, то в это становится трудно не поверить.
Опасными становятся группы в социальных сетях, которые маскируются под различными названиями и их единственной целью является пропаганда детского самоубийства. Кто этим занимается? Опытные психологи и манипуляторы. Они легко управляют мыслями молодых людей, которые, скорее всего, готовы поверить во все, что им будет предложено при ответе на их вопросы.
Что такое детский суицид?
Чтобы понимать, как бороться с таким явлением, как детский суицид, следует четко понимать, что это такое и почему он возникает.
Под детским суицидом понимается намеренное самоповреждение с конечной целью умереть, что совершается детьми. Речь на психологическом сайте psymedcare.ru в основном идет о детях в возрасте от 5 до 20 лет. Это именно тот период, когда человек начинает осознавать себя, управлять своими мыслями и телом, а также сталкиваться с жизненными проблемами.
Неустойчивая эмоциональная сфера, незрелая психика, отсутствие жизненного опыта и критического мышления – все это позволяет внешнему миру воздействовать на детские умы и заставлять их делать неправильные действия. Поскольку здесь зачастую отсутствует просто интерес, а подкрепляется все имеющимися проблемами, с которыми ребенок не способен справиться, то внедрить идею о самоубийстве становится проще некуда.
Конфликт, в котором оказывается ребенок, кажется ему очень трагическим. Можно сказать, что ребенок воспринимает проблемную ситуацию, как конец света или жизни. Все воспринимается очень драматически, что заставляет ребенка искать выход.Он предоставляется окружающим миром, который говорит, что можно совершить самоубийство, и тогда все проблемы мигом решатся. Суицид в данной ситуации выступает немного в романтически-сказочном свете, где главным героем является ребенок. Он принимает смелое, решительное и мужественное решение покончить с жизнью, что выглядит очень красиво и по-взрослому.
Дети обычно не руководствуются сознательным решением. Многие самоубийства совершаются на почве эмоций, аффектов, необдуманности и отсутствия взвешенности.
В большей степени суицид направлен не на реальную кончину, а на демонстративный призыв о помощи. Психологи говорят о том, что практически все суицидники хотят обратить на себя внимание, позвать на помощь.
Однако если окружающие их не слышат, тогда суицидальный поступок может закончиться летальным исходом.
Ребенок-самоубийца играет на публику, а точнее на родителей или сверстников. Суицидальные угрозы или поступки совершаются лишь для того, чтобы обратить на себя внимание, заявить о своих требованиях, даже заставить окружающих сделать то, что от них хочется получить. Ребенок не желает уходить из жизни, просто через самоубийство он видит выход из любой сложившейся ситуации.
Зачастую средства, которыми желает воспользоваться ребенок, чтобы покончить с жизнью, являются несмертельными. Они могут нанести ущерб организму, однако в редких случаях способствуют гибели. Это:
- Прыжок со второго этажа.
- Употребление нескольких таблеток.
- Использование тонкой веревки для повешения и пр.
Для устранения детского суицида следует знать о причинах его возникновения. Речь идет о внешних факторах и обстоятельствах, в которых находится ребенок и которые толкают его на плохой поступок.
Причинами детских суицидов можно назвать:
- Отсутствие теплого контакта ребенка со взрослыми.
- Безответная любовь.
- Утрата смысла жизни.
- Финансовая и социальная дестабилизация.
- Трудности в самоопределении.
- Низкая самооценка.
- Насилие и жесткое обращение с подростком.
- Изменения в жизни, с которыми ребенок не способен справиться.
- Наркомания или алкоголизм подростков или их родителей.
- Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
- Неуверенность в себе или в завтрашнем дне.
- Отсутствие ценностей, которых бы придерживался подросток.
В зависимости от направленности действий, суицидальное поведение делят на несколько видов:
- Демонстративное – направлено не на реальное причинение себе вреда, а на запугивание окружающих, побуждение их задуматься над собственным поведением, обратить внимание на подростка и пр. В данном случае ребенок использует безвредные способы суицида: порез вен, отравление неядовитыми препаратами, изображение повешения.
- Аффективное – совершается под действием отрицательных эмоций. Ребенок не планирует, а просто действует на эмоциях, которые им управляют. Здесь используются такие методы суицида: попытка повеситься, отравление сильнодействующими или токсичными препаратами.
- Истинное – направленное на преднамеренное самоубийство. Ребенок планирует свой уход из жизни, он оставляет записки родственникам, долго переживает предстоящее событие. Здесь выбираются такие способы суицида: спрыгивание с высоты или повешение (часто заканчивается смертью).
перейти наверх
Признаки детского суицида
Выделяют признаки детского суицида, когда ребенок готовится к совершению действия, а существуют симптомы того, что у ребенка могут возникнуть мысли о самоубийстве. Следует рассмотреть и то, и другое.
Симптомы, которые указывают на возможность развития суицидальных мыслей:
- Потеря аппетита или обжорство.
- Повышенная сонливость или бессонница.
- Погруженность в тему о смерти.
- Скука при выполнении ранее любимого дела или в компании интересных друзей.
- Жалобы на соматические недомогания: головные боли, частая сонливость, боли в животе, постоянная усталость.
- Приступы гнева, возникающие из-за мелочей.
- Пренебрежение собственным внешним видом.
- Одиночество, изоляция от родственников и друзей, уход от общения с людьми.
- Чувство грусти, бесполезности, вины и одиночества.
- Сниженное внимание и качество работы.
- Отсутствие целей на будущее.
О том, что готовится суицидальное действие, можно распознать по следующим признакам:
- Внешняя расслабленность и удовлетворенность в сочетании с приливом сил. Человек уже принял решение и составил план действий.
- Приготовление. Человек отдает ценные вещи, упорядочивает, упаковывает.
- Оставление указаний другим людям.
- Потеря чего-то ценного (особенно близкого человека).
- Прощание и слова благодарности окружающим.
- Угрозы.
- Бессонница.
- Агрессивность в действиях у подростков.
перейти наверх
Чтобы детский суицид не был трагическим событием для каждого родителя, необходимо с ним бороться. В первую очередь это должны делать родители ребенка. Если в семье будет мир, тогда ничто не сможет подтолкнуть ребенка к суициду.
Факторами, которые помогают бороться с суицидами, являются:
- Осуждение и позорное отношение к самоубийцам и суициду.
- Привязанность к родным и близким людям.
- Наличие планов во всех сферах жизни (учеба, творчество, личное пространство и пр.).
- Обязательность, чувство долга.
- Наличие значимых отношений, которыми человек дорожит.
- Учет мнения окружающих и избегание осуждения с их стороны.
- Наличие жизненных ценностей, которых придерживается человек.
- Наличие неиспользованных жизненных возможностей.
- Развитая ценность собственного здоровья и страх перед причинением себе вреда.
- Проявление интереса к жизни.
- Наличие эстетических, моральных ценностей.
- Негативная оценка своего внешнего вида после совершения суицида.
- Адаптированность и гибкость, умение расслабляться и успокаивать себя, устранять личные переживания.
- Планирование будущего.
Также даются такие советы психологами родителям и специалистам, которые работают с детьми, склонными к суициду:
- Эмоционально поддерживать и понимать ребенка. Особенно это важно со стороны родителей. Дети в силу своего малого опыта могут многого не понимать, не делать, быть напуганными, попадать в неприятности. Если родители могут помочь советом, поддержать психологически, оказать помощь, тогда ребенок понимает, что он не один в беде.
- Доброжелательно относиться к ребенку. От каждого родителя требуется любовь. Как родитель относится к своему ребенку? Как он его называет? Как часто общается по-дружески? Уважает ли его мнение и интересы? Отношение родителя к ребенку формирует чувство собственной ценности у чада, которое будет себя либо любить и беречь, либо ненавидеть и вредить.
- Общаться о перспективах будущего, строить планы. Причем будущее должно быть таким, чтобы оно нравилось ребенку, а не родителям или другим взрослым людям. Оно должно учитывать желания и интересы ребенка. Также здесь следует обсуждать тему о смысле жизни. Ребенок должен понимать свое предназначение и иметь интерес к жизни.
- Будьте другом ребенку. Возникают в жизни такие проблемы, которыми не поделишься с друзьями. Однако если ребенок понимает, что родители его не выслушают и не воспримут адекватно, то он почувствует себя одиноким. Если при этом он не сможет справиться со своей проблемой самостоятельно, это может подтолкнуть к мыслям о самоубийстве.
- Интересуйтесь жизнью ребенка. Только делайте это не для того, чтобы его контролировать или попытаться его изменить, переубедить. Интерес должен проявляться с целью того, чтобы вовремя выявлять тревожные признаки. Более того, открытый интерес родителей может вызвать ощущение значимости у их ребенка.
перейти наверх
Итог
Детский суицид является страшным событием не только в жизни родителей, но и во всем социуме. Если родители не могут сами справиться с проблемой, то необходимо обратиться к специалистам, которые помогут их ребенку избавиться от пагубных мыслей. Также следует проявлять живой интерес к ребенку, чтобы вовремя выявлять «суицидальные» сигналы и устранять их.
Источник: http://PsyMedCare.ru/kak-borotsya-detskim-suicidom-sovety-psihologa
Суицидальные мысли у ребенка. Что делать родителям?
Становится страшно от безысходности, когда видишь, как собственный ребенок стоит на краю пропасти… Не знаешь, когда он сделает «это» и сделает ли вообще… Как понять своего ребенка, в которого вложил столько душевных и физических сил, но который устал от жизни и не видит в ней больше смысла? «Как же так? Ведь жизнь-то у него только начинается», — думаем мы, родители. Что сказать ребенку и что сделать, чтобы он да и мы сами не наделали еще больше ошибок? Как предотвратить необратимое?
Насколько серьезна ситуация?
Если вы читаете эту статью, значит, вы серьезно воспринимаете состояние своего ребенка, переживаете за него и хотите помочь. Чтобы безошибочно помочь своему ребенку, родителям важно понимать особенности его психики, а также причины его поведения.
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы учимся точно определять состояния ребенка и находить подход к потерявшему желание жить подростку.
Очень важно для родителей распознавать, имеет их ребенок склонность к театральности, демонстративности или на самом деле чувствует себя одиноким в этом мире и потерял всякий интерес к жизни.
Согласно Системно-векторной психологии, суицидальные мысли приходят в голову обладателям двух векторов — звукового и зрительного.
Рожденный мыслить может полететь
Обладателя звукового вектора часто воспринимают как человека не от мира сего. Задумчивый, любящий побыть в тишине и одиночестве, он не интересуется материальными ценностями общества.
Он с детства задает вопросы о происхождении мира, о Вселенной, о смысле жизни.
Если он не находит ответов на эти вопросы, то в подростковом возрасте давление этих звуковых нехваток становится критическим.
Если в близком кругу отсутствует поддержка и понимание его звукового поиска, то он перестает озвучивать свои мысли, но не перестает думать. Звуковик рожден мыслить, искать и находить смыслы.
Если он чувствует себя одиноким среди людей, если никто его не понимает и не разделяет его идей, если он не находит смысла жизни, то, рожденный интровертом, подросток со звуковым вектором еще больше сосредотачивается на себе и впадает в глубокую депрессию.
В депрессии у звуковика и возникают суицидальные мысли. В этом состоянии ему кажется, что именно физическое тело, от которого он думает избавиться, обременяет его и приносит ему страдания.
Мысли о суициде, которыми он чаще всего ни с кем не делится, звуковик может вынашивать в себе молча днями и даже месяцами.Очень часто думающий о самоубийстве звуковой подросток может вечером прийти на тусовку, повстречаться с друзьями, а под утро встать на крышу многоэтажки и полететь в никуда.
Для окружающих такой поступок будет выглядеть спонтанным, но для звуковика это обдуманное действие.
Как распознать деструктивные состояния в звуке и что делать
Если ваш ребенок-подросток:— много спит или, наоборот, не может спать;— потерял аппетит, забывает поесть;— имеет изменчивое настроение, чаще всего раздражителен;— замкнут в себе, почти перестал общаться со своими друзьями;— потерял интерес к чему-либо, не задумывается о будущем;— читает книги о смерти, слушает тяжелую музыку;— часто говорит о бессмысленности жизни, а при разговоре употребляет «зачем я родился/родилась?», «я ненавижу эту жизнь», «я никому не нужен/нужна»;
— стал увлекаться алкоголем и/или наркотиками —
то стоит серьезно насторожиться. Нельзя оставлять такое состояние подростка без внимания. Если у обладателя звукового вектора наблюдается такое поведение, то риск самоубийства достаточно высок.
Не стоит советовать ему развеяться, встретиться с друзьями или предлагать какие-то материальные поощрения. Эти советы будут раздражать его еще больше. Не стоит ругать, что-то запрещать, пугать врачами и психиатрами. Он еще больше замкнется в себе.
Попробуйте поговорить с ним откровенно, на его языке — так, чтобы он услышал вас. Скажите, что вы понимаете его состояния, понимаете, почему он чувствует себя одиноким и непонятым.
Объясните ему, что он не такой, как все, — особенный. Что таких людей всего 5 % на Земле, но они необходимы человечеству.
Иногда один откровенный разговор может остановить звуковика и деструктивный ход его мыслей.
Расскажите ему о тех, кто прошел тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана и избавился от душевных мучений, депрессий и суицидальных мыслей. Покажите ему эти отзывы после прохождения тренинга:
Когда любовь — это смысл жизни
Если звуковик рожден интровертом, чтобы думать, искать смыслы и учиться сосредотачиваться на других, то обладатель зрительного вектора — это экстраверт, рожденный любить и сопереживать. Это ему дана природой очень важная миссия — нести в общество любовь, сострадание и сопереживание, а также культуру и искусство.
Очень эмоциональный, способный распознавать настроения окружающих, зрительник ищет и может быстро создавать эмоциональную связь с людьми. Он, в отличие от звуковика, рассказывает о себе, своих состояниях, чувствах, при этом открыто проявляя свои эмоции.
Развитый и реализованный зрительник переключает свой страх за себя в заботу и любовь к окружающим — тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Заботиться о ком-то, давать человеческое тепло и любовь доставляет ему бОльшее удовольствие, чем получать эти чувства только для себя.
Всего-то и нужно для счастья — внимание…
А если с детства его не научили быть внимательным к другим, сопереживать и сочувствовать, то в подростковом возрасте он будет требовать внимания к себе.
Тоску, внутреннюю пустоту, чувство существования в нелюбви подросток может ощущать как в обществе, среди сверстников, так и в семье. Ему хочется внимания и любви, а никто не любит. Он жаждет эмоциональной связи, заботы, чувств, но никто не дает этого или дает недостаточно. Ему кажется, что если близкие, друзья будут оказывать достаточно внимания и любви, то он снова станет счастливым.
Редко когда зрительник молчит о своих чувствах. Подросток со зрительным вектором устраивает скандалы, плачет, закатывает истерики и угрожает… Угрожает покинуть этот жестокий, бесчувственный мир. Именно когда он требует для себя, но не получает, у него возникают мысли о суициде, которые чаще всего зрительник озвучивает так: «Вот умру, и увидите, как вам плохо без меня!»
Именно обладатель зрительного вектора предупреждает о своих действиях, демонстративно готовится к суициду. В глубине души он не хочет умирать, а только хочет напугать близких, например родителей. Не научившись любить и сопереживать, он может демонстрировать только свой внутренний страх, совершенно не понимая его причин.
Требовать или отдавать — вот в чем вопрос
На самом деле он не находится в глубоком депрессивном состоянии, как звуковик. Его внутренняя боль, внутренние оковы — это нехватка эмоций и чувств.
Риск самоубийства у зрительника минимален, но он все-таки есть. Чтобы остановить такого эмоционального человека, особенно если это ваш ребенок-подросток, сначала необходимо дать ему недостающие эмоции и чувства.
Покажите ему, что он вам нужен, что вы готовы его любить.
Потом обязательно объясните, что в зрительном векторе недостаточно только требовать любви к себе от близких. Наибольшее наслаждение люди с такой психикой получают, если они дарят любовь.
И чем больше они отдают любви, тем больше получают наслаждения.
Отдавать душевное тепло, дарить радость другим — это наполняет сердце зрительного человека намного интенсивнее, чем ожидание этих чувств и переживаний.
Вдохновите своего подростка, может быть, сначала — помочь бабушке-соседке или одинокой многодетной матери, а в будущем пойти в дом престарелых или в детский дом волонтером. Покажите ему разницу между человеком дающим и ожидающим.Научите своего ребенка ощущать не кратковременное удовольствие, а постоянное душевное, неисчезающее наслаждение, наполняющее все его существо. Научите вашего ребенка плакать не в истерике за себя, а от глубоких чувств к другим людям.
Когда он дарит свою любовь другим людям, он реализуется в обществе, а значит, чувствует себя счастливым.
Освобождение
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана поможет вам глубоко разобраться в причинах суицидальных состояний вашего ребенка. Вы научитесь понимать его поступки и поведение.
Вы освободитесь от страха за ребенка, а ребенок избавится от эмоциональных раскачек, истерик, суицидальных мыслей и депрессии.
Если же ваш подросток потерялся в этом огромном мире, вы сможете его поддержать и так направить, чтобы он реализовал свои природные качества и свойства, обрел душевное равновесие и начал наслаждаться жизнью. Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг здесь.
Олеся Бок-Бургхоф
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.7/10 (6 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Суицидальные мысли у ребенка. Что делать родителям?, 9.7 10 6 ratings
Источник: http://zvukofrenia.ru/sistemno-vektornaya-psixologiya-otvety-na-voprosy/suicidalnye-mysli-u-rebenka-chto-delat-roditelyam/