Сдвг или синдром дефицита внимания у взрослых людей
На сегодняшний день проблемы расстройств поведения стоят очень остро. Особенно это выражено среди детей и подростков. Однако неспособность контролировать свои действия и принимать установленные правила и нормы встречаются и у взрослого человека.
Большинство подобных случаев среди детей не имеет в своей основе грубых органических поражений головного мозга, и хорошо поддаются коррекции на ранних стадиях развития. Поведенческие расстройства взрослых, как правило, менее выражены, но не менее опасны.
Поэтому крайне важно правильно диагностировать и лечить подобные расстройства в любом возрасте.
Одна из форм постепенного количественного нарастания расстройств отдельных психических функций, чаще всего проявляющихся в изменении поведения, носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
В большинстве случаев данный диагноз ассоциируется именно с детьми. Однако расстройством могут страдать и взрослые люди.
По данным статистики распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди лиц старше 18 лет достигает 6-7%.
Основные понятия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности является комплексной пограничной проблемой, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики. Сама патология заключается в хроническом расстройстве поведения, манифестируемом в детском возрасте. Нескорректированные вовремя симптомы расстройства дают о себе знать во взрослом состоянии не менее чем у 60% пациентов.
Конкретные клинические проявления болезни достаточно разнообразны. В этой связи изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности имел целый ряд синонимов, отражающих преимущественную клинику или патогенез заболевания – «дефицит нравственного контроля», «минимальная мозговая дисфункция», «хронический гиперкинетический мозговой синдром», «легкая дисфункция мозга» и другие.
Однако ни один из них полностью не отражал сути заболевания. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был введен в 1980 году и оказался наиболее приемлемым для описания поведенческих расстройств. Наряду с ним были выделены «синдром дефицита внимания без гиперактивности» и «синдром резидуального типа», диагностируемый у лиц, страдавших СДВГ в более раннем возрасте.
СДВГ – это полиэтиологическое заболевание, проявляющееся нарушениями поведения, которые манифестируют у детей старше 5 лет и сопровождаются снижением внимания и гиперактивностью. Потенциально подобные изменения провоцируют проблемы с обучением и работой, снижение качества жизни, социальную дезадаптацию человека.
Причины
В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.
В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:
Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.
Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.
Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:
- пищевой аллергией;
- нарушениями обмена глюкозы;
- патологией щитовидной железы;
- гельминтозами;
- болезнями бронхо-легочной системы.
Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.
Клинические проявления
Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.
Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.
Кроме того, частыми признаками заболевания являются:
- эмоциональная лабильность;
- неспособность завершить планируемое действие;
- вспыльчивость;
- плохая стрессоустойчивость;
- импульсивность.
Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.
Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.
Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству.
При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны.Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.
При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.
Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.
Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре.
У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.
Лечение
Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:
- когнитивная поведенческая терапия;
- физиопроцедуры;
- лечебная физкультура;
- воздействие на сопутствующую патологию;
- участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
- медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).
Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента.
Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения. Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач.
Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой.
Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью.Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии.
Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.
Шоломова Елена Ильинична, невролог
Оцените эту статью:
Всего : 99
4 99
Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/sdvg-u-vzroslyh.html
Сдвг — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко.
Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.
СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!
Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика
Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений.
Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома.
Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.
На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.
Часто ли встречается СДВГ?
По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.
Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?
Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:
1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
3. Симптомы импульсивности.
Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди.
Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.
Как выявляют СДВГ?
Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?
СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев.
Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома.
Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.
Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?
У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:
- Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
- Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
- Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
- Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
- Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
Каковы причины СДВГ?
Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:
— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
Проходит ли СДВГ с течением времени?
Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план.
Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.
Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. это моя вина?
Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.
СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е.
помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.
Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?
Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.
Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.
Как лечить СДВГ?
Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.
У моего ребенка диагноз сдвг. что это означает?
Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями.
Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи.
Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание.
Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.
Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?
1. Вырабатывайте позитивное отношение.
Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать.
Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям.
Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»
2. Не скупитесь на похвалу.
Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».
3. Помогите своему ребенку не волноваться.
Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.
4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.
— Обедайте и ужинайте в одно и то же время. — Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. — Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.
5. Больше общайтесь.
Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.
Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить.
Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.
6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.
— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. — Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. — При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.
7. Правильно реагируйте на плохое поведение.
— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. — Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. — Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.
Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.
8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.
Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.
Материал предоставлен команией Eli Lilly.
Источник: http://www.nevromed.ru/stati/sdvg_el
сдвг — что это такое и как жить с синдромом дефицита внимания
СДВГ – медицинский термин, обозначающий синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Развивается СДВГ у детей в раннем возрасте, вследствие незначительной мозговой дисфункции нижних стволовых отделов. Патология проявляется чрезмерной импульсивностью и гиперактивностью. Психоэмоциональное возбуждение дополняется постоянным переключением внимания с одного действия на другое.
С возрастом синдром вызывает социальную дезадаптацию, которая приводит к проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Лица с болезненными отклонениями не могут вести себя адекватно обстоятельствам продолжительный период времени. Поэтому им необходима посторонняя помощь и медикаментозные препараты, регулирующие поведенческие факторы.
Распространенность заболевания
Экономическая нестабильность, неблагоприятная домашняя атмосфера, асоциальные поступки окружающих провоцируют увеличение числа больных, страдающих пограничными психическими расстройствами. Синдром СДВГ не позволяет человеку приспособиться к окружающей его среде.
Точные данные о распространении заболевания на территории России отсутствуют. Приблизительные показания по некоторым областям: патология учащихся – 7%, у дошколят – 20%.
Неправомерность статистических данных о синдроме в России — результат неправильно расцененных диагнозов. Часто психиатры идентифицируют понятия синдрома дефицита внимания и минимальную мозговую дисфункцию.
В США синдром диагностирован у 3 – 5% от общей массы, проживающих на территории страны. Европейские показатели – 2,2 – 9,5% детского населения. Многие авторитетные ученые с мировым именем сходятся во мнении, что увеличение числа больных – маркетинговый ход фармацевтических компаний. Глобальное распространение патологии связано с доступностью психостимуляторов.
Причины СДВГ
Доминирующее влияние на зарождение заболевания оказывают биологические факторы. Риску болезненных отклонений подвержены дети:
- рожденные от матерей с патологией в анамнезе;
- матери которых перенесли серьезное психологическое потрясение во время беременности, вызвавшее задержку внутриутробного развития плода;
- получившие родовые травмы.
Внутрисемейные психологические факторы:
- низкая материальная обеспеченность;
- плохие бытовые условия;
- дефицит внимания со стороны родных;
- отсутствие образования у родителей;
- болезненное влечение родителей к алкоголю;
- формирование навыков поведения в неполной семье;
- бракоразводный семейный процесс;
- повторный брак отца или матери;
- частые внутрисемейные конфликты;
- противоположные позиции родных по методам воспитания.
Спровоцировать патологию могут травмы и вирусные инфекции головного конца центральной нервной системы. Повреждение некоторых мозговых участков приводит к недостатку дофамина и норадреналина.
Классификация СДВГ
Международная классификация медицинских диагнозов выделяет три типа неврологического расстройства:
- СДВГ – ПДВ – патологические изменения выражаются преимущественно в невозможности концентрации внимания;
- СДВГ – ГИ – характеризуются гиперактивным поведением и избыточной импульсивностью;
- СДВГ – С – комбинированная форма патологии, объединяющая три симптома.
Синдром дефицита внимания — первичное гиперкинетическое расстройство процесса отбора информации.
Симптомы СДВГ
Общая клиническая симптоматика ярче выражена в раннем возрасте. Этот период обуславливается нарушением поведения. СДВГ у детей проявляется повышенной импульсивностью и гиперактивностью. Малыш постоянно пребывает в нервной подвижности:
- сидя на одном месте елозит;
- задает вопросы, не дожидаясь на них ответа;
- нетерпеливо ввязывается в общение других людей;
- привлекает к себе внимание криком, шумом, истерическим поведением;
- игнорирует любые указания;
- проявляет недоброжелательность к окружающим.
По мере взросления болезненное отклонение вызывает все больше проблем. Обучение в школе осложняется недостатком взаимопонимания со сверстниками, педагогами, родными.
Подросток не справляется с программой обучения. Отсутствие интереса к общеобразовательным предметам вызывает у него бесцельную активность. Неприемлемых ситуаций для таких детей не существует. Во время занятий они свободно разгуливают по классу, пристают к окружающим, портят школьные предметы.
В переходном возрасте на смену гиперактивности приходит суетливость, беспокойство и чувство внутренней тревоги. СДВГ у подростков в этом периоде характеризуется:
- неправомерным поведением;
- психоэмоциональной неустойчивостью;
- заниженной самооценкой;
- безответственностью;
- нежеланием участвовать в любом виде общественной или домашней деятельности.
Отличительные признаки СДВГ у взрослых:
- снижение интеллектуальных способностей;
- сложности с восприятием информации;
- забывчивость и рассеянность;
- недостаток сознательного контроля над эмоциональными переживаниями;
- резкая смена настроения;
- необоснованное излишнее беспокойство.
Лица с пограничными психическими расстройствами ведут образ жизни, не соответствующий нормам общественной морали.
Диагностика СДВГ
Диагностика СДВГ у младших школьников включает:
- проведение целенаправленного опроса родителей;
- сбор детальной информации о перинатальном и постнатальном развитии;
- изучение медицинской карты;
- тест на СДВГ — оценка поведения ученика с помощью стандартных шкал, заполненных родными и учителями;
- выявление нарушений зрения и слуха.
Подтвердить диагноз СДВГ помогает метод триплексного сканирования головного мозга (УЗИ сосудов). Данный вид исследования одобрен медицинской ассоциацией для детей старше 6 лет. Если клинические мероприятия выявили наличие диагноза СДВГ, необходимо в срочном порядке обратиться к детскому неврологу.
Синдром дефицита внимания у детей после 5 лет и взрослых лиц, диагностируется путем проведения магнитно-резонансной томографии. По результатам МРТ определяется нарушение когнитивных способностей. В этом случае наблюдаются: уменьшение коры головного мозга в префронтальных областях, сокращение движения крови в подкорковых ядрах и лобных долях, отвечающих за осознанные движения.
Лечение СДВГ
Неврологические нарушения носят устойчивый хронический характер. Лечение и осложнение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей требует обязательной медикаментозной коррекции. Для урегулирования эмоционального состояния больного назначаются:
- Атомоксетина гидрохлорид – увеличивает содержание дофамина и норадреналина в префронтальной коре;
- Тиоридазин – нейролептик, уменьшающий психомоторную активность;
- Страттера – улучшает метаболизм головного мозга;
- Кальция гапонтенат – стимулирует анаболические процессы в нейронах;
- Глицин – повышает умственную работоспособность.
Препараты для лечения СДВГ у детей имеют возрастные ограничения. Перед применением — обязательное ознакомление с инструкцией.
Медикаментозная помощь при дефиците внимания у ребенка обуславливается симптоматическим действием. Необходимость употребления фармакологических средств растягивается на долгие годы. Длительная терапия облегчает симптоматику и помогает в интеллектуальном и социальном развитии.
Для лечения дефицита внимания у взрослых показаны такие препараты как:
- Рисперидон – оказывает седативное действие;
- Тиаприд – антипсихотическое средство со снотворным эффектом;
- Тенотен – устраняет тревогу, успокаивает;
- Пемолин – психостимулятор из ряда неамфитаминов;
- Магне В6 – участвует в передаче нервных импульсов.
Фармакологические лекарства для нормализации жизнедеятельности при СДВГ должны быть назначены специалистом, имеющим достаточный уровень квалификации. Самолечение недопустимо.
Прогноз
Рождение детей с синдромом дефицита внимания в последнее годы не редкость. Актуальность проблемы уже давно вышла за рамки проводимых в этой области научных исследований.
Перерасти синдром дефицита внимания и гиперактивности получается у 25% – 50% детей. С возрастом у некоторых больных симптоматика пропадает, человек становится полностью социально адаптированным членом общества. На этапе реабилитации очень важно, чтобы семья была активно вовлечена в процесс.
Коррекция и адаптация
Родным и близким необходимо избавиться от уверенности, что маленький человечек сможет справиться с проблемой самостоятельно.
Доктор Комаровский рекомендует при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей:
- общение проводить в мягкой спокойной форме;
- исключать выражение эмоций и душевных переживаний;
- чаще стимулировать ребенка с помощью одобрения и похвал, особенно если он довел до конца начатое дело;
- разработать четкий режим дня и придерживаться его;
- на прогулке обеспечивать проведение энергичных игр;
- обогащать детский рацион необходимым количеством витаминов и минералов.
Профессор Заваденко Н.Н., исследовавший СДВГ, настаивает на комплексном лечении патологических отклонений. Коррекция симптомов синдрома дефицита внимания у детей, кроме медикаментозной помощи должна включать психотерапевтические и социально-педагогические методики:
- индивидуальное регулирование социального поведения;
- групповая и семейная психотерапия;
- развитие коммуникативных навыков;
- тренинги родительской компетентности;
- стратегические программы по организации и проведению школьного обучения;
- выбор индивидуальной образовательной программы.
Родителям детей с СДВГ нужно помнить, что сделать отпрыска счастливым, жизнерадостным членом общества вполне реальная задача. Общие усилия педагогического состава школы, социальных педагогов, членов семьи, врачей узкой специализации смогут помочь ребенку адаптироваться в социальной среде.
Источник: https://MozgPortal.ru/zabolevaniya/sdvg/sdvg-psihoemotsionalnoe-nedomoganie.html
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей, течение этого заболевания — хроническое. Как правило, первые симптомы этого заболевания появляются в позднем дошкольном и школьном возрасте.
Многие симптомы СДВГ не являются «специфическими» для данного заболевания, и в той или иной мере могут проявляться абсолютно у всех детей.
Дети с СДВГ имеют, прежде всего трудности концентрации внимания, повышенную двигательную активность (гиперактивность), и у них наблюдается импульсивность поведения ( практически неуправляемая).
Причины развития
СДВГ является стойким и хроническим синдромом, излечения которого в современной медицине нет. Считается, что дети могут « перерасти» этот синдром, или приспособиться к его проявлениям во взрослом возрасте.
В семидесятых годах прошлого столетия существовало много споров по поводу СДВГ среди медицинских работников, педагогов, родителей, политиков. Одни говорили, что этого заболевания не существует вообще, другие доказывали, что СДВГ передается генетически, и есть физиологические основы для проявления этого состояния. Ряд ученых доказывает влияние условий климата на развитие СДВГ.
Есть основания полагать, что острые или хронические интоксикации (употребления алкоголя, курение, наркотических веществ) во время беременности и кормления грудью в дальнейшем могут оказать свое влияние на проявление СДВГ у детей.
Гестоз, токсикоз, эклампсия в родах, преждевременные роды, задержка внутриутробного развития плода, кесарево сечение, затяжные роды, позднее прикладывание к груди, искусственное вскармливание с рождения и недоношенность -также являются факторами риска развития этого синдрома.
Черепно-мозговые травмы и перенесенные инфекционные заболевания могут влиять на развитие гиперактивности у детей. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у таких детей находят дефицит дофамина и норадреналина.
Признаки
Принято выделять три типа СДВГ: случай с дефицитом внимания, случай с гиперактивностью ребенка и импульсивностью, а также смешанный тип .
По статистике американских ученых, это нарушение наблюдается в среднем у 3-5% американских детей, чаще всего признаки этого заболевания проявляются у мальчиков.
Многие признаки СДВГ у детей выявляются не всегда. Первые симптомы гиперактивности манифестируют еще в детском садике и в начальных классах школы.
Психологи должны наблюдать за детьми на уроках в школе, и как они ведут себя дома и на улице.Дети с СДВГ не только не внимательны, они и очень импульсивны. У них отсутствует контроль поведения в ответ на какие-то требования. Такие дети быстро и самостоятельно реагируют на какую-либо возникшую ситуацию, не дожидаясь указаний и рекомендаций со стороны родителей и других взрослых. Такие дети не правильно оценивают требования учителей и задания.
Дети с гиперактивностью не могут правильно оценить результаты своих действий, и какое разрушительное или отрицательное влияние они могут оказывать. Такие детки очень капризны, у них отсутствует чувство страха, подвергают себя не нужному риску, чтобы показать себя перед ровесниками.
Дети с гиперактивностью очень часто получают травмы, отравления, портят чужое имущество.
Диагностика
Согласно международным критериям, диагноз СДВГ можно поставить детям при наличии у них соответствующих симптомов не ранее чем в 12 лет ( по данным зарубежных изданий этот диагноз правомочен и в шестилетнем возрасте ). Признаки СДВГ должны проявляться в разных обстановках и ситуациях.
Для постановки диагноза СДВГ необходимо наличие шести основных симптомов (из ниже перечисленного списка), а если признаки заболевания сохраняются и старше 17 лет – достаточно 5-ти симптомов. Признаки заболевания должны проявляться стабильно в течение полугода и более. Существует определенная градация симптомов.
Для синдрома невнимательности и для синдрома гиперактивности существуют свои симптомы, и они считаются отдельно.
Невнимательность
- Мальчики и девочки с СДВГ в школе очень не внимательны, постоянно допускают ошибки на уроках и в домашнем задании. Пишут в тетради и на доске небрежно и неаккуратно.
- Во время занятий и игр со сверстниками такие дети всем мешают, не понимают правил игры, но пытаются в ней участвовать, очень не внимательны.
- У преподавателей и родителей создается впечатление, что ребенок не слышит то, что ему говорят.
- Может начать какое-то дело или занятие и не довести его до конца.
- Самостоятельную работу на уроке или дома выполняет с трудом.
- Если домашнее задание требует усидчивости, внимательности, длительного умственного напряжения, то он категорически отказывается их выполнять.
- Постоянно теряет свои школьные принадлежности, учебники, тетради, вторую обувь и т.д.
- На уроках очень легко отвлекается на посторонние дела.
- Постоянно все вокруг себя ломает, однако не признается, что это сделал он.
- Очень забывчив в простых повседневных и бытовых ситуациях.
Повышенная активность у детей с СДВГ
Гиперактивность у детей с СДВГ проявляется всегда и везде.
- Такие дети всегда и везде подвижны, ведут себя как «юла». Постоянно крутятся, бегают вокруг столбов и деревьев, вертятся на уроках, беспокойные даже во сне , воспроизводят в течении дня множественные и не контролируемые движения в кистях рук и даже в стопах ног.
- Может во время школьного урока встать со стула без разрешения учителя и пойти в неизвестном направлении.
- Постоянно находится в активном движении – бегает по школе, прыгает на переменах, громко кричит, пытается куда-то залезть и откуда-то спрыгнуть.
- Тихо и спокойно играть или чем-то заниматься такие дети не могут вообще. У таких детей нет хобби, они мало читают, не любят конструировать.
- Ни минуты не сидит на одном месте, находится в беспрерывном движении, как будто сзади к нему прикреплен «моторчик».
- Дети с СДВГ очень общительные, легко входят со всеми в контакт , болтливые, поверхностные в общении, часто забывают о чем они начинали говорить.
- Такие детки не могут ничего долго ждать, им надо все «здесь и сейчас».
- Постоянно лезет к другим детям, мешает им играть, забирает игрушки.
- Сон такого ребенка очень беспокойный, он всю ночь ворочается, не может найти правильное положение подушки, комкает одеяло, сбрасывает его с себя.
Поведение при СДВГ может быть для родителей, учителей и других членов семьи «невыносимым». Чаще всего, именно родителей винят в плохом воспитании своего чада. Самим родителям очень трудно с такими детьми, и они постоянно испытывают чувство стыда за поведение своего сына или дочери. Постоянные замечания в школе на гиперактивность дочери или сына, на улице — от соседей и друзей.
Наличие у ребенка диагноза СДВГ не означает, что родители его плохо воспитали и не научили как правильно себя вести. Родители таких детей должны понять, что СДВГ — это заболевание, которое требует правильного лечения.
Родители и внутренняя обстановка в семье помогут мальчику или девочке избавиться от повышенной гиперактивности, стать более внимательными, лучше учиться в школе, и в дальнейшем адаптироваться к взрослой жизни.
Каждый маленький человек должен открыть свой внутренний потенциал.
Дети очень сильно нуждаются в родительском внимании и опеке. В мире современных технологий и при наличии денег, родители могут купить своему чаду любую игрушку, самый современный телефон, планшет и компьютер. Но, никакие современные «игрушки» не подарят вашему малышу душевного тепла. Родители должны не только кормить и одевать своих детей, они обязаны посвящать им все свое свободное время.
Очень часто родители устают от своих детей с гиперактивностью и пытаются переложить все заботы о воспитании на бабушку и дедушку, но это не выход из сложившейся сложной ситуации.
Родители таких « особенных» детей должны обратиться к психологу и решать эту проблему совместно с педагогами и медицинскими работниками.
Чем раньше родители осознают всю серьезность СДВГ, и чем раньше обратятся к специалистам, тем лучше прогноз для излечения этого заболевания.
Родители должны вооружиться знаниями об этом заболевании. Существует много литературы на эту тему. Только в тесном взаимодействии с врачом и педагогом можно достичь хороших результатов в лечении этого заболевания.СДВГ — это не «ярлык» и не стоит бояться этого слова.
Нужно поговорить с учителями в школе о поведении своего любимого чада, обсудить с ними все проблемы, и убедиться, что учителя понимают, что происходит с их мальчиком или девочкой.
Источник: https://ODepressii.ru/deti/sindrom-defitsita-vnimaniya-sdvg.html