Как помочь ребенку с диагнозом “дислексия” (неспособность к чтению)

Содержание

Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?

Как помочь ребенку с диагнозом “дислексия” (неспособность к чтению)

Когда одноклассники уверенно и с выражением одолевают страницу за страницей, ваш малыш с трудом соединяет знакомые буквы в слова? Скорее всего, логопед вынесет вердикт – дислексия. Попробуем разобраться с этим модным словечком и решить, как быть, чтобы оно навсегда исчезло из списка ваших поводов для расстройства.

Ваш малыш сообразительный, хитрый и проявляет всевозможные способности? Папа гордо утверждает, что это его гены и с удовольствием ходит на родительские собрания в детский сад. Но в первом классе картина меняется. Оказывается, не все так гладко.

Ребенок не может научиться читать. Это проблема, и вас она беспокоит, ведь вам хочется видеть своего ребенка успешным, вам хочется (и правильно!), чтобы в 1 классе он читал правильно и быстро, укладывался в нормы и осознавал прочитанное.

Давайте разбираться…

Что такое дислексия?

Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском саду должен заподозрить возможные трудности с формированием процесса чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые, когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.

Дислексия – это частичное нарушение способности к овладению навыком чтения.

Если малыш в начале обучения смешивает буквы, это не значит, что у него серьезные проблемы. Обратите внимание, если ребенок:

  • заменяет графически сходные буквы (И – Ш, Б – Д);
  • читает побуквенно;
  • смешивает или заменяет графемы, которые обозначают похожие по звучанию звуки;
  • пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет, добавляет;
  • пропускает слова, предложения, а то и целые абзацы;
  • не понимает смысл прочитанного;
  • прикрывает один глаз во время чтения.

Если вышеуказанные симптомы стойкие и проявляются периодически, обратитесь к специалистам, т.к. проблема дислексии решается комплексно – возможно, вашему ребенку порекомендуют посетить невролога, лора, психолога, окулиста и логопеда.  

Ну-ну, спокойнее. Ваш малыш нормальный, совершенно нормальный. Не может же он быть способным во всех областях. Поэтому не нагнетаем обстановку и уж тем более не обвиняем его в возникшей проблеме. Следуйте рекомендациям врачей, будьте готовы к тому, что занятия могут длиться годами, поэтому терпения вам и вашему малышу понадобится довольно много.

Как помочь ребенку, страдающему дислексией?

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила. 

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы. Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом «заколдует» слово, а вы его прочитаете.

Слова потерялись

«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые заканчиваются на определенный звук.

Письмо по памяти

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».

МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.

Игра в слова

Мы все играли «в города». Принцип игры с ребенком аналогичный, только тематику определите попроще. А то и вовсе без нее. Просто придумывайте вместе цепочку из слов, которые заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом – мел – луна – аквариум.

Найди слово

Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.

Кулинарная азбука

 Пока вы готовите обед, дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков. Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.

Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье Дисграфия: модное слово или страшный диагноз?

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки, между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

«У кошки – кошачий, а у собаки? А у волка?».

Профессии

«Кто воспитывает детей? Кто шьет одежду? (воспитатель, швея)».

Непослушные слова

«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать картинки.

Не забываем покупать ребенку детские журналы с кроссвордами, анаграммами и прочими «развивалками».

Дислексия – дар?

А теперь – пару ложечек меда на большую бочку дегтя.

Дислексия – в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% людей). В большинстве случаев дети с этим нарушением имеют недюжинные способности в других областях.

Дислектики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение.

Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино… А вдруг ваш малыш сможет продолжить список этих талантливых людей, которые тоже обогатили свою биографию диагнозом «дислексия»?

Как вы и ваш ребенок справились с дислексией? Подскажите нашим читателям способы устранения проблем при обучении чтению и адреса центров, в которых вам оказали помощь.

Источник: http://rastishka.by/articles/narushenie-chteniya-disleksiya/

Мой ребенок дислексик или как помочь ребенку преодолеть дислексию

Как помочь ребенку с диагнозом “дислексия” (неспособность к чтению)

В современном мире более 20% детей — дислексики.

Дислексия (одно из определений) — это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осваивать навыки письма и чтения.

Как следствие, возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.
В нашем центре мы часто сталкиваемся с детьми-дислексиками.

Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития.

Дислексия: как это было у нас

Когда моему сыну исполнилось 2 года, я решила получить второе высшее образование и стать психологом. Мой ребенок буквально с первых дней жизни проявлял незаурядные способности. Он рано научился стоять, ходить, практически не ползал. Хорошо говорить он стал с 1 года 5 месяцев.

Обладал фантастической памятью. К двум с половиной годам запомнил на слух стихотворение «Бородино» за 2-3 прочтения. Что касается подготовки к школе, то интеллектуально он был полностью готов начать учиться к 5,5 годам. К этому возрасту логопед в детском саду уже выучил с детьми буквы.

Именно тогда мы начали учиться читать.

Только тут я поняла, что мой ребенок — дислексик. Конечно, многие симптомы проявлялись и раньше. Но они не складывались в цельную картину. Как психолог и поклонник гуманистической психологии, при возникновении трудностей у ребенка я старалась сразу придумать способ, как выйти из положения. Вот наиболее характерные «трудности» с которыми пришлось столкнуться.

Одевание

К 4-м годам большинство детей уже способны одеваться самостоятельно. Они сами ориентируются в одежде. Знают, что и в каком порядке надевать. У моего сына вид лежащей одежды вызывал слезы и отказ от одевания.

Не вдаваясь в подробности, что так его расстраивает, мы вместе сделали «карту одевания» и повесили ее над кроватью. На карте картинками был показан порядок одевания. В добавление к карте мы вместе отбирали одежду и раскладывали вещи на кровати в нужном порядке.

Надо отдать должное сыну — за месяц он научился одеваться самостоятельно.

Прыжки через скакалку

Завязывать шнурки мы учились почти полгода. А вот прыжки через скакалку сын освоил только в старших классах. Когда учитель физкультуры начальной школы прощался с нами, он сказал, что это первый случай в его жизни, когда ему за 4 года не удалось научить ребенка прыгать через скакалку.

Рисование и письмо

Практически до самой школы он не мог закрасить фигуру (даже самую большую) не вылезая за края рисунка. Рисования кружочков и овалов не удавалось. Все, что касалось навыков письма, получалось кривым и неровным. Никак не удавалось совладать со строчкой и клеткой, обвести фигуры по контуру. Штриховка не получалась до 3-го класса.

Координация в пространстве

У детей-дислексиков часто странная координация. Им трудно сориентировать свое тело в пространстве. Воспитатели в детском саду могут принимать такое поведение ребенка за саботаж и упрямство (так было в нашем случае, когда сыну было всего 3,5 года; к счастью, из того сада мы быстро «сбежали»).

В коллективных заданиях, когда детям на скорость нужно собрать предметы с пола, мой ребенок не успевал даже повернуться в нужную сторону — не то, что начать собирать эти предметы. Когда его звали с одной стороны, он нередко отправлялся в противоположную, т.к. не сразу понимал, куда нужно идти.

При этом он обладал абсолютным музыкальным слухом. В 6 лет легко подбирал на фортепиано практически любую мелодию. Сочетание незаурядного интеллекта и дислексии еще очень долго приносило ему множество упреков со стороны учителей. Они зачастую воспринимали такую особенность ребенка как лень и саботаж.

Вернемся к чтению. Едва мы начали учиться читать, как оказалось, что мой ребенок не может отличить слог ОН от НО. То есть для него эти слоги выглядели одинаково, несмотря на разный порядок букв.

Более того, если каким-то образом ему удавалось прочесть слог правильно, то теперь слоги менялись местами. Вместо небо могло быть боне или обне.

Мне понадобилось много времени, чтобы научить его писать буквы и цифры.

Как можно преодолевать трудности?

Как-то я занималась с одной девочкой 6-и лет. У этой девочки были проблемы в обучении письму, очень похожие на трудности, которые пришлось преодолевать моему сыну. А вот читала она хорошо.

В силу обстоятельств, я перестала с ней заниматься, и она стала заниматься с другим психологом. Чтобы научить ее обводить фигуры по контуру, ей давали специальные задания: несколько одинаковых фигур сложной конфигурации, повернутых вокруг своей оси с неясными контурами. Требовалось выбрать одну из них и обвести.

На мой взгляд, подобные задания хороши только для взрослых людей проходящих реабилитацию после инсультов и других травм мозга. Для дошкольников, особенно если такие задания вызывают трудности, выполнение таких заданий приносит скорее разочарование и понимание собственной неполноценности, чем пользу.

Таким детям трудно обводить по контуру любую фигуру. Я считаю, что в дошкольном (и младшем школьном) возрасте крайне вредны занятия по типу «тяжело в учении — легко в бою». Они ломают личность ребенка, а не закаляют его характер.

Причем навыки от таких заданий если становятся лучше, то совсем незначительно.

Что же делать? Ребенок, испытывающий трудности, достаточно скоро понимает, что есть то, что у него плохо получается. Как всякий нормальный человек, он старается избегать неудач.

И здесь взрослые должны быть особенно деликатными, чтобы трудности в обучении не превратились в комплекс неполноценности.

Давление со стороны взрослых, даже мягкое, постепенно лишает ребенка собственного мнения и воли, порождает апатию и потерю интереса. Такой ребенок перестает доверять самому себе.

Чтобы улучшить координацию ребенка с ним хорошо играть в мяч.

Заниматься такими играми, в которых две руки работают одновременно, например: в каждой руке ребенок держит по мячику нужно отпускать мячи одновременно двумя руками, рисовать одновременно двумя руками, очень важно заниматься кинезиологией и пальчиковой гимнастикой (купить книжку или найти упражнения в интернете). Занятия фортепиано (лучше всего с 5,5 лет) помогут развить межполушарное взаимодействие. Все вышеперечисленное поможет преодолеть трудности и в чтении.

Чтение

Если вы обнаружили, что ребенку не удается запоминать буквы или он переставляет буквы и слоги во время чтения, следует прекратить такое обучение. Начните с методик, в которых слова запоминают целиком.

Чтение слогами отложите до 7 лет, при этом выбирайте слоги начинающиеся с только согласной буквы, затем читайте слова из трех букв (лес, дом, кот, сок), т.е. согласная, гласная, согласная.

И лишь когда ребенок начнет быстро читать слова из 3-х букв, вводите слоги начинающиеся с гласных букв.

Чтобы ребенок запомнил правильную ориентацию в пространстве цифр и букв над ними нужно работать особым образом: нарисованные крупные цифры или буквы можно обводить пальцем, выкладывать пуговицами (или марблс) по заранее нарисованному контуру, писать пальчиками и палочкой на мокром песке.

Вырезать большие цифры и буквы из бархатной бумаги и проводить пальчиком от «носика» к «ножкам», лепить их из пластилина (желательно белого) и теста. Превращать нарисованные цифры и буквы в различные предметы и животных (например, букву «Б» превратить в белку и т.д.

) То есть делать образы цифр и букв яркими и запоминающимися.

Пример: При чтении ребенок путает в слогах буквы Г и Т. Я прошу придумать способ, как ребенок будет их различать. Например, ребенок решает, что буква Г напоминает недорисованный треугольник, а Т — стол.

После такой придумки все слоги он читает правильно. Для запоминания слогов мы используем карточки Зайцева. В них ударный слог выделен черной краской. Детям легко запомнить слоги, входящие в понятные и конкретные слова.

Из карточки: заяц запоминаем «за», корова «ро» и т .д.

Трудности письма

Обычно детей с такими трудностями видно с трехлетнего возраста: они плохо держат карандаш. С такими детьми нужно начинать рисовать пальцами, затем кистью, затем пастелью. Закрашивать фигуры начните кисточкой, затем пастелью.

Рисовать круги учите, давая пастель в обе руки: пусть просто совершает ими круговые движения. Рисуйте и обводите большие контуры вначале пальчиковыми красками, затем кистью, затем пастелью. Для профилактики возможных трудностей, рисуйте с детьми с года пальчиковыми красками.

Очень полезно красить пальцами объемные фигуры — для этого подойдут пластиковые и резиновые игрушки.

Как можно раньше начните ходить в кружок ИЗО (урок и преподаватель должны нравиться ребенку!!!)

Идем в школу

Как показывает мой опыт, даже если Вы много и качественно занимались с ребенком, дислексия к школьному возрасту полностью не уйдет. Когда мой сын пошел в школу, дислексия проявила себя в следующих вещах.

Чтение и письмо

Благодаря нашим занятиям мой сын к 7,5 годам читал со скоростью 100 слов в минуту. Но навык письма был далек от совершенства. Надо сказать, что нам повезло. В первом классе нас учили писать с помощью альбома с листами кальки: под лист кальки кладется лист с идеально написанными буквами и ребенок повторяет буквы на кальке. Хуже дело обстояло с математикой.

Клетка не слушалась, столбики не получались. Учителя часто просили переписать работу. Если говорить честно, мне удалось всего один раз уговорить сына переписать работу. Он действительно очень старался. Вот только результат переписывания навсегда отбил у меня охоту просить его что-либо переписать вновь.

Я поступила следующим образом: весь первый класс я писала все домашние работы за сына карандашом, а он обводил написанное. Хуже дело обстояло с дневником. Заполнять дневник он научился, только к 6 классу. Все записи в дневнике сваливались со строчек, залезали на отметки, предметы и дни недели перепутывались.

Зато, с каким удовольствием завуч начальных классов тыкал в меня этим дневником на всех родительских собраниях!

Хочу объяснить: ребенок-дислексик просто не в состоянии писать красиво. Такие дети часто просто забывают правильное написание букв и их соединений. Из-за этого они пишут медленно и очень напряженно. А ведь еще нужно помнить про конец строчки, чтобы за него не заступить. К концу урока ребенок настолько измучен, что вообще не разбирает, что и где он пишет.

Учителя очень удивлялись, что в последней строчке сын делал все возможные ошибки. Это, по их мнению, свидетельствовало о его безграмотности. Я занималась формированием грамотности с самого раннего детства.

Как слова пишутся правильно, мой ребенок мог ответить, даже если разбудить его ночью. Однако этот довод, приводимый в его защиту, не принимался во внимание. В то, что у него абсолютная грамотность учителя поверили только в 8 классе.

Когда его навыки письма стали соответствовать возрасту — именно к этому времени он научился писать аккуратно и красиво.

Как работать со словами

Чтобы успешно справиться с данной задачей, заведите специальный альбом. В нем записывайте слова, вызывающие у ребенка трудности, причем буквы, которые надо запомнить, выделяйте цветом или размером.

Например: мОлОко.
Чтобы слово лучше запомнилось, нарисуйте рядом со словом рисунок: стакан с молоком, у него, к примеру, вместо донышка и горлышка большие буквы О. К каждому слову надо придумать зрительный образ или подобрать созвучные слова (они не обязательно должны быть однокоренными). Цель данного задания — создать яркий, запоминающийся образ.

Приведу еще несколько примеров. кОрова – пишется «О», потому что она даёт мОлОко. кОрзина – пишется «О», потому что она круглая, как буква О; пИрог– пишется «И», потому что с пирогом устроили пир;

пАльто – пишется «А», потому что папа носит пальто. И т.д.

Источник: http://endemic-center.ru/dyslexia-kid/

Дислексия или почему ребенок не может научиться читать?

Как помочь ребенку с диагнозом “дислексия” (неспособность к чтению)

Достаточно распространенным нарушением чтения у детей является дислексия, которую относят к трудностям в обучении школьников.

Сегодня этот термин стал известным среди широкой общественности благодаря информированию о своем недуге знаменитыми лицами. Политики и актеры, писатели и спортсмены не стесняются говорить о своей дислексии.

А их успешность в профессии служит убедительным доказательством того, что жизнь с дислексией возможна и успешная карьера от нее не зависит.

Что же это за нарушение такое, как его выявить и к кому обратиться при подозрении на дислексию у вашего ребенка?

Что такое дислексия?

Дислексия – это стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения, а зачастую – и письма. Трудности в овладении  проявляются у детей с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, без каких-либо нарушений в развитии.

Хотя, стоит отметить, что у детей с различными нарушениями психического и речевого развития (интеллектуальная недостаточность, синдром гиперактивности и дефицита внимания, дисфазия и  развития), дислексия является частым симптомом, но ее происхождение вторично, поэтому мы не будем ее рассматривать в данной статье.

Для детей с дислексией характерны и такие дополнительные симптомы, как:

  • трудности в воспроизведении графического образца,
  • нарушения координации движений (неуклюжесть, проблемы в планировании движения),
  • недостаточное ориентирование в пространстве,
  • трудности различения на слух схожих по звучанию звуков и слов,
  • кратковременная память с ограниченным объемом запоминания информации.

Как распознать дислексию у ребенка

Как правило, дислексия становиться явной, в период школьного обучения, когда ребенок закончил период обучения грамоте.

Часто родители и педагоги при выявлении трудностей в усвоении этих навыков, ссылаются на лень ребенка, на его личностные особенности, нежелание читать, но дело, конечно, не в них.

Обратите внимание на трудности при чтении, если ваш ребенок учиться во втором классе и у него следующие симптомы:

  • медленное послоговое или побуквенное чтение;
  • меняет слоги местами;
  • пропускает буквы и части слов,
  • «выдумывание» слов во время чтения;
  • путает схожие по написанию буквы, явления зеркальности в чтении и письме (перевернутое восприятие знакового изображения букв, цифр);
  • сложности с пониманием прочитанного текста, пересказами;
  • соскальзывает на нижние строки, читает справа налево.

Причины дислексии

Причины дислексии бывают абсолютно разными, и они определяют симптоматику нарушений. У одного ребенка нет проблем с техникой чтения, но он не запоминает содержание прочитанного. У другого – медленный темп и замены / пропуски слогов. У третьего – чтение побуквенное. Не существует универсальной формы дислексии. Поэтому следует рассматривать причины каждой формы отдельно.

Современные научные исследования с помощью современных методов  (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга у таких людей функционально менее активны, чем в норме.

Из наиболее распространенных причин нарушений чтения следует выделить:

  • трудности фонематического восприятия, анализа и синтеза,
  • системное недоразвитие речи,
  • трудности зрительного, пространственного восприятия,
  • недостаточность зрительно-моторной координации,
  • ограниченный объем слухоречевой памяти,
  • генетическая предрасположенность.

Что делать?

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в школу, где начнет изучать грамоту.

Если же отставание в овладении чтением уже явны, то пора обратиться к специалистам для выяснения причин.

Логопед поможет обследовать навыки чтения, фонематического слуха, выявить уровень развития речи и связанных с ней когнитивных способностей. Также оценивает язык, произношение.

Психологическое обследование направлено на выяснение функциональных особенностей детей и предпочтительные для них формы обучения. Психолог помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирает полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

В индивидуальном порядке педагогу или психологу следует определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи.

С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

Врач поможет убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух, выявить нервно-психическую незрелость либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

После комплексного исследования, в зависимости от причин дислексии, специалистами разрабатывается программа занятий с логопедом или психологом, в которой особое внимание уделяется развитию:

  • образного мышления;
  • зрительного и пространственного восприятия информации;
  • фонематического слуха;
  •  расширению лексического запаса;
  • пониманию прочитанного текста;
  • развитию памяти и творческих способностей.

Если же природа нарушений такова, что преодолеть их полностью невозможно, то индивидуальная работа с ребенком предполагает дальнейшее обучение, но отсутствие оценок его успеваемости по чтению.

Педагогам и родителям следует проявить терпение, не торопить ребенка, и в осложненных случаях обучить его компенсаторным возможностям. Иногда единственно возможным способом чтения для ребенка с дислексией становится глобальное чтение. Но об этом в дальнейшем.

И помните: не бывает трудностей в обучении без причин! Главное вовремя обратить внимание на сложности у ребенка, и позволить разобраться в них специалистам. Чем раньше будут обнаружены первые симптомы, тем выше шансы избавить ребенка от трудностей!

Источник: https://www.ekidz.eu/ru/disleksiya-ili-pochemu-rebenok-ne-mozhet-nauchitsya-chitat/

Дислексия: как помочь ребенку, которому трудно читать и писать

Как помочь ребенку с диагнозом “дислексия” (неспособность к чтению)

Экология жизни. Дети: Это стыдное слово «дислекция» или как помочь ребенку, которому трудно читать и писать? Каждому из нас хочется, чтобы наш ребенок достиг максимума в жизни и учебе. Чтобы у него было много друзей, его любили и у него все получалось. Но в жизни так бывает не всегда!

Это стыдное слово «дислексия» или как помочь ребенку, которому трудно читать и писать? Каждому  из нас хочется, чтобы наш ребенок достиг максимума в жизни и учебе. Чтобы у него было много друзей, его любили и у него все получалось. Но в жизни так бывает не всегда!

И тогда родители начинают винить себя, считают, что это они допустили где – то ошибку, страдают и ищут помощи. В таком состоянии тревоги и смятения они и обращаются к специалисту . 

И  основные вопросы, которые  задают родители :  «Где здесь наша вина ?» и «Что можно сделать?». И с этими вопросами я обращаюсь к специалисту с 30-летним стажем о области корректирующего обучения, учителю с огромным опытом  – Пнине Шефи.

Корреспондент:

Пнина, давайте начнем с того, что вообще должно вызывать беспокойство и зажигать красную лапмочку у родителей? Ведь я, как мать, не всегда знаю в каком возрасте ребенок уже должен бегло читать или писать, и что является нормой.

Пнина Шефи:

Понятие нормы, на самом деле очень размыто. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому в раннем возрасте довольно сложно диагностировать наличие проблемы. Но все же некоторые моменты требуют внимания и должны настораживать:

  • Ребенок, старше 3-х лет все проверяет руками, без конца что–то трогает, все время должен держать, ощупывать или крутить в руках разные предметы.
  • Вместо того, чтобы называть вещи или действия словами, он указывает на них или применяет пантомиму.
  • Словарный запас ребенка беден, относительно того, что он слышит вокруг и относительно детей его возраста
  • Предложите ребенку большой выбор разных карандашей: тонких, толстых, круглых, треугольных. 

Проблемы с мелкой моторикой приводят к тому, что ребенок выбирает более объемные карандаши.

Корреспондент:

Так что это действительно болезнь или результат плохого преподавания или недостаточного внимания со стороны родителей?

Пнина Шефи: 

Это не болезнь. На самом деле, я считаю, что  нет такого понятия –  дислекция. Всегда можно развить ту часть мозга, которая котролирует производство и восприятие звуков. Хотя, специалисты все–таки обнаружили связь со здоровьем. Дети с ослабленной системой ухо–горло–нос, гораздо чаще страдают впоследствии такого рода нарушениями. 

Это легко объясняется. Ведь из-за избытка слизи и вообще при воспалениях верхних дыхательных путей искажаются произносимые звуки и ребенок не слышит себя достаточно четко, а если это происходит часто и в том возрасте, когда формируется узнавание звуков?!

Корреспондент: 

А чем такому ребенку может помочь специалист и сколько времени проходит, пока мы начинаем видеть первые результаты?

Пнина Шефи:

Спомощью специальных техник улучшается взаимодействие  между ухом, как органом восприятия и ртом, как органом произнесения.

И это обучает узнавать различные звуки, записывать их и соответственно повышает оценки и, конечно, дает ребенку чувство уверенности в себе.

В зависимости от сложности ситуации полное  решение проблемы берет от года до трех лет. Но первые результаты видны уже  через несколько занятий.

Корреспондент: 

А что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку и в плане успеваемости и  в преодолении эмоциональных проблем?

Пнина Шефи: 

Важность родителей в жизни ребенка трудно переоценить и конечно они во многом могут повлиять на ситуацию.

1. Выбирать игры в которых ребенок руководит игрой и отдает указания. 

И задача взрослого точно и с полной  серьезностью следовать им. Это позволяет малышу почувствовать свою значимость и повышает его самооценку.Например, позвольте ребенку быть вашим учителем и в качестве ученика делайте ошибки и дайте ему возможность их исправлять. 

Это

Стив Биддалф: Большинство людей попросту запрограммированы на несчастье

2. Все время предлагайте выбирать из нескольких опций (сделать уроки сейчас, после еды, перед прогулкой или начать заниматься с математики или чтения). Возможность выбора дает ощущение контроля и снимает напряжение.

3. Очень важно наладить грамотный тактильный контакт с ребенком. Правильное прикосновение творит чудеса! Можно сделать это с помощью массажа или рефлексологии. Это успокаивает и помогает построить положительные взаимоотношения с ребенком, а ему дает почувствовать  тепло и любовь.опубликовано econet.ru

Интервью записала Юлия Резникова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/138474-disleksiya-kak-pomoch-rebenku-kotoromu-trudno-chitat-i-pisat

Как помочь ребенку с дислексией? — Статьи на Pandaland

Как помочь ребенку с диагнозом “дислексия” (неспособность к чтению)

Дислексия – это частичное нарушение способностей ребенка к обучению чтения. Чаще всего такие проблемы выявляются в начальной школе, так как в дошкольном возрасте дети только знакомятся с буквами и заметить подобные отклонения практически невозможно. Зачастую дислексия соседствует с другим отклонением – дисграфией (нарушение письма).

Стоит сказать, что данные диагнозы не говорят об умственном отставании ребенка – он даже может быть лучшим в математике или на художественных занятиях. Но все мы понимаем, что умение читать необходимо для полноценного образования и дальнейшей жизни, поэтому очень важно, чтобы родители вовремя провели коррекционный курс обучения.

О том, как можно помочь ребенку с дислексией, читайте в нашей статье.

К сожалению, диагноз «дислексия» сегодня ставят все чаще. Его диагностируют у 10-15 % школьников. Как мы уже сказали, заметить проблему до посещения школы очень сложно. Также важно понимать, что даже если ребенок подтянулся по чтению в начальных классах, проблема может вновь проявиться в средней школе.

Как проявляется дислексия у детей?

Нарушения в чтении чаще всего становятся очевидными ко 2-му классу. На что нужно обратить внимание родителям в этом возрасте? Если ребенок…

  • Читает по буквам;
  • Заменяет графически сходные буквы: И – Ш, Б – Д;
  • Смешивает или заменяет близкие по звучанию буквы: Б–П, Д–Т, К–Г, С–З, Ж–Ш.
  • Пропускает слоги или буквы при чтении, переставляет их, добавляет лишние буквы;
  • Пропускает слова и предложения, а то и целые абзацы;
  • Не понимает смысл прочитанного;
  • Прикрывает один глаз во время чтения.

Если у ребенка наблюдается один или несколько из этих признаков, рекомендуется обратиться к логопеду.

Дисграфия проявляется в большом количестве грамматических ошибок. Заметить проблему можно по разным признакам. Например, если ребенок…

  • Не использует заглавные буквы и знаки препинания;
  • Путает похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак) ;
  • Может не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ»;
  • Пишет медленно, неровно;
  • В письме некоторые буквы перевернуты в зеркальном направлении.

Как помочь ребенку с дислексией?

Родители должны внимательно следить за развитием ребенка с дислексией. Не нужно пытаться справиться с проблемой в домашних условиях – этого будет недостаточно.

Репетиторство с учителем русского языка тоже не всегда дает значительные результаты.  Лучше обратить внимание на специальную систему обучения, совместно разработанную логопедами, психологами, дефектологами и неврологами.

Большое значение имеют занятия с логопедом.

Также рекомендуется обсудить формат обучения с преподавателями в школе, при этом должен присутствовать логопед.

Необходимо, чтобы на какое-то время педагог изменил систему оценок с учетом особенностей обучения ребенка-дислексика.

Например, учитель по русскому языку должен учитывать, что ученику с дислексией нельзя давать текстовые упражнения с ошибками, которые нужно исправить.

Родители должны добиться того, чтобы в школе ребенка не критиковали за ошибки, связанные с дислексией, иначе он может замкнуться в себе, отказаться от попыток специального обучения, в связи с чем ухудшится ситуация с чтением и письмом.

Какие методики обучения использует логопед?

  • Различные речевые игры;
  • Занятия по логопедической азбуке;
  • Упражнения с использованием разрезной или магнитной азбуки для складывания слов;
  • Тренировка путем повторения слов;
  • Работы с наглядными материалами, которые помогают запомнить очертания слов;
  • Упражнения для мышц языка и улучшения артикуляции;
  • Изучение песен и стихов.

Что могут сделать родители?

Читайте вместе с ребенком. Выбирайте книги с интересными для малыша тематиками, чтобы он не чувствовал, что его тренируют, а получал удовольствие от чтения.

Развесьте в доме яркие таблички и календарики с крупными надписями, чтобы ребенок запоминал и «стыковал» звучание и написание часто употребляемых повседневных слов.

Покупайте детские журналы с кроссвордами и другими развивающими заданиями.

Зачастую в обучении хорошо помогают специальные аудиокниги вместе с параллельным чтением аналогичной книги. Поищите в сети аудиокниги для детей с дислексией. Если текстового варианта не прилагается, потрудитесь напечатать его самостоятельно. Именно комплексный подход дает наилучший результат.

Помните, что ребенок испытывает постоянный стресс во время учебы, так как чувствует себя хуже остальных. Чтобы поддержать его, подумайте о его сильных сторонах и найдите возможность для их реализации. Загляните в художественную студию.

Например, девочки с удовольствием занимаются лепкой и рисованием, мальчики – конструированием или работой по дереву.

Положительная оценка на других занятиях поможет ребенку чувствовать себя более уверенным, а это в свою очередь даст новые силы для обучения чтению и письму.

Домашние занятия

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые помогут тренировать ребенку навыки к чтению и письму.

«Допиши букву». Для этого задания нужно сделать карточки со словами, в которых пропущена одна или несколько букв. Ребенок будет заполнять недостающие пробелы. Данное упражнение развивает зрительное внимание, а также способствует дифференциации смешиваемых букв, таких как «З» и «С».

«Слово за слово». У дислектиков часто ограничен словарный запас, поэтому задания по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения будут очень кстати. Можно предложить составлять уменьшительно-ласкательные слова (нога-ножка, стол-стульчик, сумка-сумочка) или притяжательные прилагательные (папа-папин, лиса-лисий, кот-кошачий).

«Почини слово». Сделайте карточки со слогами и предложите ребенку собирать из них разные короткие слова. Если первое время он будет испытывать сложности, в качестве подсказок подготовьте картинки-подсказки возможных вариантов слов.

«Слова на липучке». Напишите ряд слов, которые «приклеились» друг к другу. Пусть ребенок попробует разделить их (слова должны быть знакомые). Например, «ПАПАБАБАМАМАДЕДУШКАСЕСТРА». После успешного прохождения можно усложнить задачу и предложить разделять целые предложения. Например «ЯИДУВШКОЛУ», «ХОЧУИГРАТЬВМАШИНКИ».

«Кулинарная азбука». Во время готовки предложите малышу составить вам компанию на кухне. Разложите перед ним макароны и фасоль.

Напишите крупным шрифтом на листочке знакомые короткие слова: «школа», «сад», «каша» и так далее. Пусть напротив этих слов ребенок попробует составить пиктограммы, заменяя гласные буквы макаронами, согласные – фасолью.

Помимо навыков чтения и письма, эта игра отлично развивает мелкую моторику.

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/razvitie/kak-pomoch-rebenku-s-disleksiej

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.