Здоровье мира

Симптомы болезни — сенсорные нарушения у ребенка

Содержание

Симптомы болезни — сенсорные нарушения у ребенка


Нарушения у взрослых Нарушения у детей

Нарушения и их причины по алфавиту:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга.

Многие сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.

При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к грубому недоразвитию речи.

Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения.

Вы заметили сенсорное нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось сенсорное развитие у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.

Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву «с»:

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/85/

Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?

Как формируется способность ребёнка к восприятию и обработке информации? Почему в этом процессе происходят нарушения и что с этим делать? Эти аспекты осветила педагог-дефектолог по работе с детьми дошкольного возраста Любовь Филатова в ходе ярмарки «Город здоровья».

Журналист портала «Сибмеда» побывала на лекции Любови Геннадьевны «Сенсорная интеграция. Что это?».

Причины нарушений

По словам специалиста, центральное место в развитии ребёнка играет способность объединять информацию, поступившую по нескольким каналам восприятия, и далее интерпретировать её.

В медицинской терминологии такая способность называется сенсорной интеграцией.

Именно с неправильным развитием этой способности, уверяет Любовь Геннадьевна, связано множество часто встречающихся сегодня отклонений в развитии у дошкольников и детей младшего школьного возраста. 

В частности, речь идёт о таких распространённых в последние годы диагнозах, как «синдром гиперактивности и дефицита внимания» и расстройства аутического спектра. Так почему же у детей нарушается способность к адекватному восприятию окружающего мира? 

Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего возраста. 

Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы – вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение. 

Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. 

А потому существуют и предпосылки для нарушения сенсорного (чувственного) восприятия, которые формируются под влиянием внешних факторов. К таковым относится избыток либо, наоборот, недостаток так называемой чувственной информации – звуков, прикосновений, запахов и красок, окружающих малыша.

По словам специалиста, сегодня дети всё больше недополучают впечатлений от эмоционального и тактильного общения – современные молодые семьи, как правило, живут довольно обособленно.

Поэтому оптимальными условиями для большинства маленьких детей, по мнению Любови Филатовой, может стать достаточное частое присутствие родственников, а в идеале – окружение большой семьи.

А вот для детей с какими-либо нарушениями процесс сенсорной интеграции становится неэффективным (они могут быть слишком или недостаточно чувствительными к сенсорным стимулам).

«Если поступает много чувственной информации, мозг перегружается, и у ребёнка с повышенной чувствительностью обостряется непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, зрительных и тактильных раздражителей.

– объясняет Любовь Филатова.

С целью избегания дискомфортных ощущений ребёнок пытается оградить себя от внешнего вмешательства, формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Он избегает контактов, прячется, отказывается от прикосновений.

Вторая сторона – когда ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации.

В этом случае имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям, что может проявляться, например, в однообразных манипуляциях с предметами.

«В искажённом развитии восприятия можно увидеть наличие изменений целостной картины реального предметного мира, вычленение отдельных ощущений собственного тела, звуков, форм окружающих вещей, – продолжает рассказывать о последствиях неправильного развития восприятия Любовь Геннадьевна. – Это, конечно, дети с расстройствами аутистического спектра, которые «выхватывают» кусок из реальной жизни: либо они только самолётик катают, либо кружатся, либо видят у крокодила только глаза и зубы, но целиком его увидеть не может».

При этом специалист подчёркивает: винить родителей в подобных отклонениях было бы неправильно. Важно лишь учитывать факторы, которые могут так или иначе сказаться на развитии ребёнка.

Речь – результат развития чувств

Как педагог-дефектолог, нередкие посетители дефектолога – родители с ребятишками, которые долго не начинают говорить. Однако специалист подчёркивает: подобные случаи – отражение проблем с системой восприятия. Ведь именно первичные ощущения и чувства формируют память, мышление и воображение, а уже на их основе появляется речь.

Любовь Филатова описывает процесс формирования речевой функции: до рождения формируются ощущения, дающие нам знания о собственном теле (вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы).

На их базе появляются способности слышать, видеть, чувствовать запахи и вкус, затем – способность планировать движения, концентрировать внимание и контролировать свои действия.

И на основе всего вышеперечисленного, у человека появляется способность к произведению речи.

«Сейчас много таких детей, которые, вроде бы, и буквы освоили, и слоги научились складывать, но целое слово прочитать не могут, – говорит Любовь Геннадьевна. – Сидеть и бесконечно «долбить» с таким ребёнком бесполезно, корректировать надо в другом месте, гораздо раньше, и только потом возвращаться к чтению».

Как скорректировать нарушения: простые советы

Цель терапии сенсорных нарушений – усилить или сбалансировать возможность центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы.

Нередко для этого используются специальные инструменты, которые сегодня в изобилии представлены в продаже – всевозможные коврики, мешочки с песком и так далее. Но чаще всего корректировать отклонения чувствительности можно простейшими подручными средствами.

Любовь Филатова описала всевозможные сенсорные нарушения вместе со способами их корректировки, некоторые из них мы приведём в качестве примеров.

Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребёнок испытывает потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным бордюрам.

При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.

Ребятишкам из обеих категорий, а также тем, у кого отклонений нет, на пользу пойдут различные лесенки и специальные сооружения на детских площадках.

А вот повышенное беспокойство за детей, лазающих по этим сооружениям, на пользу им вряд ли пойдёт. По словам дефектолога, родителям не стоит оттаскивать своих чад от спортивно-игровых снарядов, ведь только с их помощью у ребятишек развиваются координация, вестибулярный аппарат, а также мышечная и тактильная чувствительность.

Дети, у которых недостаточно развито осязание, обычно отличаются довольно высоким болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких ребятишек в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями.

При повышенной осязательной чувствительности любые прикосновения будут доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль.

В этом случае необходимо предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться.

Кроме того, такому ребёнку подойдут игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые сегодня можно найти в продаже.

Нередко у детей встречаются и нарушения в восприятия вкуса. Обычно это проявляется в своеволии при выборе еды, за которым кроется чувствительность к её фактуре, запаху и вкусовым качествам.

В этом случае, помимо консультации с врачом, который поможет подобрать ребёнку диету, можно изменять структуру еды – например, сделать пюре вместо нарезанной ломтиками картошки, а также давать попробовать ребёнку разные продукты.

Скорректировать сенсорные нарушения у ребёнка не так трудно, так что отчаиваться при обнаружении столь распространённых сегодня детских проблем не стоит. Главное – вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее проконсультироваться с педиатром. 

Источник: https://sibmeda.ru/articles/pediatriya/sensornaya-integratsiya-kak-nauchit-rebyenka-chuvstvovat-pravilno/

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Известно, что слух играет важную роль в развитии ребёнка. От него зависят познавательная активность, усвоение знаний и умений, становление речи и абстрактно-логического мышления. Нарушение слуха у детей появляется вследствие повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга. Выделяют:

Отличаются механизм поражения, диагностика и лечение. Однако симптомы схожи, поэтому только врач определяет источник болезни.

Тугоухость

Тугоухость — неполная утрата слуха, когда человек воспринимает звуки приглушёнными, неразборчивыми. Выделяют 4 степени снижения слуха. Чем выше степень, тем менее разборчивой кажется человеку речь. Последняя граничит с глухотой — полной потерей слуха. Симптомы болезни зависят от причин возникновения и возраста ребёнка.

Классификация

По длительности болезни выделяют:

  1. Внезапно возникшее снижение слуха. Развивается за несколько часов.
  2. Острое. От момента ухудшения слуха прошло не более 28 дней. Развивается из-за инфекционных болезней, нарушений кровообращения или травм.
  3. Подострое. Человек болен 1–3 месяца.
  4. Хроническое. Заболевание возникло более трёх месяцев назад. Как правило, хуже остальных поддаётся лечению.

В зависимости от места повреждения слухового анализатора (ухо, нерв и слуховые центры головного мозга) выделена классификация тугоухости, включающая:

Аномалия затрагивает одно или оба уха. Развивается односторонняя или двусторонняя патология соответственно.

Периферические нарушения (первые два вида) распространяются на ухо или слуховой нерв, центральные обусловлены поражением или недоразвитием центров слуха головного мозга. В последнем случае снижения слуха нет. Трудности возникают с обработкой звуковой информации: её обнаружением, различением, узнаванием, запоминанием. Человек не понимает, что он услышал.

Кондуктивная

Кондуктивный вид характеризуется нарушением структуры внешнего уха, барабанной перепонки или косточек среднего уха (молоточка, наковальни, стремечка). Слух снижается до 1 или 2 степени. Первоисточниками часто становятся серная пробка, отиты, повреждения барабанной перепонки, отосклероз (разрастание кости среднего уха), воздействие шума.

Сенсорная

При сенсорной тугоухости изменяется анатомия улитки внутреннего уха. Она представляет собой костный канал в виде спирали, сужающийся к концу. Он заполнен жидкостью, а внутри расположены волоски, которые передают слуховой сигнал к нерву и далее в мозг. Тугоухость возникает из-за приобретённого или врождённого нарушения волосков улитки. Появляется 1 степень снижения слуха или глухота.

Невральная

При невральной тугоухости поражается слуховой нерв или слуховой отдел мозга, и импульсы, поступающие от уха, не передаются или не обрабатываются. Сюда относят и слуховую нейропатию, когда не синхронизированы возбуждения в волокнах слухового нерва, повреждены улитка или слуховой нерв. В некоторых случаях поражение возникает в нескольких отделах.

Сенсоневральная (нейросенсорная)

Сенсоневральное снижение слуха — комбинация сенсорного и неврального видов. Поражается один или несколько отделов слухового анализатора: внутреннее ухо (встречается чаще всего), слуховой нерв или мозговой центр слуха. Нейросенсорная тугоухость у детей чаще возникает из-за родовых травм, воздействия токсинов (алкоголя), аллергенов, вирусов.

Врачи проводят специальное исследование, чтобы отличить сенсоневральное поражение от кондуктивного. Затем выясняют, какой отдел слухового анализатора нарушен. Нейросенсорная тугоухость у детей лечится только с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.

Смешанная

Смешанный вид возникает при сочетании кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При данной форме снижения слуха лечение комплексное, включающее медикаментозную терапию и использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

Степени

Классификация по степени ухудшения слуха:

  1. При первой степени тугоухости больной различает звуки громкостью 26–40 дБ (децибел). Сохраняется восприятие разговорной речи на расстоянии 6–3 метров, шёпотной – 2 метра — у уха.
  2. Вторая степень характеризуется различением звуков на уровне 41–55 дБ. Больной слышит на расстоянии 3 метров – у уха. Шёпот не различает или распознаёт у уха.
  3. При третьей степени человек слышит речь в диапазоне 56–70 дБ, произнесённую громко у уха. Шёпот не распознаёт.
  4. При четвёртой степени тугоухости больной различает крики у уха громкостью 71–90 дБ.

Ухудшение слуха и глухота не повод опускать руки. Современные технологии позволяют частично или полностью вернуть слух. Независимо от степени разрушения слухового восприятия ребёнка учат общаться, используя голос и чтение по губам.

Причины

Причины тугоухости у детей:

  1. Наследственность и генетические мутации.
  2. Патологии беременности: инфекционные заболевания (грипп, краснуха, паротит), повышенное артериальное давление, употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, бесконтрольный приём медикаментов.
  3. Родовые травмы и неполноценное развитие ребёнка раннего возраста (преждевременные роды или недостаток веса, гипоксия).
  4. Болезни и травмы, перенесённые после рождения: инфекции (менингит, энцефалит, грипп, паротит), болезнь Меньера, акустическая неврома, синдром Мёбиуса, артрогриппоз, отиты, желтуха, долгое воздействие шума или резкий громкий звук (взрыв), механические повреждения (авария, падение).
  5. Аденоиды. У детей раннего возраста патологическое увеличение миндалины может привести к закупорке слуховой трубы и временному снижению слуха. Симптом исчезнет после избавления от аденоидов.
  6. Ушная сера и инородные тела, которые забивают слуховой проход.
  7. Химиотерапия и приём антибиотиков.

Симптомы

Первая диагностика нарушений слуха выполняется родителями в домашних условиях. Обратите внимание на такие симптомы:

[orange]Помните, чем раньше выявлено поражение слуха, тем благоприятнее исход.[/orange]

У новорождённых

У новорождённых детей (в возрасте от рождения до 28 дней) тугоухость развивается из-за неправильного внутриутробного развития, родовых травм или болезней раннего периода. Обязательно проверьте слух малыша, если были:

Родители замечают снижение слуха у новорождённых в возрасте 2–3 недель. Обратите внимание, реагирует ли малыш на громкие внезапные звуки вздрагиванием и замирает ли, когда слышит голос мамы или других близких.

Диагностика слуха у младенца.

Диагностика

После обнаружения симптомов нарушения слуха необходимо обратиться к доктору для установления точного диагноза и выбора подходящего лечения. Врачебная диагностика включает аудиологическое обследование специальными приборами. тесты проводят в роддоме. В остальных случаях проверку проходят начиная с возраста 1 месяц, при наличии тревожных симптомов. Процедура длится 10–15 минут.

Лечение

Лечение зависит от причины нарушения слуха. Чаще всего включает:

  1. Медикаментозную терапию. Препараты направлены на улучшение кровообращения в головном мозге и внутреннем ухе («Компламин», «Кавинтон», «Винкапан», «Аминалон»), тканевого обмена («Кокарбоксилаза», «Пирогенал», витамины группы В и Е), проведения импульсов («Галантамин», «Стрихнин», «Прозерин»).
  2.  Электро- и акустическую стимуляцию.
  3. Установку слухового аппарата.
  4. Кохлеарную имплантацию.
  5. Занятия с дефектологом и сурдопедагогом.

На заметку: опасности двустороннего отита.

Глухота

Для глухих доступны звуки громкостью от 91 дБ и выше. Такие люди не распознают разговорную и шёпотную речь. Полная потеря слуха может быть врождённой, приобретённой до того, как ребёнок научился говорить (от 1 до 5 лет), или после овладения речью.

Нарушения фонематического слуха

Фонематический слух — возможность человека распознавать речевые звуки (так называемые фонемы). Это основа понимания речи. Поражение фонематического слуха, как следствие нарушения в головном мозге, проявляется двумя путями:

В результате ребёнок частично понимает речь и говорит, или не распознаёт речевые звуки полностью. Ухудшение фонематического слуха не связано с тугоухостью или глухотой.

Слуховые нарушения проявляются определённым уровнем снижения слуха — от незначительного до абсолютного (глухоты). Причины тугоухости у ребёнка — недоразвитость или повреждение уха, слухового нерва, головного мозга.

Своевременная диагностика и лечение могут частично или полностью вернуть слух малышу. Важно обратить внимание на тревожные симптомы и обратиться к врачу.

Помнит: острое течение болезни легче поддаётся терапии, и вероятность вернуть слух больше.
Нарушения слуха (тугоухость) у детей: причины и лечение Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/ushnye/narushenie-sluha-u-detej-tugouhost.html

Алалия как речевое нарушение у детей: виды, симптомы, диагностика и прогнозы на лечение

Обычно, дети очень говорливы. Их весёлая и непрекращающаяся речь способна довести любого до головной боли. Но бывает так, что ребёнок просто не может говорить, хотя и очень хочет. Одной из причин такого опасного молчания является алалия. Рассмотрим подробнее, что это такое, и как его лечить.

Алалия — это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Виды алалии

Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова. По ней алалия делится на:

Сенсорная

Данный вид характеризуется недоразвитием речи из-за патологий в речеслуховом анализаторе. Эта часть коры головного мозга отвечает за анализ речи, и нарушения в её работе ведут к невозможности связать определённый образ с его звуковым обозначением.

То есть ребёнок слышит, но не может понять обращённую к нему речь. Из-за этого он может не откликаться, когда его зовут, не прислушиваться к чужой речи.

Сенсорная алалия выражается также в:

У больных детей может отмечаться интеллектуальная недоразвитость.

Моторная алалия

Основная причина появления данной формы заболевания — патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят.

Для данного вида характерны:

Смешанная

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.

Причины

Поскольку алалия может возникать на разных этапах развития ребёнка, причины также различны. Так, например, к органическим поражениям речевых центров коры голов. мозга у плода могут приводить:

Даже если беременность протекала нормально, велик риск травмировать мозг ребёнка при родах, если они преждевременные, скоротечные или затяжные, а также из-за:

Зачастую, у алалии, возникающей на первом году жизни и далее, обнаруживается несколько причин. То есть не что-то одно, а целая система патологий или факторов влияют на развитие заболевания. Сюда можно отнести:

Симптомы и признаки алалии у ребенка

Симптоматика алалии напрямую зависит от её вида. Имеется лишь несколько общих аспектов. Так, заболевание всегда связано с расстройством между вербальной и невербальной формами психической деятельности ребёнка.

Если задания на невербальную деятельность выполняются без труда (собрать лёгкий пазл, расставить сюжетные картинки в соответствии с их последовательностью), то вербальные делаются с трудом.

Задержка проявляется на всех этапах речевого развития, которые застала алалия. Например, у младенцев поздно появляется гуление и лепет, иногда они вовсе могут отсутствовать. Отмечается также косноязычие, проявления эгоцентрической речи, бедный словарный запас. Алалия может привести к инвалидности.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:

В редких случаях требуется посещение нейрохирурга.Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Лечение и коррекция

Наиболее эффективные результаты в лечении алалии показали:

Неврологами и логопедами может назначаться и медикаментозная терапия из курса препаратов:

Однако эффективность лекарственных средств на больных алалией не доказана.

В данном видео ролике профессиональный логопед проводит занятия с ребенком, страдающим моторной алалией:

Логопедическая коррекция и массаж

Коррекционное воздействие должно быть комплексным, и проводится как дома, так в специализированных санаторных или дошкольных учреждениях.

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например:

В логопедический массаж входят техники для артикуляционной мускулатуры. Манипуляции проводятся зондом, а конечный эффект направлен на нормализацию тонуса речевых мышц.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

В качестве дополнительных мер коррекции врачом могут назначаться:

Все эти меры направлены на активизацию и стимуляцию речевых зон коры головного мозга.

Клиники в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге есть все необходимые комплексы услуг по лечению алалии. Притом процедуры могут проводиться как в бесплатном стационаре, так и в платных частных клиниках.

В Москве лечение можно получить в таких платных клиниках, как:

В среднем, консультация обойдётся в пределах 1000-2000 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге за консультацией можно обратиться в:

Примерная стоимость консультации: до 2 тыс. рублей.

Несмотря на то, что алалия — заболевание, связанное с нарушениями в речевом центре коры головного мозга, оно вполне поддаётся лечению. Если рано диагностировать болезнь и создать все условия, необходимые для нормального развития ребёнка, можно восстановить его речь для нормального состояния.

Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много бесплатных и частных клиник, готовых помочь сделать вашего ребёнка здоровым.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/alaliya-u-rebenka.html

Тугоухость у детей

Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др.

Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП.

С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии.

В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни.

Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия.

Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов.

Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде.

Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис.

Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.

), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха.

Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде.

Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов.

Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска.

У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха.

К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография.

Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости.

При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол).

При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

Из немедикаментозных методов лечения тугоухости у детей используются пневмомассаж барабанной перепонки, иглорефлексотерапия, магнитотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и электрофорез.

Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

Прогноз и профилактика тугоухости у детей

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hypoacusis