Здоровье мира

странные фантазии сына

Синдром патологического фантазирования у детей

Синдром патологического фантазирования у детей – группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности.

Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга.

Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.

Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными.

Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют.

Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.

Причины синдрома патологического фантазирования у детей

Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:

Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности.

Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям.

У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.

Классификация

Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:

Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:

Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей

Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников.

Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.

Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его.

Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?».

Расспросы продолжительные, назойливые.

Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря.

Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества.

Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.

Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах.

выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы.

Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей.

Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.

Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения.

Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы.

У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.

Диагностика

Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:

Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.

Лечение синдрома патологического фантазирования у детей

Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:

Прогноз и профилактика

По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа.

Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт.

При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию.

Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/pathological-fantasies

Роль фантазии в игре детей

Хорошо развитое творческое воображение, которым управляет тот, кто фантазирует. Фантазия — величайшая ценность, которая имеется у людей, у детей особенно.

Фантазии у детей дошкольного возраста

Отличаются не только разнообразием сюжетов в рассказывании, игре, изготовлении поделок и прочее, но и в них часто проявляются специальные интересы и способности ребенка.

Маша лепила из пластилина много фигурок сказочных персонажей, подмечая их отличительную особенность (Василиса Премудрая выглядела статной красавицей, Аленушка горевала на пенечке, у волка был четко виден страшный оскал и т.п.).

Все фигурки она составляла на комоде и очень часто обыгрывала с ними сказки.

Вова любил составлять различные узоры из геометрической мозаики, с удовольствием вырезал сам различные узоры. Мама, заметив увлечение сына, помогала ему в составлении узоров. Так у них появились интересные панно, открытки. Панно были помещены в рамки и украшали одну из стен комнаты, а открытки просто дарили и изготавливали новые, проявляя поистине чудеса фантазии.

Примеров приводить можно много из литературы и жизни. Но сколько бы этих примеров не было ясно становится одно: при фантазии ребенок создает, какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, любую ситуацию, и решает сам её, при этом он реализовывает свои способности.

Все взрослые, кто занимается воспитанием детей, должны знать, что фантазия есть не что иное, как детское воображение, выдумка.

Фантазия у детей особенно ярко проявляется в выборе игры, и в том, как сюжет этой игры развивается. Дети в своих играх, как нам кажется, копируют взрослых. На самом деле, они добавляют свою выдумку.

Фантазия и воображение детей

Что такое воображение? Я не ставлю цель давать точное определение этому понятию. Что же касается детей, то можно сказать, что это изменение действительности, которую дети отображают, которую понимают по-своему. Чаще всего эти изменения связаны с неумением детей последовательно и взаимосвязано представить передаваемое событие жизни, и они проявляют собственную выдумку и смекалку.

Выдумка — не что иное, как детское творческое воображение, фантазия. Даже правильное отображение действительности, требует определенного творчества. Детям часто не хватает знаний, чтоб правдиво отобразить действительность. Для взрослых, в данном случае, вопрос в том, чтоб помочь им сочетать правдивость с фантазией.

Часто встречаются случаи, когда взрослые на «корню рубят» детскую фантазию и творчество. Пример: малыш нарисовал лошадку и раскрасил её в синий цвет. Отец рассудительно сказал: «Таких лошадок не бывает». А жаль. В следующий раз ребенок нарисует лошадку гнедой, а про «Приключения Буратино» скажет:»Все это неправда. Куклы не умеют разговаривать, а девочек с синими волосами вообще не бывает».

Не стоит думать, что рисуя синюю лошадку, ребенок утратит чувство действительности. Пусть рисуют своих синих лошадок. Пусть под их карандашом и кистью расцветают небывалые сады и клумбы, пусть в альбомах сияют необычные звезды и планеты, невиданные звери и птицы. Взрослые же, поощряя детскую фантазию, помогают им поверить, что каждое растение может много рассказать о себе.

Взрослые должны осознавать и помнить, что:

  1. Фантазия (творческое воображение) зависит напрямую от личного жизненного опыта.
  2. Фантазия может развиваться на основе чужого опыта, из увиденного, услышанного, прочитанного и т.п.
  3. фантазии напрямую зависит от чувств, которые испытывает ребенок в момент фантазирования и наоборот, предмет фантазии влияет на чувства детей.

Развитие фантазии у детей дошкольного возраста

Происходит с соприкосновением с жизнью, будет идеально, если она будет являться «толчком» для развития игры, а в последствии труда.

Если вы заметили, что ваш ребенок начал рассказывать сказку и толкует её события по-своему, проще говоря, фантазирует, то не прерывайте ход его мыслей. Просто вам понадобятся знания способов развития фантазии, воображения и претворения этих способов в свои жизненные ситуации.

Сейчас рынок переполнен игрушками. И это своего рода проблема, а кое-где и беда, так как очень много реалистических игрушек. Например: уменьшенные копии автомобилей, посуды и прочее. Многие дети несколько раз такими игрушками поиграют, а затем интерес к ним гаснет.

Некоторые дети вообще не хотят играть подобными игрушками и начинают собирать и нести домой всякие камушки, палочки, проволоку, бутылочки, пробки и прочее. Многие взрослые считают, что это хлам , выбрасывают безжалостно в мусор, не понимая своего ребенка. А для развития фантазии все это необходимо.

Развитие фантазии и воображения у детей

Особенно ярко проявляется в выборе игры, и в том, как сюжет этой игры развивается. Дети в своих играх, как нам кажется, копируют взрослых. На самом деле, они добавляют свою выдумку.

Однажды у нас в саду дети играли в «Магазин». Подошла. Смотрю: у них листики — деньги, которыми они рассчитываются с продавцом за покупки, шишки — хлеб, мелкие камушки — конфеты, а покрупнее и плоские — пряники, сахар — песок (это логично) и прочее.

Помогите своим малышам, сделайте из принесенного ими «хлама» какую-либо поделку. Игрушки-самоделки всегда привлекали внимание детей. Характерной особенностью фантазии является умение детей приспосабливать для игр любой предмет.

Как развивать фантазию у ребенка?

Детская игра похожа на сказку. Например: в игре, как и в сказке, животные, птицы, насекомые разговаривают. Дети прекрасно знают, что в жизни так не бывает.

Но как изобразить хитрую лису, злого волка, находчивого петуха? Вот здесь-то и необходимо творческое воображение, фантазия, любая выдумка будет совершенно оправдана. Пусть вас не смущает, что сын или дочь рисуют голубую лошадку или, что они неважные художники.

Зато они с друзьями могут разыграть сказку, придумать свою игру в «магазин» и прочее. Кто знает, может, им самим захочется сочинить сказку? Просто помогите малышам.

Фантазия ребенка интенсивно работает тогда, когда он пытается добиться сходства с реальностью. Особенно это проявляется в строительных играх.

Когда наблюдаешь, как дети оформляют свои постройки, как они остроумно находят выход в затруднительных случаях, диву даешься: можно увидеть гараж-терем, автомобиль, который может и плыть и лететь и т.д.

Развитие творчества и изобретательности так же проявляются в играх на бытовую тематику типа:»Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,»Дом» и т.п.

Развитию фантазии и воображения у детей вам помогут

Очень много игр на развитие фантазии, воображения, изобретательности, логики, которые можно провести в кругу семьи, просто сидя за столом:

В играх на развитие фантазии, кроме активности воображения, есть ещё один важный момент: дети начинают понимать, что им необходимо объяснить свой замысел другим людям так, чтобы всем было понятно, а так же, что замыслы других людей отличаются от их собственных.

А это означает, что они учатся понимать друг друга и взрослых. Кроме того, получает развитие творческое воображение, мышление, внимание, память у детей. Воспитывается положительное отношение к игре, как к деятельности, уважительные взаимоотношения между играющими.

Таким образом, фантазия, взаимодействуя с игрой, способствует всестороннему развитию детей.

Источник: http://bukvic.ru/rol-fantazii-v-igre-detey/

Развитие фантазии у детей


28 Ноябрь 2014      admin74       страница » Развитие детей        1862

Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей.

Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить».

Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».

Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.

Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».

Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.

Фантазия или феномен?

Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.

В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.

Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.

Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.

После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.

Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.

Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте

Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.

Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?

На что обращать внимание?

Как правило, фантазии детей разнообразны. Если малыш начал «зацикливаться» на чем-то одном, например, на несуществующем друге, есть повод проконсультироваться у психолога. Нередко детские фантазии свидетельствуют о серьезных проблемах: страхах, одиночестве, обиде на взрослых. С этим надо поработать специалисту.

В любом случае, не проявляйте отрицательных эмоций, услышав очередную историю с «фантастическим» сюжетом. Попробуйте разобраться, с чем связано ее появление, а потом подумайте, как правильно повести себя с ребенком.

Источник: http://sonyaclub.ru/razvitie-fantazii-u-detej/