странные фантазии сына

Синдром патологического фантазирования у детей

странные фантазии сына

Синдром патологического фантазирования у детей – группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности.

Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга.

Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.

Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными.

Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют.

Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.

Причины синдрома патологического фантазирования у детей

Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:

  • Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
  • Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
  • Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
  • Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.

Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности.

Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям.

У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.

Классификация

Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:

  • Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
  • Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
  • Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.

Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:

  • Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
  • Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
  • Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
  • Игровые перевоплощения. Возраст детей – 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
  • Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
  • Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.

Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей

Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников.

Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.

Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его.

Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?».

Расспросы продолжительные, назойливые.

Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря.

Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества.

Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.

Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах.

выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы.

Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей.

Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.

Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения.

Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы.

У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.

Диагностика

Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
  • Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
  • Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.

Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.

Лечение синдрома патологического фантазирования у детей

Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:

  • Применение медикаментов. В зависимости от принадлежности синдрома к основному расстройству подбирается сочетание психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов. Схема лечения, дозировка определяются врачом индивидуально.
  • Детская психотерапия. Используются методы гештальт-терапии, направленные на развитие самоосознавания, и поведенческие методы, позволяющие переориентировать пациента с фантазий на внешнюю ситуацию. Работа проводится в период ремиссии основной болезни. Дополнительно осуществляется коррекция эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки.
  • Социальная реабилитация. Завершающим этапом являются реабилитационные мероприятия. Психологи, педагоги, родители организуют условия для принятия ребенка социальными группами. По возможности возобновляется посещение детского сада, школы. Подбираются интересные занятия, удерживающие внимание в реальности – групповые виды спорта, танцы.

Прогноз и профилактика

По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа.

Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт.

При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию.

Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).

Источник: //www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/pathological-fantasies

Роль фантазии в игре детей

странные фантазии сына

Хорошо развитое творческое воображение, которым управляет тот, кто фантазирует. Фантазия — величайшая ценность, которая имеется у людей, у детей особенно.

Фантазии у детей дошкольного возраста

Отличаются не только разнообразием сюжетов в рассказывании, игре, изготовлении поделок и прочее, но и в них часто проявляются специальные интересы и способности ребенка.

Маша лепила из пластилина много фигурок сказочных персонажей, подмечая их отличительную особенность (Василиса Премудрая выглядела статной красавицей, Аленушка горевала на пенечке, у волка был четко виден страшный оскал и т.п.).

Все фигурки она составляла на комоде и очень часто обыгрывала с ними сказки.

Вова любил составлять различные узоры из геометрической мозаики, с удовольствием вырезал сам различные узоры. Мама, заметив увлечение сына, помогала ему в составлении узоров. Так у них появились интересные панно, открытки. Панно были помещены в рамки и украшали одну из стен комнаты, а открытки просто дарили и изготавливали новые, проявляя поистине чудеса фантазии.

Примеров приводить можно много из литературы и жизни. Но сколько бы этих примеров не было ясно становится одно: при фантазии ребенок создает, какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, любую ситуацию, и решает сам её, при этом он реализовывает свои способности.

Все взрослые, кто занимается воспитанием детей, должны знать, что фантазия есть не что иное, как детское воображение, выдумка.

Фантазия у детей особенно ярко проявляется в выборе игры, и в том, как сюжет этой игры развивается. Дети в своих играх, как нам кажется, копируют взрослых. На самом деле, они добавляют свою выдумку.

Фантазия и воображение детей

Что такое воображение? Я не ставлю цель давать точное определение этому понятию. Что же касается детей, то можно сказать, что это изменение действительности, которую дети отображают, которую понимают по-своему. Чаще всего эти изменения связаны с неумением детей последовательно и взаимосвязано представить передаваемое событие жизни, и они проявляют собственную выдумку и смекалку.

Выдумка — не что иное, как детское творческое воображение, фантазия. Даже правильное отображение действительности, требует определенного творчества. Детям часто не хватает знаний, чтоб правдиво отобразить действительность. Для взрослых, в данном случае, вопрос в том, чтоб помочь им сочетать правдивость с фантазией.

Часто встречаются случаи, когда взрослые на «корню рубят» детскую фантазию и творчество. Пример: малыш нарисовал лошадку и раскрасил её в синий цвет. Отец рассудительно сказал: «Таких лошадок не бывает». А жаль. В следующий раз ребенок нарисует лошадку гнедой, а про «Приключения Буратино» скажет:»Все это неправда. Куклы не умеют разговаривать, а девочек с синими волосами вообще не бывает».

Не стоит думать, что рисуя синюю лошадку, ребенок утратит чувство действительности. Пусть рисуют своих синих лошадок. Пусть под их карандашом и кистью расцветают небывалые сады и клумбы, пусть в альбомах сияют необычные звезды и планеты, невиданные звери и птицы. Взрослые же, поощряя детскую фантазию, помогают им поверить, что каждое растение может много рассказать о себе.

Взрослые должны осознавать и помнить, что:

  1. Фантазия (творческое воображение) зависит напрямую от личного жизненного опыта.
  2. Фантазия может развиваться на основе чужого опыта, из увиденного, услышанного, прочитанного и т.п.
  3. фантазии напрямую зависит от чувств, которые испытывает ребенок в момент фантазирования и наоборот, предмет фантазии влияет на чувства детей.

Развитие фантазии у детей дошкольного возраста

Происходит с соприкосновением с жизнью, будет идеально, если она будет являться «толчком» для развития игры, а в последствии труда.

Если вы заметили, что ваш ребенок начал рассказывать сказку и толкует её события по-своему, проще говоря, фантазирует, то не прерывайте ход его мыслей. Просто вам понадобятся знания способов развития фантазии, воображения и претворения этих способов в свои жизненные ситуации.

  • Должен быть сформирован мотив фантазии. Ребенка придется этому научить.
  • Следует убедить ребенка, что фантазировать не стыдно.
  • Воспитать интерес к событиям, развивающимся в ходе фантазии, а затем научить рассуждать. Дети должны усвоить, что фантазировать — это интересно.
  • Влюбите в себя детей. Тогда они вам будут безоглядно доверять и охотнее вас слушать и слушаться.
  • Обязательно должен быть пример взрослых.
  • Читайте хорошую художественную литературу.
  • Стимулируйте фантазию. Ставьте детей в трудные ситуации, которые они должны разрешить.
  • Давайте им темы, сюжеты и просите составлять рассказы. Хорошее развитие речи способствует развитию фантазии и наоборот.
  • Немаловажное значение в игре имеют игрушки.

Сейчас рынок переполнен игрушками. И это своего рода проблема, а кое-где и беда, так как очень много реалистических игрушек. Например: уменьшенные копии автомобилей, посуды и прочее. Многие дети несколько раз такими игрушками поиграют, а затем интерес к ним гаснет.

Некоторые дети вообще не хотят играть подобными игрушками и начинают собирать и нести домой всякие камушки, палочки, проволоку, бутылочки, пробки и прочее. Многие взрослые считают, что это хлам , выбрасывают безжалостно в мусор, не понимая своего ребенка. А для развития фантазии все это необходимо.

Развитие фантазии и воображения у детей

Особенно ярко проявляется в выборе игры, и в том, как сюжет этой игры развивается. Дети в своих играх, как нам кажется, копируют взрослых. На самом деле, они добавляют свою выдумку.

Однажды у нас в саду дети играли в «Магазин». Подошла. Смотрю: у них листики — деньги, которыми они рассчитываются с продавцом за покупки, шишки — хлеб, мелкие камушки — конфеты, а покрупнее и плоские — пряники, сахар — песок (это логично) и прочее.

Помогите своим малышам, сделайте из принесенного ими «хлама» какую-либо поделку. Игрушки-самоделки всегда привлекали внимание детей. Характерной особенностью фантазии является умение детей приспосабливать для игр любой предмет.

Как развивать фантазию у ребенка?

Детская игра похожа на сказку. Например: в игре, как и в сказке, животные, птицы, насекомые разговаривают. Дети прекрасно знают, что в жизни так не бывает.

Но как изобразить хитрую лису, злого волка, находчивого петуха? Вот здесь-то и необходимо творческое воображение, фантазия, любая выдумка будет совершенно оправдана. Пусть вас не смущает, что сын или дочь рисуют голубую лошадку или, что они неважные художники.

Зато они с друзьями могут разыграть сказку, придумать свою игру в «магазин» и прочее. Кто знает, может, им самим захочется сочинить сказку? Просто помогите малышам.

Фантазия ребенка интенсивно работает тогда, когда он пытается добиться сходства с реальностью. Особенно это проявляется в строительных играх.

Когда наблюдаешь, как дети оформляют свои постройки, как они остроумно находят выход в затруднительных случаях, диву даешься: можно увидеть гараж-терем, автомобиль, который может и плыть и лететь и т.д.

Развитие творчества и изобретательности так же проявляются в играх на бытовую тематику типа:»Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,»Дом» и т.п.

Развитию фантазии и воображения у детей вам помогут

Очень много игр на развитие фантазии, воображения, изобретательности, логики, которые можно провести в кругу семьи, просто сидя за столом:

  • «Узнай сказку» — кто-нибудь из взрослых перечисляет героев и некоторые предметы из сказки, а остальные отгадывают название сказки. Например: Ледяная избушка, петух, коса, лиса («Зайкина избушка»).
  • «Назови предмет» — взрослый называет действие, а ребенок должен угадать предмет: Предмет мебели, на котором можно сидеть и отдыхать, а иногда и спать. (Диван). Посуда, в которой варят борщ? (кастрюля) и т.п.
  • «Ромашка». Сделать лепестки ромашки, на которых написать задания (рассказать веселую историю, перечислить, что видел в лесу, прочитать любимое стихотворение, изобразить лису из сказки «Кот, петух и лиса» и прочее), игроки вытягивают задания и выполняют его. Взрослые так же могут принимать участие в игре в качестве игроков.
  • За столом вечером можно провести увлекательное рисование типа: Нарисуй сарафан кукле для танца. Затем каждый участник показывает свой рисунок и называет, какой танец будет исполнять его кукла. (Точно так же можно расписать матрешки, посуду, вырезанные из бумаги.)
  • «Бумажные фантазии». Вырезание различных салфеток, снежинок и прочее. Подобные игры развивают не только фантазию и воображение, но и моторику, способствуют улучшению координации руки глаза, помогают получить представление об изготовлении поделок из бумаги.
  • «Домик». Предложите ребенку красивую картонную коробку и попросите сделать домик для куклы, мишки, зайки.
  • Со старшими дошкольниками интересно проводить игры-фантазии, способствующие развитию монологической речи. Играющим дается задание:
  • сочини сказку, которая начинается «Жили-были…» и заканчивается «…ну, надо же!»
  • назвать ряд слов, а дети используют эти слова при сочинении истории или сказки.
  • дать начало рассказа, а пусть ребенок его закончит. (можно дать окончание рассказа или его середину) и т.д..

В играх на развитие фантазии, кроме активности воображения, есть ещё один важный момент: дети начинают понимать, что им необходимо объяснить свой замысел другим людям так, чтобы всем было понятно, а так же, что замыслы других людей отличаются от их собственных.

А это означает, что они учатся понимать друг друга и взрослых. Кроме того, получает развитие творческое воображение, мышление, внимание, память у детей. Воспитывается положительное отношение к игре, как к деятельности, уважительные взаимоотношения между играющими.

Таким образом, фантазия, взаимодействуя с игрой, способствует всестороннему развитию детей.

Источник: //bukvic.ru/rol-fantazii-v-igre-detey/

Развитие фантазии у детей

странные фантазии сына
28 Ноябрь 2014      admin74       страница » Развитие детей        1862

Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей.

Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить».

Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».

Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.

Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».

Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.

Фантазия или феномен?

Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.

В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.

Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.

Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.

После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.

Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.

Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте

Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.

Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?

  • Чтение книг с предложением ребенку придумать свое окончание истории
  • Рисование несуществующих животных. Можно предложить пофантазировать, где зверь обитает, как называется, чем питается
  • Игры типа «Крокодила», где нужно изображать то, что обозначает слово, мимикой и жестами
  • Эстетическая деятельность: прикладное творчество, рисование и т.д.
  • Любые виды «сочинительства»: сказки, стихи, музыка. Пусть это будут не совсем удачные опыты, все равно, дайте детям поддержку – это важно
  • Театральное искусство: водите детей на спектакли. Если малыш проявляет склонности к лицедейству, отдайте его в театральную студию – пусть попробует себя в искусстве: «вживание» в образ прекрасно пробуждает фантазию и способность смотреть на мир другими глазами

На что обращать внимание?

Как правило, фантазии детей разнообразны. Если малыш начал «зацикливаться» на чем-то одном, например, на несуществующем друге, есть повод проконсультироваться у психолога. Нередко детские фантазии свидетельствуют о серьезных проблемах: страхах, одиночестве, обиде на взрослых. С этим надо поработать специалисту.

В любом случае, не проявляйте отрицательных эмоций, услышав очередную историю с «фантастическим» сюжетом. Попробуйте разобраться, с чем связано ее появление, а потом подумайте, как правильно повести себя с ребенком.

Источник: //sonyaclub.ru/razvitie-fantazii-u-detej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.