Распознание суицидального поведения
Содержание
Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения
Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем.
В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов.
Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).
Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70.
По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы.
Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.
Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.
Суицидальное поведение: признаки
По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.
Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство.
Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования.
Стоит отметить, что истинные суицидальные проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности.
Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден.Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми.
Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи.
Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать.
Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить.
Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается.
К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут.
Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности«.
Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.
Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.
Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:
Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».Сильная озабоченность смертью, как «явлением, дарованным свыше». Чрезмерное увлечение литературой, кинематографом или сектантскими учениями, акцентированным на описании летального исхода и почитании вечного сна.
Поиск средств, которые могут быть применены для совершения суицида, например: колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия, медикаментозных препаратов.
Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».
Явно выраженный комплекс неполноценности: индивид винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».
Меняется уровень социальной активности. У окружающих создается впечатление, что его ничего не интересует, не увлекает. Индивид не может в полном объеме и качественно выполнять привычную деятельность.
Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине. В состоянии глубокой депрессии даже самые общительные и оптимистичные натуры превращаются в замкнутых, скрытых, апатичных особ.
Часто возникает желание: «Оставьте все меня в покое».
У некоторых людей отмечается «избирательная» трудоспособность: они стараются привести в идеальное состояние дела, пытаются как можно быстрее завершить начатые проекты. Некоторые удивляют домочадцев срочным составлением завещания или изменением имеющегося.
Может наблюдаться нехарактерная благотворительная щедрость, когда он начинает раздаривать посторонним людям не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Это противоестественные пожертвования выступают для суицидента как своеобразный «откуп» за свершаемый грех – самоубийство.
Наряду с тоскливым настроением, могут фиксироваться вспышки необъяснимой агрессии, после которых следует период душевного умиротворения. При пристальном изучении поведения индивида прослеживается его мыслительный процесс, который схематически можно изобразить как цепочку: размышление о бесцельности бытия – метания в поисках решения – выход найден (самоубийство).
Многие лица, раздумывая о суициде в период депрессии, начинают употреблять наркотические вещества или пытаются затмить реальность алкоголем.
Хотя наркологи и относят алкоголизм и наркоманию в первичное самостоятельное заболевание, в случае с крайней формой депрессии, эти пагубные пристрастие – лишь орудие для ослабления душевных мук.Суицидент тревожиться, что в здравом уме он не сможет выполнить задуманный акт прекращения жизни, и снимает заслоны сознания с помощью одурманивающих веществ.
Крайне опасный сигнал: неожиданные, несвойственные для человека, звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. Индивид пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.
Критическое состояние человека: аллопсихическая дереализация – тягостное чувство нереальности, чуждости, призрачности окружающего мира. Индивид находится в крайне тревожном, возбужденном состоянии.
Нередко возникает аутопсихическая дезориентация, человек перестает ориентироваться, понимать собственную личность и деперсонализация – отчуждение от самого я.
Могут возникать императивные вербальные галлюцинации в виде , приказывающих совершить какое-то опасное для жизни человека действие.
Для детей и подростков, которые полагают, что другие члены семьи их не понимают, свойственно устраивать побег из дома.
Суицидальное поведение: причины
Особенное внимание необходимо уделять тем лицам, которые в прошлом уже совершали суицидальные попытки, имеют депрессивную или аффективно-лабильную конституцию и страдают психическими патологиями.
Исследования Международной Ассоциации Предупреждения Суицида (International Association for Suicide Prevention), проводимые со второй половины прошлого века, показали, что от 20% до 50% жертв свершенных самоубийств делали попытки покончить жизнью в прошлом.
Факторами риска выступают как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:
- Генетическая предрасположенность (лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду);
- Экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;
- Высокий уровень безработицы в стране, невозможность трудоустроиться конкретному индивиду;
- Потеря близкого родственника;
- Проблемы в семейных отношениях, воспринимаемые как глобальная катастрофа;
- Психологические и физические травмы, полученные в детском возрасте;
- Вынужденная социальная изоляция индивида;
- Психические патологии и пограничные состояния;
- Алкоголизм и наркотическая зависимость;
- Наличие неизлечимой болезни, хронический болевой синдром;
- Пережитое сексуальное насилие;
- Воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;
- Незрелость или дефекты эмоционально-волевой сферы личности.
Суицидальное поведение: диагностика
Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно. Если человек демонстрирует угрозу совершения самоубийства или находится в шаге от свершения такой попытки, следует действовать незамедлительно, разумно и спокойно. Несколько правил, как вести себя с человеком, запланировавшим покончить с жизнью.
Направлять на действие и поощрять мысль о необходимости посещения квалифицированного специалиста: психолога, психотерапевта.
Стараться не оставлять человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывать свои назойливые советы. Необходимо быть поблизости от больного, спрятать из его поля зрения любой предмет, которым можно нанести физический вред, проинспектировать содержимое аптечки.
Нельзя без предписания врача заниматься диагностикой и самолечением суицидентов, рекомендуя выпить разрекламированный препарат.
Любой фармакологический препарат обладает спектром побочных действий, и прогнозировать терапевтический ответ на лекарство – прерогатива специалистов. Тем более, нельзя успокаивать больного «спасительными сто граммами».
Алкоголь, даже в минимальном количестве, влияет на работу головного мозга, обостряя депрессивные состояния.
Тактика общения с больным – роль внимательного собеседника. Постараться быть самим собой, избегать лицемерия и театральности. Не оценивать и критиковать состояние, а быть терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным собеседником.
Необходимо дать человеку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией.
Постараться выяснить, какие планы на будущее наметил больной, однако не вступать в споры, не пытаться навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и не бросать вызов: «Ты этого не свершишь». Важно переключить мышление возможного самоубийцы с раздумий о смерти на любую позитивную тему.Следует постараться донести до человека, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.
Если суицидальная попытка принимает вид реальной угрозы, необходимо незамедлительно вызвать бригаду скорой помощи.
Любой, оказавшийся рядом с человеком, решившимся на самоубийства, не должен обвинять себя, что не смог предотвратить развития такого критичного состояния близкого.
Никто не может вмешаться в эмоциональную сферу иного человека, лишь компетентная медицинская помощь может предотвратить, приостановить и излечить депрессивные состояния.
Виноватых в преждевременной, неестественной кончине, нет (если конечно, человека сознательно и целенаправленно не подтолкнули к такому шагу). В большинстве случаев, суицидальная попытка – личное, осознанное и обдуманное решение человека.
Лучшая диагностика крайних депрессивных проявлений – дать возможность каждой личности получить необходимые психологические знания, ощутить право поиска и применения адекватных методов решения проблем, показать ценность и неповторимость человеческой жизни!
Источник: http://depressia.info/suitsidalnoe-povedenie/
Суицидальное поведение: признаки, причины, профилактика
Стремление отнять у себя жизнь или суицид – тенденция, присущая человечеству с давних времен. Самоубийство (агрессия, направленная на себя) как проблема психики и нерационального деструктивного поведения человека столь многогранна и разнообразна, что требует отдельного тщательного рассмотрения и определения.
Психология суицидального поведения
Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.
Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:
- переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;
- суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
- замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
- суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.
Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:
- совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
- завершенный суицид (действие с летальным исходом).
Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:
- 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
- 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).
Причины и признаки
Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:
- через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
- стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
- в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
- противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
- суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
- склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.
Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:
- Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
- Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
- Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
- Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
- Трудности материально-бытового характера.
Наиболее частые причины совершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:
- Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
- Переутомление значительной степени и величины.
- Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
- Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
- Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
- Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.
Коррекция
Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды. Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:
- Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения.
Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.
- Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.
- Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.
Профилактика
Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.
Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.
Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:
- общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
- психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
- психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
- социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
- информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.
:
Источник: http://PsihBolezni.ru/rasstrojstva/suitsidalnoe-povedenie-priznaki-prichiny-profilaktika/
Суицидальное поведение
Множество людей хоть однажды в жизни преследовало чувство безнадежности, некоторые задумывались о самоубийстве и каждый из нас мог не раз в жизни встретить человека с такими мыслями. Самоубийства совершают люди разных культур, социальных слоев, возрастов.
Это одна из самых частых причин гибели молодых людей в возрасте от 14 до16 лет, а так же мужчин в возрасте от 40 до 50. Самоубийцы среди женщин встречаются реже, но их попытки чаще приводят к смерти.
Только один из пяти человек говорит о своих суицидальных мыслях, поэтому очень важным моментом остается выявление таких скрытых мыслей, чтобы своевременно предотвратить трагедию.
Самоубийство (суицид) представляет собой смерть от неестественных причин, сам постадавший наносит себе эти повреждения с целью лишить себя жизни (удушение, вскрытие вен, огнестрельные ранения, падения с высоты, отравления). Незаконченное самоубийство, т.е причинение каких либо повреждений самому себе с целью лишить себя жизни, но прерванное или неудавшееся, называется суициндент.
Возможные причины суицидального поведения
Существуют определенные ситуации, в которых риск совершения самоубийств очень высок. Схематично можно выделить группы риска людей, склонных к суициду. Это:
— трудный подросток (увлечение тематикой ЭМО, вампиризма, секты). Этой группе людей следует уделить особое внимание. Так как подростки — это еще не до конца сформировавшиеся личности, психика очень ранима, подвержены влиянию микросреды, в которой находятся. Очень важно подобрать правильное увлечение, проконтролировать круг общения подростка.
Главное во всем этом не враждовать, а стараться помочь, сделать так, чтобы ребенок делился с вами своими переживаниями. Поинтересуйтесь, чем увлекается, с кем общается в социальных сетях, пригласите друзей в гости. Подросток не должен ощущать себя одиноко, участвуйте в его жизни и негативные перемены всегда будут видны.
Любую ситуацию, тем более связанную с суицидом, можно будет предупредить.
— Человек, переживший психоэмоциональное потрясение (обманутый супруг или супруга, смерть члена семьи).- Любой пострадавший в результате какого-либо заболевания или получивший травму, которая отразилась на здоровье. — Алкогольная и наркотическая или какая-либо другая зависимость.- Пациенты старше 40 лет или страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями.
— Пациенты с уже имеющимися психическими заболеваниями (депрессия, суицидальное поведение ранее или суицинденты, шизофрения или любые другие заболевания, которые ведут к нарушению функции мозга ).
— Женщины в первые месяцы после родов (так называемый послеродовый психоз, когда женщина перенесла стресс во время родов и ее мозговая деятельность функционирует неправильным образом).
Суицидальное поведение развивается при нарушениях работы гипофиза, гиперпролактинемии, аденоме гипофиза. При употреблении некоторых лекарственных веществ повышается вероятность суицида.
Как правило, это препараты для лечения неврологических расстройств (нейротропные средства), но такое побочное действие может проявиться даже у желудочно-кишечных лекарств, что требует немедленной отмены принимаемых препаратов.
Возможные симптомы суицидального поведения
Что же делать, если все же ваш друг, член семьи или знакомый оказался в подобной ситуации и вы заметили признаки странного поведения? Следует знать, что существует 2 вида суицидального поведения, истинное и ложное .
Шантажно- демонстративное или ложное характерно в большей степени для подростков или людей, страдающих зависимостью от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков).
Ситуация складывается примерно таким образом, что данные личности преследуют какие-либо цели (получение денежных средств или других материальных благ) и, таким образом, привлекают внимание к себе, действуют при помощи шантажа. К примеру: « Если ты мне не дашь денег на выпивку, я покончу с собой», или «ты меня не любишь я умру ».
В некоторых случаях даже театрально и правдоподобно инсценируют суицид. Могут слегка порезать вены, пытаться повеситься, но так, чтобы все заметили, в общем, делают это открыто, сопровождают данное действие бурными эмоциями, артистизмом.
Если достигают тем самым желаемого, получают финансовую помощь или любимого человека, то данные действия могу повторяться, так как шантажистом достигнут положительный эффект.Эти суицидально настроенные пациенты представляют меньшую опасность для самих себя, так как они не скрывают свои намерения, а наоборот, их демонстрируют, пытаясь добиться своего. Опасность состоит лишь в том, что по жестокой случайности они могут все же завершить суицид, когда во время этого спектакля не придут родственники и не прервут смертельное действо. Очень важно в данной ситуации принять правильное решение и сразу обраться к врачу.
Истинный суицид представляет собой совершенно иную картину.
Человек погружен в свои мысли, задумчив, часто рассуждает о смысле жизни, религии, видимы признаки депрессии, мало двигается и ест, наблюдаются расстройства сна, большую часть времени может проводить в постели или взаперти в своей комнате, вести дневник, читать тематическую литературу, писать завещание.
Как правило, истинные «суицидники» все продумывают до мелочей, так сказать, смакуют свой суицид, месяцами составляют план, могут косвенным образом прощаться с родственниками и друзьями, совершать визиты к ним, делать памятные подарки.
При обнаружении каких-либо признаков поведения суицидально настроенного человека, следует незамедлительно обратиться к врачу, даже если сам пациент не желает обращаться за специализированной помощью.
Нужно попытаться поискать в его вещах записки, дневники, рисунки, вообще все, что можно отнести к доказательствам того, что человек суицидально настроен.
В дальнейшем это поможет вам пометить его в специализированное учреждение психиатрического типа или вызвать специальную бригаду скорой помощи на дом, которая доставит пациента по назначению в больницу или к участковому психиатру.
Нужно завести откровенный разговор с таким человеком, в беседе внимательно выслушать, но воздержаться от оценки его поведения.
Попытаться сконцентрировать внимание НЕ на слабостях данной личности, а по возможности на его достижениях и успехах. Обязательно после разговора оповестить родственников и знакомых о возможном суициде.Попытаться склонить этого человека к обращению за специализированной помощью.
Очень редки случаи, когда сами пациенты выявляют у себя «нехорошие мысли». Определить мысли, как суицидальные, будет неправильным, ведь если все уже решено в пользу ухода из жизни, очень мала вероятность самостоятельного обращения к врачу.
Обездвиженный образ жизни, плохое питание, отсутствие каких-либо увлечений, болезненность, плаксивость, переживания, в общем, любые признаки банальной депрессии уже является поводом к тому, чтобы обратиться за помощью.
Если по каким-либо причинам нет возможности обратиться к психиатру, вы можете обратиться за помощью к любому другому врачу широкого профиля. Все врачи компетентны в вопросе суицидального поведения и смогут своевременно выявить такие признаки, если они имеются.
В здравоохранении этому уделяется большое внимание, так как суициды уносят жизни молодых и трудоспособных людей.
Госпитализироваться в государственное учреждение не представляет большой трудности. Суицидальная настроенность является экстренным показанием к госпитализации, при обращении в любое медицинское учреждение пациента направят по профилю, выпишут вам направление или даже транспортируют с бригадой скорой медицинской помощи.
Какие анализы необходимо сдать при подозрении на суицидальное поведение
Заранее не придется готовиться к госпитализации или сдавать какие-либо анализы, вас обследуют в стационаре.
Как правило, это общий анализ крови, мочи, электрокардиограмма, при необходимости анализы на ВИЧ и гепатит, иногда пациенты проходят такие обследования как МРТ или КТ. Такие дорогостоящие анализы необходимы для того, чтобы исключить опухоли мозга, инсульты, инфаркты.
Все эти заболевания могут провоцировать симптоматику депрессии и суицидального поведения. Для успешного и действенного лечения нужно выделить причины, ориентируясь на симптомы.
Медики стараются предупредить и не допустить совершения суицидов, поэтому действуют незамедлительно.Для таких людей, которые несут явную угрозу себе, созданы в психиатрических больницах специальные стационары, где больные находятся под круглосуточным наблюдением, с ними работает психолог, психиатр, при необходимости невролог, терапевт и физиотерапевт.
Лечение комплексное, назначается лечение согласно утвержденным государством стандартам.
Чаще всего базовые препараты — это антидепрессанты (амитриптиллин), седативные препараты группы бензодиазепинов (ксанакс, нитразепам), снотворные средства (зомиклон, сонат), витаминотерапия (витамины группы В, Мg), средства, улучшающие мозговое кровообращение (пирацетам), так же психотерапия, групповая психотерапия, физиолечение (электросон, дарсанваль).
Но даже при подтвержденном диагнозе препараты для базового лечения без рецепта врача в аптеке не отпускаются.
Когда пациент пережил острую фазу болезни и находится на поддерживающем лечении, все психотропные препараты отпускаются небольшими порциями, чтобы предотвратить накопления необходимой дозы для совершения возможного самоубийства.
Все препараты являются сильнодействующими веществами, способными влиять на нервную систему и мозговые функции, поэтому принимаются только по назначению врача, с постоянной коррекцией дозы препаратов.
Чем опасно лечение народными средствами и какие из них при каких условиях применять все-же можно
Без рецепта врача при выявленных у себя ранних признаках депрессии, явной утрате интересов и гиподинамии можно принимать препараты растительного происхождения, в состав которых входит пион, боярышник, валериана, пустырник. Можно использовать как спиртовые настойки, так и таблетированные формы (фиторелакс, альфобазол). Осторожно отнестись к боярышнику, так как он сильно замедляет сердцебиение и снижает артериальное давление.
Особенности питания и образ жизни для скорейшего выздоровления
Очень хорошо настроение стимулирует кофеин (кофе или напитки содержащие кофеин), черный шоколад или какао содержат магний, участвующий в проведении нервного импульса, бананы и финики — вещества, которые участвуют в выработке аминокислоты триптофан, последняя в результате обменных процессов способна улучшать настроение.
Профилактика суицида и суицидального поведения
К профилактическим мероприятиям можно отнести увлечение любыми видами спорта, увеличение активности человека, что способствует нормализации настроения, расширит круг знакомства и тем самым отвлечет от возможных мыслей покончить жизнь самоубийством. Полноценный ночной сон, пребывание на дневном свете, полноценное питание.
Внимательное, доброжелательное отношение родных и близких, участие в жизни суицидально настроенного человека — это огромный шаг к его спасению. Нужно показать, что он любим и дорог, и что все будет хорошо.
После выписки участковые врачи активно продолжают отслеживать судьбу пациента, даже если пациент игнорирует приглашения показаться врачу, навещают его на дому. Работа с людьми, склонными к истинному суициду, очень трудоемкий процесс, в который, как правило, должны включаться родственники, люди из круга знакомства и врачи.
Возможные осложнения суицидального поведения
Нанесение себе тяжких увечий при порезах, травмы пищевода и нарушение функции почек, печени при отравлениях, переломы шейных позвонков при повешаниях, тяжелые травмы при падениях с высоты — это список того, что можно получить при попытке суицида.
Такие больные нуждаются не только в психиатрическом лечении, но и в реабилитации в соматических стационарах с целью восстановления здоровья. Вероятна инвалидность после травм, полученных в результате попытки суицида.
И главное осложнение, конечно же, это смерть человека.
Будьте внимательны к своим близким, все в ваших руках.
Врач психиар Кондратенко Н.А.
Источник: https://medicalj.ru/diseases/psychiatrics/1149-suicidalnoe-povedenie
Подборка методик для диагностики риска суицидального поведения
Минобрнауки выпустило новые методические рекомендации для просвещения родителей на тему детского суицида. Мы решили дополнить рекомендации подборкой методик для диагностики суицидального поведения школьников, которые используют ваши коллеги.
Диагностика суицидального поведения среди подростков в школе – реальная возможность предотвратить смерть ребенка. Важно ежегодно диагностировать учащихся с 5-го по 11-й классы и выявлять детей группы суицидального риска для дальнейшей работы с ними.
Запланируйте диагностику суицидального поведения учащихся школы на октябрь или ноябрь. Организуйте работу в два этапа: 1) массовое тестирование с целью выявить учащихся группы суицидального риска; 2) углубленное индивидуальное тестирование детей, которые попали в группу риска.
Проводить диагностику детей до 14 лет вы можете только с письменного разрешения родителей. Детей 15 лет и старше можно тестировать с их собственного согласия. Объясните учащимся или их родителям в доступной форме, для чего вы планируете проводить диагностику.
Выявить учащихся группы суицидального риска помогут и результаты наблюдения педагогов и родителей за детьми. Расскажите им о признаках суицидального поведения подростков.
Справка |
Что вас должно насторожить в поведении подростка
Ребенок, который склонен к суициду, часто чрезмерно самокритичен и испытывает постоянное чувство вины. Подросток винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».
У него преобладает печальное настроение, он теряет интерес к прежним увлечениям и появляется повышенная нервозность. Не стоит игнорировать и фразы подростка о теме смерти, как способе избавления от тягот жизни. Например, «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить». Стоит отнестись серьезно к любому намеку на суицид.
Даже если это будут выкрикивания на эмоциях: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!», «Ненавижу жизнь», «Просто жить не хочется». Некоторые подростки перед совершением акта самоубийства пытаются завершить все свои дела, делают неожиданные благотворительные поступки.
Они раздаривают свои вещи, даже ценные, пытаются вдруг быть очень полезными. Крайне опасный сигнал: несвойственные ранее для подростка звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. При этом он пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.Должно насторожить и отсутствие всякой активности у ребенка, необщительность, замкнутость, полное подчинение. Часто после завершенного суицида окружающие находятся в шоке: «Он не мог так сделать! Не было никаких предпосылок к этому. Это был тихий и послушный ребенок».
Самая большая опасность возникает, когда подросток начинает предпринимать реальные практические шаги по подготовке к суициду. Например, собирает таблетки из домашней аптечки, ищет огнестрельное оружие или узнает, на какие крыши высоких домов открыт выход.
Какие бывают суицидальные акты
Попытки суицида отличаются друг от друга реальными намерениями подростка. Кто-то принимает категоричное решение покончить с жизнью, а для кого-то это способ позвать на помощь или аффект в силу травмирующей ситуации.
Важно |
Истинное суицидальное поведение. Серьезность намерения подтверждается выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, наличием предсмертных записок. Учащийся тщательно обдумывает свое решение и готовится к ритуалу, чтобы никто не мог помешать.
Предсуицидный период длится до нескольких месяцев. В случае неудачи может испытывать сожаления о сохранности жизни. Вероятность повтора суицида увеличивается в несколько раз, особенно в первые два месяца после неудачи. Демонстративный акт или акт шантажа. Проявляется в множественных поверхностных порезах вен, приеме неопасных лекарств.
Подросток осторожен, он ценит собственную жизнь и боится смерти. Попытка суицида – психологическое давление на окружающих с целью изменить конфликтную ситуацию в благоприятную для себя сторону. Учащийся пытается покончить с собой в присутствии окружающих. Он хочет привлечь внимание, получить сочувствие, заботу, избежать наказаний.
Аффективный суицид.
Сильный аффект в результате внезапно психотравмирующего события или под влиянием хронических психотравм. Это неожиданные суицидальные действия как для самого подростка, так и для окружающих. Повод может выглядеть незначительным, а восприниматься ребенком как последняя капля.
В момент аффекта учащийся охвачен суицидальным возбуждением с отсутствием страха смерти и боли.
Важно |
Аффективный суицид сложно определить, идея смерти появляется внезапно с непреодолимой силой. Акт суицида происходит в присутствии окружающих, как демонстративный, но отличается отсутствием шантажа и предосторожности. Подросток не рассчитывает действия, чтобы обезопасить свою жизнь.
Способом суицида становится то, что попадает в поле его зрения: бритва, веревка, окно, ядовитые вещества. Скрытый суицид.Подросток стремится к саморазрушению через адреналин. Выработка этого гормона позволяет не чувствовать боли, а также дает возможность получить ощущение власти над опасными ситуациями. Как образ жизни выбирает экстремальные виды спорта.
Например, гонки на мотоциклах или катание на поездах. Он не боится смерти и жаждет с ней встречи.
С помощью каких методик проводить диагностику
Методик, которые могут помочь диагностировать риск суицидального поведения ребенка, достаточно много. Выберите подходящие опросники для вашей работы. Опросник «Шкала детской депрессивности». Автор теста – профессор психиатрии Питтсбургского университета М. Ковач (1992 год). Тест состоит из 27 пунктов, которые имеют по три варианта ответа.
Пример тройки утверждений: «Я не думаю о том, чтобы покончить с собой», «Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его», «Я хочу убить себя». В каждом пункте ребенок должен выбрать только один вариант.
Опросник «Шкала детской тревожности». Шкала тревожности составлена в 1980–1983 годах доктором психологических наук, профессором А.М. Прихожан.
Чтобы пройти тест, школьнику предлагается представить себя в 40 ситуациях и оценить от 0 до 4, насколько каждая из ситуаций может быть неприятной ему, вызывать беспокойство и страх. Пример предлагаемой ситуации: «На тебя смотрят, как на маленького».
Методика существует в двух формах: форму А заполняют дети от 10 до 12 лет, форму Б – дети от 13 до 16 лет.
Тест «Суицидальная мотивация»
Автор теста – врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Ю.Р. Вагин. Тест состоит из 35 наиболее типичных утверждений, которые были отобраны во время клинико-психологи-ческого исследования лиц с суицидальными тенденциями.
Подростку предлагается ответить на каждое утверждение одним из четырех вариантов ответов: да, частично, сомневаюсь, нет.
Данный тест позволяет выявить и оценить семь основных мотивационных аспектов суицидального поведения: смерть ради других, потеря смысла жизни, невыносимость страдания, манипуляция другими, самонаказание, наказание других, надежда на что-то лучшее после смерти.
По результатам теста строится график, который позволяет наглядно отобразить спектр суицидальной мотивации у конкретного подростка.В противовес данному тесту Юрий Вагин разработал тест «Противосуицидальная мотивация». Инструкция к нему такая же, как и к предыдущему.
Меняется только характер утверждений, который направлен на оценку девяти мотивационных аспектов противосуицидаль-ного поведения. К таким мотивациям автор относит: страх смерти, религиозная мотивация, чувство долга перед близкими, личное негативное отношение к суициду, эстетическая мотивация, любовь к себе, надежда найти выход из ситуации, ожидание, что со временем что-то может измениться к лучшему.
Важно Основа суицида всегда неудовлетворенные психологические потребности |
Методика определения суицидальной направленности (личностный опросник ИСН). С помощью данной методики выявляют суицидально опасные установки у подростков 13–18 лет. По инструкции школьникам нужно оценить знаками «+» или «–» 74 утверждения.
Все утверждения делятся на четыре шкалы: искренность, депрессивность, невротизация, общительность. Примеры утверждений: «На спор я могу сделать все что угодно», «Все проблемы в жизни разрешимы», «Временами мне хотелось навсегда уйти из дома».
По теме Выявление суицидального риска у детей (А.А.Кучер, В.П.Костюкевич)
«Тест на иррациональные установки». Автор теста – А. Эллис
Опросник состоит из 50 утверждений, которые делятся на пять оценочных шкал. Первая шкала позволяет оценить, как человек воспринимает неблагоприятные ситуации.
Вторая шкала указывает на завышенные требования к себе, а третья – на завышенные требования к другим. Четвертая позволяет оценить уровень стрес-соустойчивости. Пятая указывает на рациональность и оценочные установки испытуемого.
Каждое утверждение подросток должен оценить одним из трех ответов: полностью согласен, не уверен, полностью не согласен.
Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции».
Авторы теста – А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман. Подростки получают текст опросника с 30 утверждениями и бланк для ответов. В бланке нужно будет отметить, согласны они или не согласны с каждым из утверждений.
Примеры утверждений: «При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева», «Люди порой завидуют моему терпению и дотошности», «Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться».
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Цель методики – изучить уровень и характер тревожности, которые связаны со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать детям вслух или предложить в письменном виде. На каждый вопрос ребенку нужно будет дать однозначный ответ «да» или «нет».
Примеры вопросов: «Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?», «Похож ли ты на своих одноклассников?»
Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков. Автор таблицы – А.Н. Волкова. Данную форму заполняет психолог или классный руководитель, присутствие ребенка при этом не требуется.
Примеры проблем из таблицы: «Утрата одного из родителей или развод в семье», «Низкая самооценка», «Тяжелая психологическая атмосфера в семье».
Важно |
Тест-сказка «Похороны».
Автор теста – детский психолог Луиза Дюсс. С помощью данного теста выявляют отношение ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью. Ребенку зачитывается начало сказки: «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто yмep.
Кто-то показывает на один из домов и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме»». Далее задается вопрос: «Кто же умер?» Правильные ответы: «Незнакомый человек», «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка», «Человек, который был очень болен»; «Старик (старушка)».
Проблемные ответы: «Мальчик (девочка)», «Папа (мама) одного ребенка», «Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка».
Шкала безнадежности Бека.
С помощью данной шкалы измеряют выраженность негативного отношения учащегося к собственному будущему. Тест состоит из 20 утверждений.
На каждое из них подросток должен ответить одним из предложенных ответов: совсем неверно, скорее неверно, скорее верно, очень верно.
Примеры утверждений: «Я верю в свое будущее», «Очень маловероятно, что я буду доволен своим будущим».
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа, №7, 2018г
Источник: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/2691-podborka-metodik-dlya-diagnostiki-riska-suiczidalnogo-povedeniya