Симптомы болезни — нарушения эмоционально волевой сферы
Содержание
Симптомы болезни — нарушения эмоционально волевой сферы
Нарушения у взрослых Нарушения у детей
Нарушения и их причины по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я К нарушениям эмоционально волевой сферы относят: Гипербулия — общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу.
Гипербулия — характерное проявление маниакального синдрома. Гипобулия — общее снижение воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.
Абулия — расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении. Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией.
Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности.
Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.Компульсивное влечение — более мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.
Шизофрения Маниакальный синдром Д епрессивный синдром Обсессивно-фобический синдром Психопатии Алкоголизм
Наркомания
Вы заметили нарушение эмоционально волевой сферы? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.
У Вас нарушилась эмоционально волевая сфера? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.
Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.
Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.
Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.
Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.
Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.
Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.
Другие виды нарушений на букву «э»:
Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.
Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.
Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/55/
Нарушение эмоционально волевой сферы: причины, симптомы, консультация психолога и коррекция лечением при необходимости
Мало кто из взрослых людей задумывается над ролью эмоций в жизни.
Но вот когда у семейной пары появляются дети и вдруг выясняется, что малыш не может контролировать свои чувства, то у родителей начинается паника.
На самом деле нарушение эмоционально-волевой сферы не такая серьезная проблема, если ее обнаружить сразу. Вылечить подобное расстройство можно как самостоятельно, так и с помощью квалифицированного врача.
Причины
Что влияет на формирование воли и эмоций человека? Существует две основные причины, которые могут вызывать нарушение. Одна из них – наследственность, а другая – социальный круг. Более подробно причины нарушения эмоционально-волевой сферы рассмотрены ниже.
- Впечатления. Если ребенок не получает достаточно впечатлений и большую часть своей жизни сидит дома, то его развитие происходит очень медленно. Чтобы нормально формировалась психика, родители должны гулять с ребенком во дворе, показывать ему других детей, изучать деревья, давать возможность поиграть с песком. Впечатления формируют нормальную нервную систему и помогают ребенку учиться испытывать, а затем и контролировать свои эмоции.
- Еще одной причиной нарушения эмоциональной волевой сферы является отсутствие движения. Ребенок, родители которого не сильно утруждают себя развитием чада, может начать ходить с опозданием. Подобное торможение нормального физического развития приводит к заторможенным эмоциональным реакциям. А еще некоторым родителям свойственно со временем понимать, что их чадо не ходит, а ведь соседские дети уже бегают. Родители начинают нагонять упущенное, и ребенок страдает не только физически, но и психологически.
- Ребенок может сильно страдать из-за отсутствия материнской любви. Если женщина не будет брать свое чадо на руки, гладить малыша, качать его и петь ему колыбельные, младенец быстро потеряет связь с матерью. Такой ребенок вырастет неполноценным, как говорят в народе – недолюбленным.
Волевой акт
Нарушение эмоционально-волевой сферы происходит в раннем возрасте. Чтобы понять, где произошел сбой, нужно узнать, как функционирует воля у нормального человека. Последовательность принятия решений у всех людей такая:
- Возникновение импульса. У человека возникает побуждение что-то сделать.
- Мотивация. Персона обдумывает, что она получит, когда действие будет совершено. Чаще всего человек получает эмоциональное удовлетворение от своего поступка.
- Орудие деятельности. Не всегда придуманное действие можно сделать без дополнительного инвентаря. Перед началом работы приходится найти все необходимое оборудование.
- Принятие решения. Человек еще раз думает о том, стоит ли ему приводить свой план в исполнение или нет.
- Выполнение действия. Персона осуществляет свою задумку.
Такой процесс происходит в голове у каждого человека, прежде чем он совершит какое-либо действие. Не стоит думать, что дети в силу своего неразвитого интеллекта не проводят подобную работу у себя в голове. Даже наши примитивные предки – обезьяны, прилагают волевые усилия для того, чтобы совершить тот или иной поступок.
Как проводится диагностика эмоционально-волевого нарушения? Сферы применения человеческой воли разнообразны. Человек должен сдвинуться с места, чтобы что-то взять или чтобы поесть. Если ребенок апатичен и ничего не хочет, значит, у него есть какие-то отклонения. То же самое касается слишком активных детей, которые делают действия, не успевая обдумать последствия своих решений.
В зависимости от степени нарушения эмоционально-волевой сферы ребенок становится раздражительным, вялым или генерактивным. Родители должны заметить проблемы своего чада, как только они появляются.
Любая болезнь, прежде чем обосноваться в организме, проявляется в симптомах. На этой стадии нужно определить степень проблем ребенка и назначить ему лечение.
Какая существует классификация лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы?
- Агрессивность. Персоны ведут себя неадекватно, задирают окружающих и получают удовольствие от слез и унижения более слабого противника. Даже дети, которые ведут себя агрессивно, никогда не будут задирать того, кто сильнее их. Они логически рассудят, что безобидное существо не сможет дать сдачи, а следовательно, его можно унижать.
- Заторможенная реакция. Дети не могут сразу понять, в чем заключается проблема. Например, они могут испытывать голод, но не станут прилагать никаких усилий, чтобы попросить покушать или же чтобы достать себе еду самостоятельно.
- Расторможенная реакция. Вторым пунктом в классификации лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы идут люди, которые не могут контролировать свои эмоции. Если они плачут, то слишком громко, если смеются, то делают это неестественно долго.
- Чрезмерная тревожность. Забитые дети слишком активных родителей становятся тихонями. Они боятся рассказать о своих желаниях и проблемах. Обратить на себя внимание у них не получается в силу слабости характера.
Группы нарушений
Классификация нарушений эмоционально-волевой сферы нужна для того, чтобы правильно назначить лечебные мероприятия. Все ребятишки разные, и проблемы у них тоже не могут быть одинаковыми. Даже ребята, которые растут в одной семье, могут болеть разными недугами. Основные группы нарушений эмоционально-волевой сферы:
- Расстройство настроения. Нарушение эмоционально-волевой сферы у детей часто проявляется в неконтролируемых эмоциях. Ребенок не может совладать с собой, и поэтому его чувства всегда на взводе. Если малыш чему-то радуется, то вскоре его состояние достигает эйфории. Если же чадо грустит, то может с легкостью впасть в депрессию. А зачастую одно состояние через час переходит в другое, полярное первоначальному.
- Нестандартное поведение. Рассматривая нарушение эмоционально-волевой сферы у детей, нельзя не упомянуть об отклонении от нормы поведения. Ребята могут быть или слишком спокойными, или чрезмерно активными. Первый случай опасен по причине того, что ребенок безынициативен, а вторая ситуация грозит тем, что у чада существуют проблемы со вниманием.
- Проблемы с психомоторикой. Ребенок страдает от странных приливов чувств, которые захлестывают его не по делу. Например, чадо может жаловаться, что ему слишком страшно, хотя на деле опасность ребенку не угрожает. Тревожность, впечатлительность и мнимость хорошо знакомы детям с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведением, отличающимся от общепринятой нормы.
Внешнее проявление
Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка можно определить по поведению малыша.
- Сильная зависимость от родителей. Ребенок, который в пять лет не может доверять окружающим людям, вызывает странную реакцию. Малыш все время прячется за мамину юбку и пытается закрыться от мира. Одно дело – нормальное детское смущение. И совсем другое – недоверие, необщительность и несговорчивость.
- Дефицит общения. Ребенок, к которому в семье относятся с пренебрежением, будет чувствовать себя одиноким. У малыша не будет получаться нормально формировать отношения, так как родители будут внушать ребенку, что он глупый, криворукий и недостойный любви. Одиночество, которое будет источать такое чадо, будет сильно чувствоваться.
- Агрессия. Малыши, которым не хватает внимания или которые хотят снять напряжение, могут не замыкаться в себе, а наоборот, вести себя слишком раскрепощенно. Такие дети не станут сдерживать свои эмоции и будут стараться всеми силами привлечь внимание к своей персоне.
Методы
Эмоционально-волевые нарушения сферы личности могут быть подвержены коррекции. К каким методам прибегают специалисты, чтобы исправить то, что неправильно заложили в свое чадо родители?
- Игротерапия. С помощью игры малышу объясняются правила адекватного поведения в группе. У ребенка формируются новые нейронные связи, которые помогают трансформировать увиденное в игре и переложить примеры на жизненные ситуации.
- Арт-терапия. С помощью рисунка можно многое узнать о личности ребенка. Творческое произведение покажет специалисту, как малыш себя ощущает в саду, в семье и в этом мире. Рисование помогает раскрепоститься и почувствовать уверенность в себе. Так же работают и другие виды искусства: лепка, вышивание, конструирование.
- Психоанализ. Опытный психотерапевт может помочь ребенку пересмотреть свои взгляды на привычные вещи. Врач расскажет малышу, что такое хорошо, а что такое плохо. Специалист будет действовать двумя методами: внушением и убеждением.
- Тренинги. Такой метод воздействия предполагает работу с группой детей, имеющих общую проблему. Ребята будут совместно пересматривать свои привычки и формировать новые на основе старых.
Психоаналитическая терапия
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы происходит различными методами. Один из них – психоаналитическая терапия. Проводить подобную терапию можно как индивидуально, так и в группе. Если малыш занимается в одиночестве, психотерапевт в форме игры говорит с ребенком о чувствах.
Он просит изобразить по очереди злость, радость, любовь и т. д. Делается это для того, чтобы малыш научился различать свои чувства и понимать, в какой момент и что именно он должен чувствовать.
Также индивидуальные консультации помогают ребенку понять свою значимость и важность, и что в большинстве случаев очень нужно – ощутить себя любимым и желанным гостем в кабинете врача.
На групповой терапии у специалиста нет времени играть с каждым ребенком. Поэтому процедура восстановления эмоционально-волевой сферы идет через рисунок.
Дети выплескивают свои эмоции, а затем рассказывают, по какой причине они чувствуют гнев, радость и т. д.
Рассказывая сами и слушая других, ребята начинают осознавать, в каких случаях что нужно чувствовать и как следует правильно выражать свои эмоции.
Поведенческая терапия
Подобная терапия проходит в форме игры. Ребенку предлагается смоделированная ситуация, и он должен показать, как себя будет в ней вести. Игра нацелена на то, чтобы выработать у малыша те чувства, которые должен испытывать любой нормальный индивид в данной ситуации.
После проведения игровой ситуации для закрепления материала ведущий должен еще раз объяснить, что именно сейчас моделировалось и как должен в подобной ситуации себя вести пациент. Обязательно следует получить от ребенка обратную связь. Чадо должно объяснить усвоенный материал.
Причем нужно добиться от ребенка не только того, чтобы он рассказал, как себя следует вести в ситуации, но и также объяснил, почему такое поведение будет считаться приемлемым.Подобные терапии нужно проводить раз в неделю. А за остальные 7 дней чадо должно закреплять материал, полученный на занятии. Так как ребенок будет мало заинтересован в собственном развитии, наблюдать за поведением малыша должны родители. И в случае если чадо делает что-то не так, как на тренинге, мама или папа должны повторить со своим ребенком недавно пройденный урок.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Лица с нарушением эмоционально-волевой сферы, которые достигли совершеннолетнего возраста, также нуждаются в помощи, как и дети. Но изменить подростка с помощью игры будет сложно. Поэтому следует использовать когнитивно-поведенческую терапию. В чем ее суть?
Человеку дается ситуация и несколько путей ее развития. Подросток должен рассказать, что ждет человека, прошедшего каждый из вымышленных путей.
Подобным образом персона лучше овладеет ситуацией и поймет сущность последствий того или иного поведения. Подобным образом можно прививать подросткам ответственность и объяснять цену своим обещанием.
Формирование новых привычек поведения произойдет не сразу. Одно дело – теоретически проиграть ситуацию, и совсем другое – поменять характер.
Чем старше человек, тем меньше шансов у него сделать внутреннюю перестройку.
Поэтому специалист, который проводит занятия с подростком, должен позитивно подкреплять успехи пациента и концентрироваться на любых положительных изменениях.
Люди, которые страдают расстройством эмоционально-волевой сферы, подвержены самокритичности и им очень важно слышать одобрительные слова от взрослых и уважаемых людей.
Гештальт-терапия
Подобная терапия позволяет ребенку расширить свои чувства, а точнее развить их. Задача специалиста – трансформировать неадекватные реакции малыша на такие, которые будут приемлемы для общества. Как проходит процесс трансформации? Специалист выдвигает проблему, например излишнюю агрессию, которую ребенок выражает посредством избиения своего противника.
Врач должен рассказать малышу, что его способ решить проблему – малоэффективный, и взамен предложить более цивилизованные методы выражения эмоций. Например, словесная форма выражения своего недовольства. Затем нужно с ребенком проиграть ситуацию.
После того как малыш выйдет из себя, следует напомнить ему о недавнем разговоре и попросить, чтобы он выражал свои чувства словами.
Гнев ребенка должен со временем уменьшиться, так как задача поначалу будет казаться слишком сложной. Со временем малыш должен привыкнуть к новой стратегии выражения агрессии.А чтобы усвоенный материал уложился лучше, ребенку необходимо постоянно напоминать о пройденном уроке. И желательно, чтобы малыш видел подобные способы эмоциональной реакции у взрослых.
Например, когда папа с мамой будут ругаться, им следует не кричать друг на друга, а спокойно и размеренно выражать недовольство тем или иным проступком супруга.
Источник: http://fb.ru/article/404983/narushenie-emotsionalno-volevoy-sferyi-prichinyi-simptomyi-konsultatsiya-psihologa-i-korrektsiya-lecheniem-pri-neobhodimosti
Симптомы и лечение эмоционального расстройства личности
Нередко то, что окружающие считают плохим характером и отсутствием воспитания, на деле оказывается психическим нарушением.
А именно, эмоциональным расстройством личности. Таким людям свойственна неуравновешенность, импульсивность, склонность к асоциальному поведению.
Они не могут самостоятельно осознать и справиться с своей проблемой, поэтому им требуется помощь психотерапевта.
Как лечить эмоционально-лабильное расстройство личности? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое?
К эмоциональному расстройству личности относится целый комплекс симптомов, выражающийся в повышенной раздражительности, возбудимости, смене настроения, невозможности контролировать свое поведение, склонность к девиантному поведению.
Такие люди часто совершают преступления, внезапно теряют самообладание. В таком состоянии они представляют опасность для себя и общества.
Причины и провоцирующие факторы
Основная причина — это органическое поражение мозга. Провоцирующими факторами являются:
- Наследственность. Более 50% пациентов имеют в семейном анамнезе психические заболевания.
- Нейроинфекции (полиомиелит, менингит, энцефалит).
- Травмы головы.
- Эпилепсия.
- Эндокринные патологии.
- Сердечно-сосудистые заболевания.
- Алкоголизм, наркомания.
- Психические заболевания.
- Психотравмирующая ситуация.
- Длительные стрессы.
- Жестокое обращение со стороны родителей.
- Отсутствие внимания к ребенку в раннем детстве.
- Пережитое насилие.
Характеристика
Эмоциональное расстройство делится на 2 типа:
- эмоционально неустойчивое расстройство личности импульсивного типа;
- эмоционально неустойчивое расстройство личности пограничного типа.
Импульсивный тип характеризуется проявляется уже в раннем возрасте. Такие дети неуправляемы, капризны, не поддаются воспитательным мерам, часто устраивают истерики.
В общении с другими детьми они пытаются установить лидерство с помощью силы, не признают принятые правила игры. Поэтому у них постоянно возникают конфликтные ситуации.
Несмотря на нормальный интеллектуальный уровень, ребенок с эмоциональным импульсивным расстройством плохо учится, так как часто подвержен сменам настроения, не может усидеть на месте и сосредоточиться на учебе. К тому же, он постоянно конфликтует с учителями.
Если патологию не лечить, то болезнь прогрессирует.
У взрослых импульсивное нарушение проявляется следующим образом:
- перепады настроения;
- необоснованные приступы агрессии;
- совершение действий в состоянии аффекта, когда человек не контролирует свое поведение;
- излишняя возбудимость;
- деспотичное поведение в семье, утверждение своего авторитета при помощи насилия.
У пациентов с пограничным типом расстройства симптомы выражены не так ярко. Они не опасны для окружающих.
В детском возрасте ребенок отличается неусидчивостью, плаксивостью, капризностью. Ему трудно завести друзей, он плохо учится в школе. Эти дети попадают в плохие компании, начинают употреблять наркотики и спиртное.
Во взрослом возрасте проявляются такие черты, как:
- внушаемость;
- впечатлительность;
- склонность к фантазированию;
- зацикленность на одной теме;
- принятие любых незначительных неудач как трагедию;
- чрезмерная эмоциональность;
- непостоянство жизненных целей;
- опасность возникновения депрессии и суицидальных мыслей.
Что относится к эмоциональным нарушениям?
В психиатрии под эмоциональными нарушениями понимают нестабильное эмоциональное состояние, при котором жизненные события воспринимаются неадекватно.
То есть, пациент не способен самостоятельно регулировать интенсивность и проявление своих эмоций.
Выделяют следующие типы нарушения эмоций: собственно расстройства эмоциональной сферы и нарушение адекватности эмоции.
К первым относятся:
- Состояние аффекта — бурные эмоции, во время которых человек не осознает свое поведение и окружающую обстановку.
- Гипертимия — настроение радости, выражающееся в усиленной мимике, повышенном возбуждении.
- Эйфория — состояние повышенной возбужденности, неадекватной окружающей обстановке.
Часто возникает под воздействием алкоголя, наркотиков, соматических заболеваний. Также характерно для больных с психическими отклонениями.
- Гипотомия противоположна гипертимии. Человек настроен негативно, видит только отрицательные стороны, пребывает в состоянии безысходности.
- Депрессивное настроение — подавленное состояние, сопровождающееся тоской, опустошенностью, безысходностью.
- Паника — чувство беспокойства, ожидания беды, катастрофы. Больной не находит себе места, у него возникают вегетативные симптомы.
- Апатия — состояние безразличия, отчужденности, отсутствия заинтересованности и желаний.
- Гнев — крайняя степень негативного возбуждения, переходящая в агрессию.
- Парализация эмоций — полное отсутствие эмоциональных реакций. Часто возникает после сильного стресса, шока.
- Амбивалентность — возникновение двух противоположных чувств по отношению к одной и той же ситуации, например, эйфория и апатия.
- Фобия — навязчивое состояние страха, от которого человек не может избавиться. Например, аэрофобия, клаустрофобия.
- Мания — непреодолимое желание совершения какого-то действия.
- Эмоциональный срыв — выплеск наружу негативных эмоций. Проявляется злобностью, агрессией, злопамятностью.
Нарушение адекватности эмоций проявляются следующими состояниями:
- Дисфория — тоска пополам с гневом, сильная раздражительность, возникшая в ответ на незначительный раздражитель.
- Гипермимия — усиленная мимика, реакции быстро меняются.
- Амимия — полное отсутствие мимики.
- Парамимия — мимика неадекватна ситуации.
Например, человек плачет, когда нужно смеяться. Иногда больной корчит гримасы без каких-либо причин.
Симптомы
Несмотря на то, что различные эмоциональные расстройства имеют характерные проявления, у них все же присутствуют общие симптомы:
- У человека отсутствует самоконтроль, он не властен над своими эмоциями.
- Пациент действует импульсивно, под влиянием сиюминутного настроения.
- Он не может планировать и оценивать свои поступки.
- В ответ на минимальный раздражитель у больного возникает неадекватная реакция в виде гнева, агрессии, истерики, эйфории и т. д.
- У человека часто возникают депрессивные и суицидальные настроения.
- Он постоянно жалуется на всех и вся, воспринимает негативно любые возражения.
- Пациенту трудно найти общий язык с окружающими, он часто устраивает конфликты, в том числе, с применением насилия.
Диагностика
Диагноз может поставить психиатр на основании жалоб самого больного или его родственников.
Но для того, чтобы диагностировать именно эмоциональное расстройство, необходимо, чтобы поведение пациента соответствовало как минимум трем критериям:
- Несоответствие когнитивных функций принятым нормам.
- Эмоции далеки от адекватности.
- Невозможность контролировать влечения и потребности.
- Данное поведение распространено на все сферы жизни.
- Человек испытывает трудности в социальной адаптации.
- Данные нарушения продолжаются довольно долго, как правило, с детского возраста. Или они возникли вследствие какого-то травмирующего события или болезни.
- Присутствие органического поражения головного мозга.
Лечение
Терапия начинается с определения причины.
Если в мозге обнаружен очаг органического поражения, то необходима медикаментозная помощь.
Но основное направление — это психотерапия. Задачи психотерапевта:
- Провести тестирование для изучения первоисточника проблемы и нахождения пути решения.
- Убедить пациента, что его патология излечима.
- Выбрать позицию соратника, а не назидателя.
Для помощи пациентам применяют индивидуальные и групповые занятия. Эффективна гештальт-терапия. На занятиях пациент учится осознавать свою проблему и искать пути выхода из ситуации.
К групповым занятиям целесообразно привлекать родственников больного. На индивидуальных сеансах врач учит пациента управлять своими эмоциями и чувствами, адекватно реагировать на раздражители.
Обязательно нормализовать режим дня больного. У него должен быть полноценный сон, необходимо исключить прием тонизирующих напитков (кофе, чая), особенно в вечернее время. Также стоит отказаться от компьютерных игр и просмотра агрессивных фильмов.
Если расстройство имеет слабо выраженный характер, то стараются обойтись без серьезных препаратов. Больному назначают антигистаминные средства (Тавегил, Супрастин), которые имеют седативный эффект.
Также полезно пропить курс успокоительных средств на растительной основе (Новопассит, Первен, валериану, пустырник). Хорошо помогает ромашковый чай с добавлением мяты и мелиссы.
При явно выраженных отклонениях необходимо подключать серьезные лекарства. Выбор зависит от того, какой направленности расстройство диагностировано у больного. Возможно применение следующих групп препаратов:
- антидепрессантов (Мелипрамин, Флувоксамин). Показаны при состоянии подавленности, депрессивных и суицидальных настроениях;
- транквилизаторов (Феназепам, Атаракс). Устраняют излишнее напряжение, тревожность, помогают при панических атаках, снижают агрессию;
- нейролептики (Галоперидол, Левомепромазин). Назначают при повышенной возбудимости, агрессии, гневе, фобиях.
При назначении препаратов важно соблюдать следующие правила:
- Назначать средство, имеющее минимум побочных эффектов.
- Начинать с минимальной дозы, повышать только в случае длительного отсутствия эффекта.
- Постоянно контролировать состояние пациента.
- При неэффективности назначенного препарата прекратить его прием и выбрать альтернативные методы.
- Не принимать препараты дольше 15 дней.
- Прекращение приема осуществлять постепенно, чтобы не спровоцировать синдром отмены.
Нередко пациенту с расстройством эмоций требуется госпитализация. Основанием к этому служат следующие условия:
- Заявление родственников больного о необходимости помещения его в клинику.
- Заявление самого пациента о согласии пройти лечение в стационаре.
- Поведение больного, представляющее опасность для окружающих и него самого.
Прогнозы
Если расстройство эмоций является следствием серьезного поражения мозга, то вылечить больного полностью невозможно.
При помощи грамотно организованной терапии удается достичь состояния ремиссии, сделать проявления не такими выраженными.
Однако, этого невозможно добиться только с помощью одни лекарств. Большое значение имеют психотерапевтические методы, без которых пациент не сможет адаптироваться в обществе.
Профилактикой являются следующие меры:
- Создание благоприятной психологической обстановки в семье.
- Избегание травм головы, нейроинфекций.
- Избегание психотравмирующих ситуаций.
- Своевременное обращение за помощью к психологу при возникновении психологических проблем.
Эмоциональные расстройства не возникают на пустом месте. Обычно они являются следствием каких-то сложных ситуаций или серьезных заболеваний.
Важно помочь близкому человеку пережить горе и справиться с проблемой, тогда снижается риск возникновения психических отклонений.
Расстройство личности — особенности психотерапии:
Наша интересная группа :
Источник: https://psyholic.ru/psihiatriya/emotsionalnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html
Нарушение эмоционально волевой сферы у детей
Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
- перенесённые стрессы;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
- социально-бытовые причины;
- фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
- ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др.
Депрессия выражается стойким угнетением настроения, унынием, тоской. Окружающая действительность воспринимается больным с чувством безысходности. Это порождает мысли о самоубийстве. Подобные симптомы могут наблюдаться при маниакально-депрессивном психозе, инволюционной и реактивной депрессиях, а также при гепатитах, гипертонической болезни.
Эйфория выражается благодушным, блаженным настроением с оттенками безоблачной радости и прекрасным самочувствием. Огорчения у таких больных непродолжительны.
Эйфория может быть при опухолях головного мозга (лобных и височных областей), при тяжелых формах соматических заболеваний (туберкулезе, болезнях сердечно-сосудистой системы, прогрессирующем параличе).В некоторых случаях тяжелейшее физическое состояние, даже накануне смерти, сопровождается беспечностью, веселостью, построением массы радужных планов.
Стойкое повышение настроения, сопровождается двигательной активностью больных и ускорением у них мыслительного процесса, наблюдается при маниакальном состоянии (мании). Оно характерно для маниакальной фазы маниакадьно-депрессивного психоза.
Дисфория характеризуется тоскливо-злобным, ворчливым настроением. Возникает обычно у больных эпилепсией. Длится от нескольких минут до нескольких суток. Больной при этом бывает угрюм, раздражителен, угнетен, агрессивен.
Слабодушие сопровождается несдержанностью эмоций, легким умилением или плаксивостью по различным незначительным поводам. Эмоциональная слабость чаще проявляется у пожилых людей. Например, больной, страдающий атеросклерозом сосудов головного мозга, плачет, читая художественное произведение или слушая рассказ трагического содержания. Так же легко у него возникает и веселое настроение.
При эмоциональной тупости характерно состояние безразличия к окружающему. Больного ничего не волнует, не беспокоит, не интересует. Он абсолютно бездеятелен, стремится к уединению. Такое состояние типично для шизофрении, а также встречается при опухолях головного мозга, атрофических процессах (болезни Альцгеймера и Пика).
Аффект – состояние, которое испытывает человек при чрезвычайно сильном чувственном потрясении. Различают состояние физиологического и патологического аффекта.
Бурные эмоциональные взрывы (обида, оскорбление, гнев, отчаяние, радость) при ясном осознании своего поведения относится к состояниям физиологических аффектов.
В этом случае эмоциональные нарушения достигают крайней степени напряженности, но не выходят за рамки физиологических границ. Люди, находящиеся в таком состоянии при совершении преступления, должны отвечать за свои поступки, т. е.признаются вменяемыми. Память при физиологическом аффекте сохранена.
Воля, волевое усилие, структура волевого акта.
Воля — одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.
Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака:
- Воля обеспечивает целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности. Но определению С.Р. Рубинштейна, «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет поставленную перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
- Воля как способность человека к саморегуляции делает его относительно свободным от внешних обстоятельств, по-настоящему превращает его в активного субъекта.
- Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.
Функции воли
Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:
- инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;
- стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;
- тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Значение эмоций и настроения в жизни человека
Эмоция – это настолько тонкое и неосязаемое чувство, постоянно лабильное и зависящее от бесчисленного количества имманентных и внешних факторов, что нуждается в тщательной проработке и осознании со стороны индивида.
Эмоции регулируют психическую и телесную жизнедеятельность организма, задействуя при необходимости способы психологической защиты и адаптации к создавшейся ситуации. Они направлены на чёткое выражение нашего внутреннего душевного состояния, способны высказать больше, чем обычные слова.
Если убрать эмоциональную экспрессию с каждого выговариваемого слова, получится монотонный, неинтересный, лишённый всякого смысла текст. Эмоциональная окраска речи, действий, поступков делает нашу жизнь ярче и осмысленнее, даёт возможность лучше понять имманентное состояние собеседника и найти с ним общие точки соприкосновения.
Проявление эмоций очень характерно в различных душевных песнях, кинофильмах, театральных выступлениях. Без эмоционального выражения искусство потеряло бы всякий смысл.
Источник: https://zdorovo.live/nevralgiya/narushenie-emotsionalno-volevoj-sfery-u-detej.html
Эмоционально волевые расстройства
Рождение в семье ребенка с определенными отклонениями от нормального развития — всегда стресс для обоих родителей. Очень хорошо, когда им помогают справиться с проблемой родственники, друзья или специалисты по психологической реабилитации.
Первые признаки нарушения эмоционально-волевой сферы начинают появляться в период активного общения в коллективе сверстников, вот почему не стоит игнорировать любые отклонения в поведении ребенка. Данные расстройства довольно редко отмечаются как самостоятельное заболевание, зачастую они являются предвестниками или составляющими довольно серьезных психических отклонений:
— шизофрения;
— депрессия;
— маниакальный синдром;
— психопатия;
— аутизм.
Снижение интеллектуальной активности у детей проявляется в виде недостаточно полной регуляции эмоций, неадекватным поведением, снижением моральности, низким уровнем эмоциональной окраски речи. Умственная отсталость у таких больных может быть завуалирована неадекватным поведением в крайнем его выражении – апатия, раздражительность, эйфория и т.п.
Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере
Среди нарушений в сфере эмоционально-волевого выражения личности у взрослых выделяют:
1. Гипобулию – понижение воли. Больные с таким нарушением не имеют абсолютно никакой потребности в общении с окружающими людьми, их раздражает присутствие рядом посторонних, не способны и не хотят поддерживать беседу, часами могут находиться в пустой темной комнате.
2. Гипербулию – повышенное влечение во всех сферах жизнедеятельности человека, чаще это нарушение выражается в усилении аппетита, потребности в постоянном общении и внимании.
3. Абулию – резкое снижение волевых влечений. При шизофрении данное расстройство входит в единый симптомокомплекс «апатико-абулический».4. Компульсивное влечение – непреодолимая потребность в чем-либо, ком-либо. Данное чувство соизмеримо с животным инстинктом и заставляет человека совершать поступки, которые, в большинстве случаев, уголовно наказуемы.
5. Обсессивное влечение – возникновение навязчивых желаний, которые больной не может самостоятельно контролировать. Не удовлетворенное желание ведет к глубоким страданиям больного, все его мысли заполнены только идеями о его воплощении.
Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:
1. Эмоциональная гипервозбудимость.
2. Повышенная впечатлительность, страхи.
3. Моторная заторможенность или гиперактивность.
4. Апатия и равнодушие, безучастное отношение к окружающим, отсутствие сострадания.
5. Агрессивность.
6. Повышенная внушаемость, несамостоятельность.
Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений
Иппотерапия во всем мире получила массу положительных отзывов как при реабилитации взрослых, так и при реабилитации детей. Общение с лошадью доставляет огромное удовольствие детям и их родителям. Данный метод реабилитации помогает сплотить семью, усилить эмоциональную связь между поколениями, построить доверительные отношения.
Благодаря занятиям иппотерапией у взрослых, детей и подростков нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливается мотивация к достижению поставленных целей, повышается самооценка и жизненный тонус.
С помощью верховой езды каждый наездник может научиться управлять своими эмоциями плавно и без надлома со стороны психики. В процессе занятий постепенно снижается выраженность страхов, появляется уверенность в том, что общение с животным необходимо обоим участникам процесса, повышается собственная значимость у замкнутых лиц.
Обученная и все понимающая лошадь помогает детям и взрослым справляться с поставленными целями, приобрести новые навыки и знания, стать более открытыми для общества. Помимо всего, иппотерапия развивает высшую нервную деятельность: мышление, память, концентрацию внимания.
Постоянное напряжение мышц всего тела и максимальная собранность на уроках верховой езды улучшает равновесие, координацию движений, уверенность в собственных силах даже у тех обучающихся, которые не могут принять ни одного решения без помощи посторонних.
Различные виды иппотерапии помогают снизить тревожность и депрессивное настроение, забыть о негативных переживаниях и повысить бодрость духа. При достижении поставленных целей на занятиях позволяют развивать волю и выносливость и сломать внутренние барьеры своей несостоятельности.
Некоторым ученикам настолько нравиться общение с животным, что они с удовольствием начинают заниматься конным спортом в школе для инвалидов. В процессе тренировок и на соревнованиях отлично развивается волевая сфера. Они становятся более напористыми, целеустремленными, улучшается самоконтроль и выносливость.
Источник: http://ippoterapia.kharkov.ua/poleznaya-informatsiya/73-emotsionalno-volevye-rasstrojstva