Симптомы болезни — нарушения голоса у ребенка

Содержание

Нарушения голоса

Симптомы болезни - нарушения голоса у ребенка

Нарушения голоса – группа ых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.

), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами.

В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Классификация нарушений голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами ых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения ого аппарата.

В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность ого аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными ыми нагрузками, несоблюдением ого режима при респираторных заболеваниях.

Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой ого аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием ых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения ой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие ые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий.

К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем.

В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание ых складок, что проявляется осиплостью голоса, ым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания ых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Диагностика

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом.

Для выявления анатомических или воспалительных изменений ого аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции ых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани.

Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения ого аппарата в динамике.

Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и ой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Коррекция нарушений голоса

лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению ого режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани ых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект.

Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий.

При грубых анатомических изменениях ого аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения.

Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных ых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи.

Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий ой режим.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysphonia

Симптомы болезни — нарушения голоса у ребенка

Симптомы болезни - нарушения голоса у ребенка
Нарушения у взрослых Нарушения у детей

Нарушения и их причины по алфавиту:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Голос — любая совокупность звуков, образуемая ым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение). Голосовой аппарат — комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Речь является основным средством выражения мыслей людей. Это физиологический процесс, требующий координированной работы лег­ких, трахеи, гортани (ого аппарата), глотки (горла), рта, языка, зубов, губ и неба.

Как и все сложнокоординируемые действия, речь формируется в процессе обучения, которое на­чинается в младенчестве. Для достижения мастерства необходимы годы.

В течение этих лет ребенок иног­да неправильно произносит слова, у него могут воз­никать проблемы с ритмичной и гладкой речью, по­рой он говорит слишком тихо или слишком громко.

Клиническая классификация (в основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности): Дисфония — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений ого аппарата. Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Заикание (логоневроз) — нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения. Логопед
Сурдолог
Фониатр Дефектолог

Отоларинголог

Вы заметили нарушение голоса у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушился голос у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.

Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву «г»:

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/84

Что способствует нарушению голоса у ребенка и взрослого

Симптомы болезни - нарушения голоса у ребенка

Расстройства в области ой функции называются нарушением голоса. Такое состояние может быть обусловлено возникновением патологий в голосообразующих органах.

Нарушения голоса вполне возможны в следующих проявлениях:

  • высотой;
  • утомлением ых связок;
  • постоянным раздражением в горле;
  • невысокой силой.

Что такое нарушения в голосе

В основном, коррекция и устранение препятствий, которые не дают развиваться голосу в полную силу, устраняются путем воздействия медицинских и клинических мероприятий. Комплексное лечение включает в себя следующие шаги:

  1. хирургическое вмешательство;
  2. приемы психотерапии;
  3. ФТЛ;
  4. медикаментозное воздействие.

А также воздействие в сфере логопедических мероприятий:

Нарушения в голосе – это целая группа расстройств в области ых функций. Такие патологии характеризуются зачастую либо полным, либо частичным прекращением фонации. Патологии чаще всего проявляются у лиц, чьи профессиональные обязанности связаны с использованием голоса:

  1. лекторы;
  2. певцы;
  3. актеры;
  4. преподаватели.

То есть круг тех людей, кто постоянно испытывает сильную нагрузку на речевой аппарат. А также такие нарушения могу быть в следующих случаях:

  • пубертатный период у юнцов;
  • дети с нарушениями речи;
  • нарушение речевых функций в связи с травмами.

Также у детей и взрослых встречается отсутствие фонации на фоне заболеваний таких, как:

По статистическим данным, фонетическим патологиям подвержено:

  • около 55 % людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат;
  • около 15 % детей в период подростковой мутации;
  • около 40 % детей с проблемами в речи.

Такая проблема, как ые нарушения, наносит следующие разрушительные последствия:

  1. невозможно полноценно развить коммуникационные качества;
  2. сдвиг в плане психоэмоционального фона;
  3. существенные ограничения при выборе профессионального пути.

Рассматриваемая проблема – это медико-социальная проблематика, которая изучается и медицинскими, и педагогическими дисциплинами, а именно:

  • отоларингологией, в том числе разделом узкой специализации, то есть фониатрией;
  • либо дисциплиной, которая изучает психиатрию;
  • либо логопедией.

Как классифицируются нарушения голоса

Голосовые нарушения классифицируются следующим образом:

  1. Дисфония – это нарушение, но частичное, либо высоты, либо тембра или, например, силы голоса. Признаки такого проявления – это сиплость и глухость голоса, а также ые срывы.
  2. Афония – отсутствие голоса. Здесь человек может говорить только шепотом.

Механизм расстройств фонации различается по следующим позициям:

  • Нарушения могут быть функциональные:
    • центральные. Афония на фоне психических расстройств и мутизм, связанный с истерией;
    • периферические нарушения, а именно фонастения и т. д.
  • Нарушения также могут быть органические.

Причины такой патологии

Причины нарушений голоса – отнесенные к органическим и центральным связывают с парезами и параличами ых связок, что, в свою очередь, обусловлено стволовыми поражениями мозга или коры мозга, то есть тех участков, где проходят нервные пути. Детский церебральный паралич – одна из причин нарушения ых функций у детей.

Периферические нарушения органического порядка в ряде причин имеют воспалительный патогенез либо врожденные или приобретенные анатомические аномалии в речевом аппарате. В их число можно внести следующие:

  1. ларингиты, перешедшие в разряд хронических;
  2. парезы периферические;
  3. ожоги и травмы гортани;
  4. паралич, когда поражается возвратный нерв;
  5. последствия ларингоэктомии или резекции самой гортани.

Функциональные нарушения ой деятельности человека встречаются также при отсутствии органических предпосылок. Такие нарушения относятся к психогенной афонии и встречаются после острой фазы ситуации, которую можно отнести к психологически травмирующей. В основном жертвами такого состояния становятся женщины, склонные к острым невротическим реакциям, и дети.

Функциональные патологии периферического характера в сфере нарушения ых функций могут возникнуть при следующих причинах:

  • сильные нагрузки на ой аппарат;
  • нарушение режима ой функции при респираторных заболеваниях.

Патологии в эндокринной сфере, курение в раннем возрасте и усиленное давление на речевой аппарат вызывают патологическое мутирование голоса у подростков.

Гипотонусная дисфония и афония чаще всего встречаются из-за пареза на внутренних мышцах гортани, к такой патологии могут привести следующие заболевания:

  1. острое ОРВИ;
  2. грипп;
  3. чрезмерная нагрузка на связки;
  4. дифтерия.

Симптомы органических нарушений

Среди тех симптомов, которые относятся к органическим нарушениям голоса, чаще всего встречаются такие, как:

  • утрата звучания голоса;
  • дефекты, выражаемые в глухости голоса;
  • быстрая утомляемость при незначительных нагрузках;
  • порой отсутствие возможности нагрузки на речевой аппарат.

Также характерными симптомами органических патологий являются следующие:

  1. боль и давление;
  2. чувство першения и саднения;
  3. царапанье.

Если это периферический паралич и гортанный парез, то речь может и вовсе отсутствовать или быть сиплой и хриплой. Также иногда проявляются такие признаки, как:

  • скорое утомление;
  • кашель рефлекторный;
  • першение;
  • расстройство при дыхании.

А также такие патологии могут быть связаны с опухолями гортани различного патогенеза, которые развиваются с течением времени. И даже если происходит крайне щадящие вмешательство в область гортани, то немедленно следуют патологии, которые влияют на чистоту речи.

Если при оперативном вмешательстве удаляется гортань, то у человека полностью исчезает функция ая, так как трахея и глотка разобщены.

При глоточных параличах и парезах, которые могут происходить вследствие анартрии и дизартрии, речь звучит очень слабо и тихо, а также наблюдается прерывистость и глухость, с легким назальным оттенком.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Симптомы в ходе функциональных нарушений голоса в зоне периферических нарушений проявляются при профессиональных заболеваниях у тех людей, чья деятельность связана с варьированием голосом. Начинаются проявления фонастении, а именно:

  1. невозможность усиления или ослабления ых функций;
  2. осечки речи;
  3. хриплость.

Фонастения, в основном, лечения не требует, потому что после необходимого отдыха голос восстанавливается самостоятельно.

При патологических мутациях симптомами могут быть следующие ситуации:

  • сохраняется высокое звучание в голосе даже после прохождения пубертатного периода;
  • голос становится неустойчив, с непроизвольным чередованием высоких и низких звуков.

Мутизм истерический или афония, возникшая на психоэмоциональной почве, ознаменована симптомами полного отсутствия ого воспроизведения. То есть человек не может воспроизвести речь даже шепотом.

При этом сохраняется функция звучного смеха или кашля.

Нарушение голоса на психоэмоциональном фоне может быть очень длительным и характеризоваться неоднократными рецидивами даже после восстановления речевых функций.

Диагностика нарушений голоса

Диагностические мероприятия, которые должны выявить патологии, которые повлияли на купирование нормального функционирования ых связок, проводятся различными специалистами. А именно последствия, которые организовали снижение речевых функций у человека, диагностируются следующими врачами:

  • невролог;
  • логопед;
  • фониатор;
  • отоларинголог;
  • психотерапевт.

К диагностическим процедурам относятся такие, как:

  1. ларингоскопия – это процедура, которая выявляет воспалительные либо анатомические изменения речевого аппарата;
  2. стробоскопия – с помощью такого действия оценивается функциональная деятельность ых связок;
  3. МСКТ гортани и рентгенография диагностируют опухолевые патологические поражения;
  4. электромиография – помогает получить необходимый объем данных о функционировании мышц гортани;
  5. электроглоттография делается для оценки изменений в речевом аппарате в динамике.

Все диагностические мероприятия включают в себя, в том числе, и следующие действия:

  • объективная оценка анамнеза;
  • оценка жалоб человека;
  • анатомические индивидуальные особенности;
  • голосообразующие характерные изменения;
  • атаки ые;
  • дыхание на физиологическом и фонационном уровне;
  • интонационные и темпо-ритмические характеристики голоса.

То есть прежде чем начинается комплексная лечебная коррекция или устранение патологий, делается объективная оценка при учитывании всех необходимых данных.

Коррекция нарушения голоса

Лечебные мероприятия, направленные на коррекцию и устранение патологий в речевом аппарате, полностью зависят от характера расстройств и причин, повлекших изменение фонации.

Например, нарушение голоса у детей логопедия будет не способна исправить, если утрата произошла вследствие психологической травмы.

Поэтому после того, как происходит выявление причин, начинаются коррекционные мероприятия и работа, направленная и лечение.

Если у ых нарушений корень проблемы лежит в патологии функциональности, то здесь первоочередные меры, это:
  1. лечение, которое действует общеукрепляюще;
  2. массажирование передней стенки шеи;
  3. приемы ЛФК;
  4. прописывается курс физиотерапии;
  5. назначается соблюдение режима речевого воспроизведения.

Если имеют место органические нарушения, то медикаментозная терапия назначается как местно, так и в общем режиме:

  • применение прописанных лекарственных препаратов;
  • укрепляющие ингаляции;
  • хирургическое обрабатывание ЛОР-патологий;
  • удалений избыточных наростов тканей;
  • применение препаратов (локальное).

Для предупреждения осложнений коррекционную работу с ым аппаратом следует начинать сразу же после выявления проблемы, потому что любое промедление может патологически отразиться на функциях ой передачи и значительно усложнить работу врачей.

В основном медицинские мероприятия, направленные на устранение патологий, это:

  1. приемы психотерапии;
  2. коррекционные дыхательные упражнения;
  3. развитие артикуляции.

Профилактика патологии

Профилактическая работа до появления патологии очень важна, и такие мероприятия должны обязательно проводиться у людей, чьи профессиональные обязанности связаны с риском нарушения функций голоса. От интенсивности профилактики также полностью зависит возможное возникновение нарушений в работе речевого аппарата.

Если у человека наблюдаются сильные анатомические патологии, то профилактика также важна, потому что значительно облегчает больному течение лечения.

Для того чтобы избежать нарушений работы ых связок, необходимо сформировать правильную работу аппарата, который помогает и дает возможность пользоваться ыми функциями, а именно:

  • хорошо помогает профилактика простудных заболеваний;
  • необходимо отказаться от курения и алкоголизма;
  • принимаемая пища должна быть теплой;
  • напитки не должны сильно переохлаждать горло;
  • голосоподача должна быть освобождена от резких перепадов.

У людей, чья работа связана с нагрузкой на голос, есть особенная необходимость любую простуду лечить при постельном режиме и не допускать переохлаждения ых связок. Потому что если есть необходимость и дальше использовать свой ой аппарат в полной мере, то необходимо уделять ему должное внимание.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/golos/narusheniya-golosa.html

Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция

Симптомы болезни - нарушения голоса у ребенка

Нарушения голоса — группа расстройств ых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе.

В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить.

При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации — по степени и по происхождению с механизмом протекания.

Степень нарушения голоса:

  • дисфония — пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • афония — громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы — анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.

Нарушения голоса из-за функциональных расстройств:

  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление ых связок и патологические изменения звучания голоса — мутации).

При лечении и коррекции нарушений голоса причины его патологического изменения являются факторами, определяющими ход терапии, план коррекционной работы.

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении ого режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг.

    В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.

  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания.

    Например, синдром Дауна.

  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на ых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.

  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы.

    Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.

  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен.

В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию — исследование ых связок под нагрузкой.

Задача логопеда — изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика — это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера — хирургическое вмешательство;общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Профилактика

Помимо соблюдения ого режима, важно научить не форсировать голос — не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей — универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла — семечки, сухарики.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narusheniya-golosa

Нарушение голоса у детей (стр. 1 из 4)

Симптомы болезни - нарушения голоса у ребенка

Речь является средством общения людей и формой речевого мышления. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослого была образцом для детей.

Основное значение человеческой речи служит средством общения между людьми. При помощи речи мы можем поделиться с окружающими своими мыслями, чувствами, переживаниями, можем сообщить какую-либо важную информацию и т.п. Мы настолько привыкли к постоянному речевому общению, что почти перестаем его замечать и понимать его настоящую цену.

Нам кажется само собой разумеющимся, что в любой момент мы можем обратиться к кому-то с вопросом или ответить на заданный нам вопрос, о чем-то рассказать и прочее. И это действительно так, но лишь при условии, что человек владеет достаточно полноценной речью.

Когда же приходится общаться с людьми, страдающими сложными нарушениями речи, не говоря уже о полном ее отсутствии, то сложность их жизни, общения сразу становиться очевидной.

Многие из них не могут выбрать профессию по душе, не могут устроить нормальную свою личную жизнь, для многих крайне проблематичен простой поход в магазин или разговор по телефону, чаще трудно или даже невозможно даже спросить у прохожего, как найти нужную улицу или номер дома.

Кроме того, наличие у ребенка выраженных нарушений речи складывается на всем психическом развитии. Ведь любой малыш очень много узнает об окружающем мире благодаря тому, что задает взрослым тьму вопросов по каждому интересующему его предмету или явлению.

Часто при нарушениях речи психическое развитие замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни, скажется на формировании характера, приведет к отклонениям в его поведении.

Много неприятностей людям, страдающим речевыми расстройствами, доставляют так называемые вторичные отклонения, которые нередко возникают как реакции на речевой дефект.

Сейчас стали много уделять внимания на проблему нарушений речи детей, их профилактике. Одними из таких серьезных нарушений являются нарушения голоса. Поэтому данная тема достаточно актуальна.

2.1 Понятие голоса

Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленным голосом профессионального оратора или певца.

Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во-вторых, ее интонационную выразительность. Интонация оказывает сильное воздействие на слушателя.

Благодаря ей мы понимаем не только непосредственно слова и фразы, но и скрытый под ними подтекст.

Разнообразие интонаций достигается изменением высоты, силы, тембра голоса — его основных акустических характеристик.

А это значит, что каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все его богатые возможности.

Однако воспитанию голоса детей в семье и школе часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным с этим ым расстройством. Истинную цену голоса знает тот, кто потерял его или страдает стойкими его нарушениями.

Сила голоса определяется амплитудой колебания ых складок, измеряется в децибелах (Дб). Высота голоса характеризуется частотой колебательных движений ых складок.

Тембр голоса — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки; удивления, грусти, радости и т.д.

Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произношении фразы, текста.

Тембр характеризуется основным тоном — это первичный звук, образующийся при колебаниях всей длины ых складок; обертоном, который образуется при колебаниях отдельных отрезков ых складок. Чем больше обертонов, тем богаче, красивей, ярче голос.

Некоторые звуки, образующиеся голосом, называются тональными. Они образуются при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука, например: гласные а, э, и, о, у, ы.

Некоторые называются сонорными (звучными).

Их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени, например: согласные м, м,, н, н,, л, л,, р, р,, i.

2.2 Анатомо-физиологические механизмы голосообразования

Органы голосообразования относятся к периферическому отделу речедвигательного анализатора. Они через проводящие нервные пути связаны с соответствующими отделами коры головного мозга.

Поступающие от этих органов раздражения, сигнализирующие об их положении каждый момент покоя или движения, в коре головного мозга подвергаются анализу.

После этого из мозга на периферию поступают двигательные команды, непосредственно приводящие эти органы в движение.

Голосовой аппарат человека состоит из следующих трех отделов:

органов дыхания, обеспечивающих необходимую для голосообразования струю выдыхаемого воздуха;

гортани с ыми связками как непосредственно голосообразующего аппарата;

надставной трубы, то есть полостей рта и носоглотки, которые играют роль резонаторов, усиливающих образующийся в гортани звук и придающих ему индивидуальную тембровую окраску.

Резонатором называют полое тело, заполненное воздухом и имеющее отверстие. Резонатор усиливает звук и придает ему тембровую окраску. Основными резонаторами в процессе речеобразования являются грудной, ротовой и носовой, причем грудной резонатор часто называют «фундаментом голоса».

Излишнее участие носового резонатора в процессе речеобразования, чаще всего связанное с наличием нёбных расщелин или парезами мягкого нёба, приводит к появлению носового оттенка голоса — ринофонии, когда страдает только голос, или ринолалии, где наряду с голосом нарушается и звукопроизношение.

Голосообразующий аппарат показан на рисунке 1. Органом голосообразования является гортань.

Голосовые связки, которые расположены в гортани, могут находится в двух основных положениях — в сомкнутом и разомкнутом. Когда мы говорим, расположенные в гортани ые складки смыкаются.

Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение ых складок.

Механизм голосообразования: струя воздуха из легких при вдохе попадает в подскладочную область гортани и создает там давление, чем больше это давление, тем больше возникает напряжение в ых складках, тем большее сопротивление они оказывают этой воздухоносной струе. Это происходит в результате расширения гортани и натяжения ых складок.

По мере увеличения давления воздух с усилием прерывистыми мелкими толчками начинает прорываться между ыми складками и под давлением этого воздуха ые складки начинают ритмично колебаться, образуя этим первичный тон.

Эти колебания ых складок вызывают колебания частиц воздуха в резонаторных полостях, которые сообщаются с гортанью.

Все эти заполненные воздухом полости усиливают приходящий из гортани звук и придают ему характерную для каждого человека индивидуальную тембровую окраску, зависящую от конкретной величины и формы резонаторов.

По этой причине голос каждого человека глубоко индивидуален и неповторим, что позволяет нам легко узнавать людей по голосу. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полость носа и его придаточных пазух.

В них образуется основа для каждой звуковой речи. И дополнительные тона, которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук. При шепоте происходит смыкание дыхания передних отделов ых складок.

В момент дыхания ые складки находятся в расслабленном состоянии, образуя щель. Но обязательно нужно учитывать роль центральной нервной системы в голосообразовании.

И центральная нервная система обеспечивает координированную работу всех отделов и органов голосообразования.

Энергетический отдел является хорошей воздушной опорой для образования голоса. Надо знать условия правильного голосообразования.

Явление импеданса — это создание в надставной трубе, в надскладочной оболочке определенного давления. При условии наличия импеданса ые складки работают с малой закрытой энергией, но с хорошим акустическим эффектом.

Импеданс является защитным механизмом в работе ого аппарата. Самый большой импеданс у звуков м, н.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется не только тем, что полость рта может менять свою форму и объем, а также и работой гортани.

При образовании гласных (а, э, о, у, ы, и) выходящая струя воздуха

не встречает в ротовой полости преграды. И, наоборот, при образовании согласных, выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды. При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных и звонких согласных ые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.

2.3 Периоды становления голоса

Созревание голоса охватывает длительный период времени — от рождения и до наступления зрелости. Развитие гортани, а следовательно и состояние ой функции, зависит от функционирования половых желез и других желез внутренней секреции.

В связи с этим как в период полового созревания, так и в климактерический период у людей происходят существенные возрастные изменения голоса.

И вообще ая функция настолько тесно связана с соматическим и нервно-психическим состоянием человека, что об изменениях этого состояния в каждый данный момент безошибочно судить по голосу.

Существует много образных выражений для характеристики голоса: «радостный», «взволнованный», «злой», «угасший», «приветливый», «робкий» и т.п. — так и представляешь себе не только внутреннее состояние человека, но в некоторой степени даже его внешний вид на основании любого из приведённых здесь слов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/150770/narushenie-golosa-u-detey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.