Симптомы болезни — нарушения речи у ребенка
Содержание
Нарушение речи у детей: причины, классификация и лечение
Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, ые связки, головной мозг.
Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры.
Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.
Как проходит нормальное речевое развитие ребенка
Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:
- 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
- 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
- 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову – «му-му».
- 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно — это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
- 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».
Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.
Причины развития речевых расстройств у детей
Ребенок с асфиксией новорожденного (фото: www.2poloski.com)
Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:
- Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
- Травмы во время родов.
- Отягощенная наследственность – родственники страдали речевыми нарушениями.
- Вредные привычки матери в период беременности.
- Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
- Асфиксия новорожденного – кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
- Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
- Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
- Инфекции нервной системы – менингит, энцефалит.
- Ушибы головного мозга вследствие травм.
Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.
Виды нарушений речи у детей и их проявления
Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:
- Дисфония – проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
- Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.
- Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
- Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
- Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
- Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
- Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, ых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.
Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.
Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат
Тяжелые расстройства речи у детей
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение.
Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР).
Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:
- Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
- Афазия Брока – расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
- Афазия Вернике – в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
- Алалия – полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
- Дизартрия – нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.
При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами.
Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми.
Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.
Особенности детей с расстройствами речи
Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:
- Плохая память.
- Забывчивость.
- Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
- Невнимательность.
- Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
- Частые головные боли.
- Головокружения на уроках.
- Нередко встречается резкая смена настроения.
- Вспыльчивость.
- Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
- Высокая двигательная активность.
- Неусидчивость на уроках.
- Игнорирование замечаний учителя.
Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях – на приемах у логопеда.
Когда нужно обращаться к специалисту
Главное правило, которое обязаны помнить родители – постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:
- Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
- Вовсе не издает звуков.
- В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
- Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
- Не произносит легких предложений после 2-х лет.
- Заикается.
- Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
- Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
- Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
- Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.
Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии
Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.
Методы коррекции речевых расстройств у детей
Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:
- Артикуляционные занятия – деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
- Тренировка мышечного аппарата – воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
- Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
- Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.
Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.
Профилактика речевых расстройств в детском возрасте
Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте.
Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки.
Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:
- Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
- Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
- Не прерывать малыша, когда он говорит.
- Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
- Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
- Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
- Не говорить нецензурных слов.
- Играть в развивающие игры.
- Учить ребенка буквам с года или ранее.
Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком – самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.
Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/84-narushenie-rechi-u-detej.html
Нарушения речи у детей
Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.
Развитие речи у каждого ребенка происходит в собственном ритме, поэтому не все задержки или нарушения речи у детейнужно считать патологиями. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи по месяцам и годам:
- С рождения до 4 месяцев ребенок без нарушений речидолжен эмоционально реагировать на голоса взрослых, агукать, улыбаться, плакать.
- До года ребенок должен научиться произносить простые слоги «ма-ма-ма», «ав-ав» и т.д.
- От 12 до 18 месяцев ребенок должен знать имена родных, реагировать на них, узнавать указываемые предметы, знать их названия.
- До двух лет включительно ребенок учится использовать простые словосочетания с существительным и глаголом в составе.
- В 3 и 4 года ребенок без нарушений речи уже может составлять длинные предложения и относительно четко произносить звуки.
- К шести годам ребенок должен владеть более 2500 слов, иметь правильное произношение, уметь пересказывать события, правильно использовать времена.
Нарушения речи у детей диагностируют в случае заметного отставания от этих приблизительных норм. Помимо задержки речевого развития, существует несколько видов нарушений речи у детей, которые, также могут встречаться и у взрослых.
Причины нарушения речи у детей:
Основные факторы, приводящие к нарушениям речи у детей делятся на внешние и внутренние, иногда они могут сочетаться. Итак, что влияет на развитие нарушений речи у детей:
- Внутриутробные патологии, наследственность
- Родовые травмы, недоношенность
- Заболевания, травмы матери во время вынашивания ребенка
- Употребление матерью алкоголя, курение, пребывание в плохих условиях среды, прием лекарств
- Стрессы матери
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни, травмы
- Нарушения слуха
Часто причиной нарушений речи у детей является среда и окружение. Для нормального развития, ребенку необходимо внимание и общение с родителями. К сожалению, даже в благополучных семьях, с детьми могут недостаточно заниматься и общаться: ребенок играет с планшетом, телефоном, игрушками, но эти вещи никак не развивают его речь.
Иногда родители не пытаются спровоцировать разговор с ребенком – они угадывают его желания, сразу выполняют просьбы и т.д. Таким образом, ребенок просто не испытывает потребности говорить. Кроме того, ребенку необходимы постоянные новые впечатления, в однообразных бытовых условиях развитие ребенка замедляется.
Виды нарушений речи у детей:
- Дисфония (афония) – изменение ого аппарата посредством напряжения и спазма в связках. При этом заболевании голос становится хриплым, меняются высота и тембр.
- Брадилалия – правильная, но сильно замедленная речь. Существует обратное этому нарушение речи – тахилалия. В этом случае речь сильно ускорена, могут пропускаться или повторяться отдельные слоги.
- Заикание – нарушенная ритмика речи, возникает из-за судорог в речевом аппарате.
- Дислалия – нарушение речи, связанное с затруднением произношения отдельных фонем, например, шепелявость и картавость.
- Ринолалия – гнусавость
- Дизартрия – происходит из-за плохой подвижности органов речи, в результате страдает артикуляция. Приводит также к нарушениям письма, чтения и речи в общем.
- Алалия — возникает из-за недоразвитости речевых центров мозга. Заболевание может быть врожденным или приобретенным.
- Афазия — означает утрату уже сформированных функций и вызывается поражением речевых зон лобной коры. При этом серьезном нарушении речи, у детей наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную к ним речь и говорить самому.
К наиболее серьезным нарушениям речи относят алалии, афазии и их виды.
Лечение нарушений речи у детей
Лечение нарушений речи у детей проводят в нескольких направлениях – это логопедическая, психологическая, педагогическая, неврологическая работа с возможным применением лекарств. Огромное значение в успешности лечения играет участие родителей и обстановка в семье.
Если с небольшими нарушениями речи может справиться детский логопед, то такие заболевания как различные алалии требуют комплексного подхода и участия нескольких специалистов, а само лечение может быть достаточно продолжительным.
В большинстве случаев лечения нарушений речи заметна положительная динамика. Однако, в школе у ребенка с алалией и афазией могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Для улучшений интегральных свойств мозга, детям нередко назначают ноотропные препараты, улучшающие память, нейронные связи, стимулируют психические процессы.
Родители должны помнить, что нарушения речи у детей в дошкольном возрасте могут повлечь последствия в дальнейшем, если не приступить к их коррекции и лечению.
Источник: https://klinika-zdorovya.ru/diseases/narusheniya-rechi-u-detey/
Нарушение речи причины, способы диагностики и лечения
Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.
У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы.
У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга.
Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.
Причины нарушения речи
Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:
- внутриутробными патологиями, которые проявляются от 4 до 16 недели беременности;
- эндокринными и вирусными заболеваниями, которая перенесла мать во время вынашивания будущего ребёнка;
- родовыми травмами и асфиксией — нарушением дыхания и спровоцированным этим кислородным голоданием мозга;
- болезнями, которые ребёнок переносит в первые годы жизни, например, менинго-энцефалитами, инфекционно-вирусными заболеваниями и даже серьёзными желудочно-кишечными расстройствами;
- травмами головы, которые сопровождались сотрясением мозга;
- генетической предрасположенностью, наличием случаев нарушений в семейном анамнезе.
Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.
Типы нарушений работы ого аппарата
Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы.
При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки.
В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:
Дизартрия
Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.
Заикание
Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.
Дислалия
Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:
- физиологической — нормальным явлением в детском возрасте, которое проходит само по себе;
- аудиогенной — связанной с дефектом слуха, при котором пациент не может распознать звук;
- функциональной — развивающейся из физиологической при отсутствии помощи логопеда.
Афазия
Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:
- афазия Брока — развивается при поражении двигательного речевого центра;
- сенсорная — возникает при проблемах в левой височной доле мозга;
- кондуктивная — связана с поражением соединений в фронтальной и височной долях.
Методы диагностики
В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.
К какому врачу обратиться
Если речевые нарушения обусловлены поражениями головного мозга, обратитесь к неврологу. Физиологические дефекты артикуляционного аппарата устраняет хирург. Расстройства речевой функции у детей лечит логопед, а у пожилых людей — психиатр, невролог.
Невролог • Мануальный терапевт
Стаж 22 года
Невролог • Иглорефлексотерапевт
Стаж 13 лет
Массажист • Кинетрак
Стаж 14 лет
Физиотерапевт
Стаж 33 года
Лечение нарушений речи
В клинике ЦМРТ подбирают стратегию лечения, в зависимости от конкретного расстройства. Например, заикание лечат у логопеда, который проводит специальные занятия и обучает родителей домашней терапии.
При дизартрии занятия у логопеда дополняют медикаментозными препаратами, физиотерапевтическими процедурами, лечебными ваннами, иглоукалыванием.
При афазии курс лечения направлен как на коррекцию речи, так и на устранение причины проблемы и может быть медикаментозным или хирургическим.
Последствия
Прогноз и возможные осложнения зависят от вида нарушения:
- дизартрия преимущественно хорошо поддается коррекции, проблему можно устранить полностью, но в тяжёлых случаях возможно только частичное улучшение произношения звуков;
- заикание опасно нарушениями социализации: ребёнок может избегать общения, ощущать свою неполноценность, стать пугливым и раздражительным;
- дислалия поддается полному излечению, особенно при выявлении и начале коррекции в дошкольном возрасте;
- афазия хорошо поддается коррекции в раннем детском возрасте, сложнее всего лечить акустико-гностическое нарушение в возрасте 5-7 лет, которое чревато потерей речи.
Профилактика нарушений голоса
У детей. Будущей матери стоит ответственно подойти к планированию беременности: отказаться от вредных привычек, вылечить хронические болезни еще до зачатия. Во время вынашивания ребёнка стоит поддерживать иммунитет и избегать любых заболеваний.
Во взрослом возрасте. Чтобы не допустить проблем с речью у взрослых пациентов, важно выполнять меры профилактики против инсульта — следить за давлением, при необходимости принимать лекарства от гипертензии, избавиться от лишнего веса, отказаться от вредных привычек. Также стоит регулярно проходить плановые осмотры у онколога.
Источник: https://cmrt.ru/simptomy/narushenie-rechi/
Нарушения речи у детей
Психиатрические проблемы и специфические нарушения речи часто связаны. Первый вариант – причина их может быть едина – аномалии мозга, препятствующие «высшим функциям».
Нарушения речи могут быть также вызывать фрустрацию и изоляцию, поскольку речь является мощным орудием мышления и решения жизненных задач, это средство получения чего-либо от людей.
Третий вариант – одно и то же расстройство социального общения речевым психотерапевтом может быть истолковано как проблема речи, а специалистом по психическому здоровью – как психиатрическая проблема.
Эпидемиология
Существуют разные оценки распространенности специфических нарушений речи. Это вызвано в том числе отсутствием единого определения и единых диагностических критериев расстройств речи у детей.
Существуют тяжелые и устойчивые расстройства, что приводят к существенным социальным нарушениям и возникают у малышей с нормальным уровнем интеллектуального развития.
Это довольно редкие явления – менее 0,1% от всех случаев расстройств речи.
Также существуют широко определенные науршения речи у детей, распространенность которых достигает от 15 до 25%. Но у многих таких детей относительно небольшие задержки или проблемы с артикуляцией, которые либо не приводят к социальным нарушениям, либо приводят к небольшим, и сводятся «на нет» без лечения.
У 1-5% детей школьного возраста могут быть значительные проблемы с речью. В основном расстройства речи встречаются у мальчиков и парней. Соотношение с пораженным женским полом составляет 2-3:1.У детей могут быть проблемы с:
— артикуляцией (нарушено образование звуков)
— просодией (нарушено выражение и понимание тона голоса и интонации собеседника)
— синтаксисом (нарушения касаются образования и понимания грамматически правильных предложений)
— семантикой (нарушена способность кодировать значение словами и декодировать значение из слов)
— прагматикой (нарушена способность использовать речи и понимать контекст, чтобы улавливать скрытые посылы, которые не выражены в сказанном явно).
Виды нарушений речи у детей:
1. Фонологически-синтаксические
Проблема возникает не с содержанием речи, а с формой. Ребенок имеет желание коммуницировать, но у него проблемы с синтаксисом, артикуляцией или с тем и другим. Бывают случаи сугубо артикуляционных проблем. Сверстники могут дразнить таких детей.
Если у ребенка расстройства экспрессивной речи, то речь развивается в более позднем возрасте, чем обычно, и синтаксические структуры на несколько лет отстают от возрастного уровня.
Понимание нормальное, но артикуляция может быть также не совсем правильной.
Более редко случается расстройство рецептивной речи – когда у ребенка проблемы с экспрессией речи, а также с ее пониманием и произношением (артикуляцией).
2. Семантически-прагматическое
Проблемы не с формой речи, а с ее использованием и содержанием. В типичных случаях артикуляция и синтаксис нормальные, формальные тесты речи ребенок проходит успешно, но у него есть проблемы с повседневными разговорами и пониманием, которые родителям и учителям трудно описать. Сказанное ребенок часто понимает буквально, не может уловить контекст.
Когда ребенок что-то рассказывает, он не фиксирует в речи ключевые детали, потому связанная последовательность рассказа нарушается. Речь часто звучит как бессвязный монолог.
Существуют так называемые просодические нарушения, включающие аномальные интонации и монотонное произношение.
Точно не описана связь между семантически-прагматическим расстройством и расстройствами аутистического спектра.
3. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая афазия
Такое расстройство встречается редко, проявляется как потеря речевых навыков после нормального развития ребенка. Данный синдром начинается у детей с 3-х до 9-ти лет.Потеря не случается резко, на это требуются месяцы, но бывают случаи, когда потеря речи более быстрая. Сначала ребенок всё хуже воспринимает устную речь.
У родителей при этом иногда возникают подозрения на глухоту, но при походе к доктору оказывается, что пороги слышимости в пределах нормы.
После потери понимания наступает потеря ребенком экспрессивной речи. Приблизительно у 50-70% пораженных детей возникают припадки – генерализированные или простые парциальные.
Случаются они в основном в ночное время. Сначала ребенок рассеянный, тревожный, бывают вспышки гнева. Родители могут принять невосприимчивость ребенка за злой умысел.
У пораженных детей бывает гиперактивность в некоторой степени.
Сопутствующие учебные трудности
При тяжелых и устойчивых расстройствах речи есть большой риск трудностей в учебе, даже при нормальном интеллектуальном уровне ребенка, который оценивают по невербальным методикам.
В основном могут быть проблемы с чтением и правописанием, но не исключены трудности с математическими науками. При расстройствах рецептивной и экспрессивной речи риски больше, чем при проблемах с произношением.
Если проблемы у ребенка только с артикуляцией, трудностей в учебе может не быть.
Сопутствующие психиатрические и личностные проблемы
Многие исследования показали, что у детей с проблемами речи повышенные психиатрические риски. Психиатрические проблемы могут появиться либо по причине расстройств речи непосредственно, либо по той же причине, по которой появились и сами речевые расстройства.
Большой риск тревожных расстройств, проблем с социальными отношениями и дефицита внимания. Более заметны такие проблемы у старших детей. При низком интеллекте могут быть психопатологии – риск выше, чем у детей с нормальным IQ. Эмоциональные проблемы могут быть при расстройстве рецептивной, экспрессивной, артикуляционной речи.При рецептивных проблемах с речью большой риск социальных нарушений, что похожи на аутистические. Они проявляются больше по мере взросления ребенка.
Согласно одному исследованию, неспособность устанавливать дружеские или любовные взаимоотношения во многих случаях отражала первичный недостаток социального интереса и навыков, а не была вторичным следствием социальных ограничений, которые были спровоцированы трудностями в общении.
Диагностика Нарушений речи у детей:
Дифференциальный диагноз и оценка
Следует отличать речевые расстройства (нарушения) от нарушений слуха. Необходима адекватная оценка слуха. Задержка речи может проявляться в рамках генерализованной недостаточной обучаемости, потому важны тексты общей умственной способности. При тяжелых проблемах с речью применяют тесты невербальных способностей.
С помощью тестов общей умственной способности также отличают избирательную потерю речевых навыков при синдроме Ландау-Клеффнера от общей потери когнитивных навыков при прогрессивных деменциях детского возраста.
Должна быть проведена общая психиатрическая оценка, потому что при расстройствах аутистического спектра может быть задержка и отклонения речи, аутистические расстройства даже могут начинаться с «регресса» развития, при котором теряются установившиеся речевые навыки.
Элективный мутизм – диагноз детей, которые понимают чужую речь, но сами говорят только с узкой группой малознакомых людей и только в специфических обстоятельствах.
Скорее всего, в большинстве случаев ключевым фактором является социальная тревога, но она может усугубляться сосуществующими небольшими проблемами с речью.
Существует много специфических тестов артикуляции, а также экспрессивной и рецептивной речи. К примеру, в США и Англии используют Основы клинического оценивания речи.
Лечение Нарушений речи у детей:
Вмешательства при расстройствах речи
Вмешательства оказывают значительный эффект при экспрессивных и фонологических расстройствах речи. При трудностях в рецептивной речи эффективность вмешательств не доказана.
При трудностях у детей в экспрессивной речи лечение, проводимое родителями под руководством специалиста, настолько же эффективное, как и лечение, которое проводят клиницисты.
Некоторые исследования показали, что у детей с фонологическими или рецептивными трудностями речи, лечение, проводимое клиницистами, более эффективно.
Прогноз развития речи
Прогноз развития речи зависит и от типа расстройства речи и от наличия сопутствующих когнитивных нарушений. Хуже прогноз, когда у ребенка низкий интеллектуальный уровень и расстройства речи.Самый высокий шанс выздороветь – у детей с чистыми артикуляционными проблемами. Минимальный шанс выздороветь у детей с расстройством рецептивной речи.
Ребенок с расстройством рецептивной речи и нормальным IQ может достичь достаточного прогресса к взрослой жизни для того, чтобы довольно хорошо общаться, но у него сохраняются в большей или меньшей мере дефициты речи.
Дефициты в использовании и содержании речи могут быть очень устойчивы, как показали некоторые исследования. При синдроме Ландау-Клеффнера единого прогноза нет, а если симптомы проявляются у детей до пяти лет, тяжелые проблемы будут устойчивыми.
Источник: https://u-doktora.ru/bolezni/narusheniya-rechi-u-detey
Нарушение и задержка речи у детей дошкольного возраста: виды и причины
Расстройство речи – это состояние, при котором человек испытывает трудности в процессе формирования звуков и предложений, необходимых для общения с окружающими. Обнаружив отклонения в развитии речи в раннем возрасте, можно эффективно скорректировать нарушения и не допустить осложнений в будущем.
Разновидности речевых расстройств у детей
Оценивая развитие ребенка, важно разграничивать развитие его речи и языка. Речевые расстройства характеризуются невозможностью ребенка произносить различные звуки и слоги, языковые расстройства проявляются в неспособности формировать предложения, выражать мысли и др.
Языковые нарушения у детей выражаются в:
- расстройствах экспрессивной речи;
- расстройствах рецептивной речи.
Первый вид нарушения характеризуется проблемами в выражении своих мыслей окружающим. Расстройство рецептивной речи характеризуется трудностями в понимании и восприятии разговора, поступающего от других.
Некоторые дети имеют только расстройство экспрессивной речи, другие – смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство речи. Дети с такими нарушениями обычно не имеют проблем со слухом или произношением слов.
Без лечения, проблема будет только усугубляться и может привести к эмоциональным проблемам и трудностям в учебе.
Если говорить о речевых расстройствах, то классифицируют следующие виды нарушений:
- нарушения разговорной речи;
- нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
К тяжелым нарушениям разговорной речи можно отнести:
- нарушение артикуляции (дизартрия);
- алалия;
- заикание;
- дислалия.
Нарушение артикуляции (дизартрия) характеризуется дефектами в говорении и происходит из-за повреждения или недоразвития речевого аппарата.
Алалия проявляется полным или частичным отсутствием речи, возникает из-за нарушений функций отделов мозга, отвечающих за речевые функции. У правшей – это левое полушарие, у левшей – правое. Разграничивают моторную (невозможность говорить) и сенсорную (невозможность понять разговор) алалию.
Заикание – это расстройство нервной системы, отличительной чертой которого является прерывание речи, нарушение ее ритма, повторение или протяжность отдельных слогов.
Дислалия характеризуется дефектами в выговаривании звуков при здоровом слухе и артикуляции. Звуки могут искажаться, смешиваться и замещаться. Данное нарушение затрудняет процесс освоения основ правописания и чтения в дальнейшем, и может привести к развитию нарушений в правописании, дислексии и дисграфии.
Дислексия (алексия) – неспособность в освоении навыков чтения. Часто ребенок с данным расстройством испытывает трудности при формировании звуков и букв и соединении их в одно слово. Учитывая эти факторы, дети с дислексией часто также имеют трудности в освоении базовых навыков, таких как, письмо, орфография, разговорная речь, и математика.
Дисграфия – неспособность к обучению, которое выражается в трудностях написать буквы или цифры, или поставить их в правильном порядке. Это проблема нервной системы, которая влияет на мелкую моторику, необходимую для освоения навыков письма.
Дискалькулия – неспособность к освоению математических основ, часто является самостоятельным симптомом, а не следствием других нарушений. Дети с таким расстройством могут теряться при подсчетах, продолжать считать на пальцах, в то время как их сверстники перестают так делать. Также ребенок может впадать в панику при мысли о математике.
Дискалькулия у детей школьного возраста может вызывать трудности в:
- оценке большего или меньшего среди двух чисел;
- освоении основ математики, таких как: сложение, вычитание, умножение;
- освоении дробей;
- понимании графиков, диаграмм;
- подсчете денег;
- запоминании телефонных номеров или почтовых индексов;
- определении времени.
к оглавлению ↑
Причины нарушений речи
Речь является одним из основных способов общения. Она развивается естественно, наряду с другими признаками нормального роста.
Нарушения речи у детей может быть как приобретенной, так и врожденной. Приобретенные языковые расстройства такие как, афазия, появляются в результате неврологических заболеваний или травм.
Причины нарушения речи у детей могут быть следующие:
- Внутриутробные патологии. В 1 триместре беременности происходит формирование нервной трубки плода, именно этот период очень критичен для будущего малыша. По статистике, у женщин, принимавших фолиевую кислоту в период вынашивания, ребенок реже имеет проблемы с речью.
- Наследственный фактор. Особенности строения и изменения в структуре или форме органов речевого аппарата (языка, губ, зубов и т.д). Эти изменения могут включать неправильный прикус, расщелины неба, короткую уздечку языка.
- Родовые травмы, следствием которых может стать такая патология, как ДЦП. Причиной отклонений и задержки в развитии ребенка могут быть преждевременные роды, когда малыш рождается весом менее 1,500 кг. Обвитие пуповиной, асфиксия (нарушение дыхания из-за недостатка кислорода), стимуляция родов также может приводить к некоторым последствиям в виде нарушений речевых функций.
- Голосовые расстройства. Могут быть вызваны ситуациями, когда воздух проходит из легких через ые связки, а затем через глотку, нос, рот и губы. Могут быть вызваны различными заболеваниями первых лет жизни.
- Неграмотная речь в семье, недостаток общения.
- Расстройства аутистического спектра.
Аутизм характеризуется отсутствием взаимодействия с внешним миром, может проявиться у ребенка в возрасте после 2-х лет.
к оглавлению ↑
Симптоматика заболеваний
Симптоматика речевых проблем у детей довольно разнообразна, в зависимости от расстройства.
Но имеются некоторые схожие признаки, такие как:
- задержка развития речи;
- неразвитость мелкой моторики;
- частое употребление междометий;
- проблемы в изучении новых слов;
- неспособность придать смысл предложениям, при возможности правильного произношения слов и звуков;
- ограниченное разнообразие структур предложений при разговоре;
- частые ошибки в словах;
- многократное повторение слов.
Дизартрия |
Из-за недоразвития речевого аппарата, у ребенка могут возникнуть трудности при жевании и глотании. |
Алалия |
|
Заикание |
|
Дислалия |
|
к оглавлению ↑
Процесс развития речи
Дети с расстройствами речи часто начинают говорить позже, чем их сверстники. Эта задержка речи не связана с уровнем их интеллекта.
Как правило, они имеют средний или выше среднего уровень интеллекта.
Хотя говорить о нарушениях речи у детей дошкольного возраста можно после достижения ребенком 2-летнего возраста, специалисты все же утверждают, что их можно заметить практически с первых дней жизни.
Процесс развития речи у ребенка можно условно разделить на группы:
- доречевой период;
- период речевого восприятия;
- период активного применения слов.
Доречевой период.
Начальный этап | До 2-х месяцев | Основным показателем правильного развития является крик ребенка, который малыш использует для демонстрации эмоций и болевых ощущений. В 1,6 месяцев, малыш должен следить взглядом за предметами и оборачивать голову в сторону источника звука. |
Второй этап | До 3-го месяца | Малыш гулит, произносит некоторые гласные звуки, сочетания гласных и согласных. |
Третий этап | До 5-го месяца | Активно реагирует на звуки, длительно всматривается в предметы. Свои звуки произносит более протяжно, прислушивается, воспринимая на слух. |
Четвертый этап | С 5-ти до 9-ти месяцев | Издает лепет. Произносит сочетание гласных и согласных в виде коротких слов (па-па, ма-ма). |
С 9-ти месяцев начинается период восприятия речи. До 1-го года жизни у ребенка формируется свой собственный словарный запас. В основном, малыш использует слова с одинаковыми слогами (ба-ба, дя-дя, ма-ма и т.д.) Издает звуки животных. Из-за незрелости слухового восприятия и артикуляции, малыш не в состоянии повторить более сложные слова и может путать слоги.
Период активного применения слов начинается после второго года жизни ребенка. В этот период словарный запас малыша должен насчитывать около 300 слов.
В период с 2 до 3 лет он начинает говорить предложениями, называет животных, бытовые объекты и предметы обихода. В речи использует наречия, местоимения, предлоги, склоняет слова в числах и падежах.В возрасте с 4 до 5-ти лет произносит звуки правильно, особенно «р», «л», обогащается словарный запас.
к оглавлению ↑
Отличительные характеристики детей с нарушением речи
В основном, причины проблем с речью кроются в неправильной работе центральной нервной системы.
Поэтому существуют некоторые особенности детей с нарушением речи, которые являются следствием специфической манеры поведения. Обычно, такие дети эмоционально неустойчивы, излишне агрессивны, раздражительны, беспокойны.
Могут наблюдаться проблемы с физическим здоровьем, которые проявляются в частых головных болях, головокружении, тошноте.
Дети с расстройствами речи быстро устают, плохо переносят духоту и катание на каруселях. У них может наблюдаться некоторая неуклюжесть, нарушение равновесия.
Особенности детей школьного возраста с нарушениями речи выражаются в невнимательности, рассеянности, низкой умственной способности.
к оглавлению ↑
Исправление детских речевых проблем
При нарушении развития речи у детей, следует обращаться за медицинской консультацией. Важно это сделать как можно раньше, до того, как ребенок пойдет в школу. Так как языковые расстройства могут негативно влиять на детей в ряде направлений, как социальных, так и академических. А также от того, насколько рано начато лечение, зависит эффективность проводимых мероприятий.
Только комплексная диагностика, которая включает в себя осмотр у отоларинголога, невропатолога, детского психолога и логопеда, поможет выявить отклонения в речевом развитии и скорректировать нарушения. Осмотр у лора поможет выявить или исключить патологии органов речи.
Невропатолог определит, есть ли у малыша нарушения в органах центральной нервной системы. Детский психолог определит способности к мышлению у ребенка, уровень интеллекта. Логопед проводит окончательную диагностику и основную работу по корректировке речи.
Важен комплексный подход в лечении, слаженная работа специалистов и активное участие родителей. Нередко работа с логопедом, психологом, невропатологом дополняется применением медикаментозного лечения в виде использования ноотропов.
Ноотропы – лекарственные препараты, которые оказывают влияние на психические функции мозга. Они улучшают память, интеллектуальные способности, таким образом, благотворно влияют на процесс обучения.Побочные действия от этих препаратов наблюдаются крайне редко.
Для предотвращения многих проблем с речью у детей, важно проводить профилактику разговорных расстройств у ребенка. Необходимо как можно больше общаться с малышом, начиная с первых дней жизни, устанавливать зрительный контакт. Слова нужно проговаривать четко и правильно, с многократным повторением. Важно развивать мелкую моторику, используя игры с пазлами, лепкой, конструктором.
Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/zaderzhka-rechi-u-detej.html