Симптомы болезни — нарушения волевой сферы
Содержание
Симптомы болезни — нарушения волевой сферы
Нарушения у взрослых Нарушения у детей
Нарушения и их причины по алфавиту:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я К нарушениям волевой сферы относят: Гипербулия — общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу.
Гипербулия — характерное проявление маниакального синдрома. Гипобулия — общее снижение воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.
Абулия — расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении. Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией.
Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности.
Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.Компульсивное влечение — более мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.
Шизофрения Маниакальный синдром Д епрессивный синдром Обсессивно-фобический синдром Психопатии Алкоголизм
Наркомания
Психиатр
Токсиколог
Нарколог
Вы заметили нарушение волевой сферы? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.
У Вас нарушилась волевая сфера? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.
Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.
Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.
Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.
Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.
Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.
Другие виды нарушений на букву «в»:
Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.
Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.
Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/54
Эмоционально волевые нарушения: причины, симптомы, лечение
Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.
Роль эмоций в жизнедеятельности человека
Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.
На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.
Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.
Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.
Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.
На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:
- Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
- Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
- Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.
Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.
Выделяют 2 эмоциональные группы:
- Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
- Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.
Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств
К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:
- Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
- Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
- Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
- Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
- Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
- Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
- Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
- Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
- Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.
Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере
Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:
- Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
- Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
- Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
- Компульсивное влечение — это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
- Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.
Синдромы эмоционально-волевых расстройств
Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.
Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:
- Гипотомия, характеризующаяся снижением настроения;
- Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность);
- Двигательная заторможенность.
Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль.
В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой.
То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события.
В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.
Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).
Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.
Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:
- Повышенное настроение по гипертимии;
- Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
- Двигательное возбуждение;
Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.
Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.
Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.
Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:
- Усиление инстинктов (повышение аппетита, сексуальности);
- Повышенная отвлекаемость;
- Переоценка личностных качеств.
Методы коррекции эмоциональных расстройств
Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.
Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие. Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса.
Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.
Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.
Психодинамический метод также включает в себя:
- Арттерапию;
- Непрямую игротерапию;
- Сказкотерапию.
Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.
Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.
Профилактика эмоциональных нарушений
Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.
Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.
врач-невролог Магдотева Лидия Рашидовна
Источник: http://umozg.ru/zabolevanie/emotsionalno-volevye-narusheniya.html
Нарушение волевой сферы
Первые признаки нарушения эмоционально-волевой сферы начинают появляться в период активного общения в коллективе сверстников, вот почему не стоит игнорировать любые отклонения в поведении ребенка.
Данные расстройства довольно редко отмечаются как самостоятельное заболевание, зачастую они являются предвестниками или составляющими довольно серьезных психических отклонений: Снижение интеллектуальной активности у детей проявляется в виде недостаточно полной регуляции эмоций, неадекватным поведением, снижением моральности, низким уровнем эмоциональной окраски речи.
Симптомы болезни — нарушения волевой сферы
Гипербулия — характерное проявление маниакального синдрома. Гипобулия — общее снижение воли и влечений.
Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних.
Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких. Абулия — расстройство ограничивающееся резким снижением воли.
Если здоровые желания и потребности человека отражают стремления его ПОДЛИННОГО Я. стремления к СТАНОВЛЕНИЮ.
то цели, которые ставит перед собой человек тщеславный, зачастую определяются его склонностью соответствовать образу своего ИДЕАЛЬНОГО Я, то есть, по сути, быть неким сфантазированным субъектом.
Во имя воплощения и торжества этого образа гордец отказывается от многих своих подлинных и насущных потребностей и желаний.
Например, при маниакальном состоянии повышение волевой активности проявляется главным образом в речевом и двигательном возбуждении, причем речевая продукция и движения носят целенаправленный характер, но нарушение внимания при этом лишает деятельность больных завершенности. Понижение волевой активности может наблюдаться при ряде органических поражений головного мозга (прогрессивный паралич, опухоль мозга, церебральный атеросклероз), депрессивных состояниях, шизофрении. Процесс активного внимания всегда связан с волевым усилием.
Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.К расстройствам волевой деятельности относятся: 1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека; 2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов; 3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения); 4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора). Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы: 1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений; 2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки; 3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа; 4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени.
4.1 Синдромы психомоторных расстройств. 5 Контрольные вопросы. 6 Расстройства влечений Психологическая, физиологическая и клиническая характеристика волевых процессов. Поведение человека может быть произвольным и непроизвольным. Примером непроизвольного поведения является, так называемое, «полевое поведение», когда действия человека полностью определяются ситуацией.
Все это повышает опасность несчастных случаев. Вероятность несчастного случая на производстве повышается и в условиях монотонной работы, что также приводит к заторможенности, «отключению», «засыпанию с открытыми глазами».
Исследованиями показано, что более устойчивы к ситуациям монотонии люди со слабым типом нервной системы. Они более длительно сохраняют должный уровень работоспособности и бдительности, чем лица с сильной нервной системой.
Патология волевой и произвольной регуляции Нарушения волевой сферы могут возникнуть на любом этапе волевого акта — как на уровне подготовительного звена (мотивационная и интеллектуальная компоненты), так и на уровне реализации волевого усилия.
Нарушения волевой активности и произвольной регуляции наблюдаются при многих заболеваниях, но механизмы их возникновения при них бывают разными.
Это развивающаяся способность, свойство личности, которое может страдать при патологии. Именно изучение типологии этих расстройств может, методом от противного, позволить сформировать естественнонаучную концепцию воли.
Типология волевых расстройств Клиническая психопатология относит все проявления психических расстройств к трем группам в соответствии с отделами рефлекторной дуги: поражения рецепторного отдела, поражения интрапсихической области, нарушения эффекторного звена.Гипербулия — состояние психики, для которого характерно значительное повышение активности больного, что проявляется в прожектерство, подвижности, непривычной для той или иной конкретной человека Так, больные с маниакально им синдромом много двигаются, ходят от одних знакомых к другим без необходимости, знакомятся на улицах и рассказывают, например, о своих проектах, изобретения и т.п. Если окружающие не знают о заболеваниях ния человека, считается очень деятельным и заинтересованным проблемами Подробнее знакомство с этой категорией больных свидетельствует, что повышенная активность в них сочетается с очень низкой производительностью Больные, я к правило, не доводя выбранную дело до конца, берутся за другую Вместе с тем больным паранойей присуща целенаправленная деятельность Так, больные с манией преследования заранее обдумывают план, как уничтожить и врагов, и в течение длительного времени пытаются осуществить его Гипербулия сопровождается также интенсивными эмоциональными состояниями, жестикуляции и мимикимімікою. Абулия — патологическое нарушение психической регуляции действий Оказывается в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и выполнить нужное действие, хотя необходимость его осознается Гли ибокий проявление абулии характеризуется отсутствием у больных внешних двигательных реакций — они неподвижно сидят или лежат Поэтому без помощи обслуживающего медицинского персонала они не в состоянии удовлетворения льняты элементарные жизненные потребности заторможен и речевые реакции В некоторых случаях при глубоких состояниях заторможенности деятельности нет оборонных рефлексеексів. Ступор (от лат stupor-оцепенение) При различных психических заболеваниях возникают тяжелые психопатологические расстройства, сопровождающиеся угнетением психической активности, что проявляется в полной нерухлы ивости, снижении всех видов чувствительности, отсутствие речиня. Различают несколько форм ступора: депрессивный, психогенный, кататонический т.д. Депрессивный ступор обычно наблюдается при маниакально-депрессивном психозе Больные не способны к каким-либо действиям или движений, на вопросы отвечают неохотно, отдельными словами, на лице застыли й выражение тоски и скорбии. при психогенной ступоре больные неподвижны, отсутствует речевое общение с окружающими, но при разговоре о травмирующую ситуацию, которая обусловила это состояние, больные обнаруживают ту или иную эмоциональную и вегетативную ре еакцию (плачут, краснеют, бледнеют. При китатоничному ступоре больные неподвижны, они часами могут сидеть, лежать или стоять, не меняя позы результате повышения тонуса мышц попытка изменить положение тела не удастся всего состояние ру Ухов заторможенности проявляется в том, что больные спонтанно принимают так называемую внутриутробную позу с прижатыми к туловищу конечностями Двигательная пассивность, при которой тонус мышц снижен и больному лег ко можно придать любого положения, в котором он застывает, называется каталепсия, или восковой гибкостьюстю. Кататонический ступор может сопровождаться симптомом негативизма Больной оказывает немотивированную противодействие при любой попытки повлиять на него, например, при проведении медицинских процедур, кормлении, одевании и На просьбу показать язык, открыть глаза больной судорожно сжимает челюсти, закрывает векки. Одним из проявлений негативизма, который длится от нескольких часов до нескольких месяцев, является длительное молчание (мутизм) — немота при сохранении понимания речи окружающих и при отсутствии органических поражений языковые них центров Иногда кататонический ступор меняется кататоническим возбуждением Больной выполняет бессмысленные движения, может быть агрессивным и опасным для окружающих Возбуждение может проявляться в однообразных движениях а ибо в произнесении одних и тех же слилів. К нарушениям свободы и поездов относятся и нарушения в сфере инстинктов — пищевого и полового Клинические расстройства влечений могут проявляться в ослаблении их, повышении и извращении попыток к удовлетворению ин стинктивних потребностиб. Расстройствами поездов считают так называемые импульсивные влечения, которые проявляются в непреодолимых попытках реализовать их К ним относятся поезда к бродяжничеству (Дромомания), краж без корыстных целей (кле ептомания), поджог (пиромания) В основном они наблюдаются у лиц психопатического склада характерру. К расстройствам двигательного акта принадлежит апраксия (от греч арrахиа — бездействие) — нарушение целенаправленного действия при сохранении элементарных движений, составляющих ее Больной теряет способность пользоваться ся предметами по назначению, например, не может одеться, зажечь спичку тощщо. В практике к расстройствам волевой сферы относятся и сексуальные извращения, среди которых: мазохизм (желание чувствовать физическую боль или моральное унижение, который наносит сексуальный партнер), садизм (полового в удовольствие достигают в процессе задачи партнеру физической боли), гомосексуализм (сексуальное влечение к лицам своего пола), зоофилия (совершения полового акта с животными) тощ. Как отмечал В М Бехтерев, эти расстройства развиваются рефлекторно, тогда как та или иная вещь или процесс является условным сигналом к.
Эмоционально волевая сфера личности
Воля – способность, которая проявляется во время регулирования своей деятельности. С рождения человек ей не обладает, так как, в основном, все его действия основаны на интуиции. По мере накопления жизненного опыта начинают проявляться волевые действия, которые становиться все сложнее.
Важно то, что человек не просто узнает мир, а и пытается каким-то образом подстроить его под себя.
Именно это и есть волевые действия, которые являются очень важными показателями в жизни. Волевая сфера личности чаще всего проявляется, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания.
Неполнота моциональной жизни вызывает у детей различные психические растройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к аппатии и большому интересу к вещам, ем к людям, у других — гиперактивность с уходомв ассоциальную и криминальную деятельность.
Нарушения эмоционально — волевой сферы могут выражаться в. — неувереность в себе
Нарушения волевой сферы при шизофрении
Тем не менее, при этом заболевании не происходит нарушения сознания, в том числе, остаются без изменения некоторые интеллектуальные процессы. При длительном течении заболевания нарушения возникают в памяти, процессе восприятия, страдает внимание.
Цельность личности при шизофрении утрачивается, она расщепляется, больной не способен дифференцировать свое «Я». Пациенты могут считать, что их мысли доступны окружающим, и кто-то может влиять на процессы.
Нарушения волевой сферы у больных шизофренией возникают часто, и по мере развития заболевания они могут изменяться, усиливаться, периодически наблюдаются периоды ремиссии.
Дети с нарушением эмоционально волевой сферы и поведения
Жизнь детей с нарушениями эмоциональной сферы своеобразна: она наполнена различными ритуалами, привычками, стереотипными действиями.
При этом не следует забывать, что у таких деток очень часто проявляются уникальные способности и таланты.
В этом разделе вы найдете информацию о причинах эмоционально волевых нарушений, их разновидностях и методах работы и авторских методиках работы с детьми данной категории.
Аутизм — это самое таинственное заболевание, касающееся психического развития.Агрессия ребенка — это всегда имеющее мотив деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам в определенном обществе.
Медицинская учебная литература
Общее восприятие ситуации как неблагоприятной или опасной проявляется отрицательными эмоциями — печали, тоски, страха, тревоги, ненависти, злобы, дискомфорта.
Таким образом, количественная характеристика эмоций должна осуществляться не по одной, а по двум осям: сильные — слабые, положительные — отрицательные.
Например, термин «депрессия» означает сильные отрицательные эмоции, а термин «апатия» указывает на слабость или полное отсутствие эмоций (равнодушие).
Патология волевой сферы
Гипобулия – понижение волевой активности. При гипобулии люди малоподвижны, стремлений к деятельности у них почти не возникает.
Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, -что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Гипобулия нередко сопровождается снижением эмоционального фона.
Снижение волевой активности может наблюдаться у соматических больных при длительном пребывании в стационаре, при явлениях госпитализма и хронизации.
Источник: http://urist-rostova.ru/narushenie-volevoj-sfery-49627/
Расстройства эмоционально-волевой сферы
Эмоции – один из самых важных механизмов психической деятельности. Именно эмоции производят чувственно окрашенную суммарную оценку поступающей информации изнутри и извне. Другими словами, мы оцениваем внешнюю ситуацию и собственное внутреннее состояние. Оценку эмоций нужно осуществлять по двум осям: сильные-слабые и отрицательные-положительные.
Эмоция – чувство, внутренне субъективное переживание, недоступное непосредственному наблюдению. Но даже эта глубоко субъективная форма проявления может иметь нарушения, названные эмоционально-волевыми расстройствами.
Эмоционально-волевые расстройства
Особенность этих расстройств в том, что они объединяют в себе два психологических механизма: эмоции и волю.
Эмоции имеют внешнее выражение: мимика, жестикуляция, интонация и т.д. По внешнему проявлению эмоций врачи судят о внутреннем состоянии человека. Продолжительное эмоциональное состояние характеризуется термином «настроение». Настроение человека довольно подвижно и зависит от нескольких факторов:
- внешних: удача, поражение, препятствие, конфликты и др.;
- внутренних: здоровье, проявление активности.
Воля – это механизм регуляции поведения, который позволяет планировать деятельность, удовлетворять потребности, преодолевать трудности. Потребности, способствующие адаптации принято называть «влечением».
Влечение – это особое состояние нужды человека в определенных условиях. Осознанные влечение принято называть желаниями. У человека всегда имеется несколько актуальных и конкурирующих потребностей.
Если у человека отсутствует возможность для реализации его потребностей, то возникает неприятное состояние, называемое фрустрацией.
Симптомы эмоционально-волевых расстройств
Непосредственно расстройства эмоций представляют собой чрезмерное проявление естественных эмоций:
- Гипотимия – стойкое болезненное понижение настроения. Гипотимии соответствует тоска, подавленность, печаль. В отличие от чувства печали, гипотимия обладает высокой стойкостью, но при этом она может иметь разное качественное выражение: от легкой грусти до тяжелой «душевной боли».
- Гипертимия –болезненное повышенное настроение. С этим понятием связывают яркие положительные эмоции: веселье, восторг, радость. На протяжении нескольких недель и даже месяцев больные сохраняют оптимизм и ощущение счастья. Люди, как правило, очень энергичны, проявляют инициативу и заинтересованность. При этом общего приподнятого настроения не может испортить ни печальные события, ни трудности. Гипертимия является характерным проявлением маниакального синдрома. Вариантом гипертимии является эйфория, которая рассматривается не столько в качестве выражения радости и счастья, но и как благодушно-беспечный аффект. Больные абсолютно бездеятельны. Все их разговоры пустые.
- Дисфория – внезапные приступы гнева, раздражения и злобы. В этом состоянии люди способны на жестокие агрессивные поступки, сарказм, оскорбления и издевательства.
- Тревога – эмоция, связанная с потребностью в безопасности. Тревога выражается чувством надвигающейся неопределенной угрозы, волнением, метанием, беспокойством, напряжением мышц.
- Амбивалентность – одновременное совместное существование двух противоположных эмоций: любви и ненависти, привязанности и брезгливости и др.
- Апатия – снижение выраженности эмоций, равнодушие, безразличие ко всему. Больные теряют интерес к друзьям, не реагируют на события в мире, не интересуются собственным внешним видом и состоянием здоровья.
- Эмоциональная лабильность – это чрезвычайная подвижность настроения, которая характеризуется легкостью возникновения перемен настроения: от смеха к слезам, от расслабленности до активной суетливости и т.д.
Расстройства воли и влечений
В клинической практике расстройства воли и влечений проявляются нарушениями поведения:
- Гипербулия — повышение влечений и воли, которые затрагивают все основные потребности: повышенный аппетит, гиперсексуальность и др.
- Гипобулия – снижение влечений и воли. У больных подавлены все основные потребности, включая физиологические.
- Абулия – состояние, при котором наблюдается резкое снижение воли. При этом отдельные потребности остаются в норме.
- Извращение влечений – измененное проявление обычных потребностей: аппетита, сексуального влечения, стремление к асоциальным действиям (воровство, алкоголизм и др.).
- Обсессивное(навязчивое) влечение – возникновение желаний, расходящихся с нормами морали, но контролируемых усилиями воли. В этом случае человек способен подавить желания, как недопустимые. Однако отказ от удовлетворения влечений способен вызвать сильные переживания, и в голове возникает и сохраняется мысль о неутоленной потребности.
- Компульсивное влечение – мощное чувство, сравнимое с жизненными потребностями (голод, жажда, инстинкт самосохранения).
- Импульсивные поступки совершаются немедленно при проявлении болезненного влечения, при этом совершенно отсутствуют этапы борьбы мотивов и принятия решений.
Эмоционально-волевые расстройства нуждаются в лечении. Часто эффективным является медикаментозная терапия в сочетании с психотерапией. Для результативного лечения решающую роль играет выбор специалиста. Доверяйте только настоящим профессионалам.
Источник: https://www.psyportal.net/134422/rasstroystva-emotsionalno-volevoy-sferyi/
Эмоционально волевые-нарушения у детей
Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает.
В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.
Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
- Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
- Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
- Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
- Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
- Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
- Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
- Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
- Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
- Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.
Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка
Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
- перенесённые стрессы;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
- социально-бытовые причины;
- фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
- ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:
- тест по средствам рисунка;
- цветовой тест Люшера;
- шкала тревожности Бэка;
- опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
- тест школьной тревожности Филипса и многие другие.
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Обращение к психологу
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.
В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.
Практические методы коррекции
Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.
Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.
Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.
Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Источник: http://MaryPop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html