Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у подростков
Содержание
➊ Синдром дефицита внимания (СДВГ) у подростков — симптомы и признаки
Бытует мнение, что к 12 годам, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) исчезает. Но это не соответствует реальности, ведь основные симптомы сохраняются и в зрелом возрасте. СДВГ у подростков не обязательно проявляется гиперактивностью и повышенной возбудимостью, как это часто происходит у детей.
О подростках могут отзываться как о ленивых, невнимательных и рассеянных людях. Они больше остальных склонны к прокрастинации (откладыванию важных дел на потом), ранимы и мало думают о том, как их слова и поступки, совершенные импульсивно, повлияют на дальнейшие отношения с окружающими.
Симптомы СДВГ у подростков
Убеждение некоторых родителей в том, что дефицит внимания у подростка пройдет с возрастом, грозит переходом симптоматики и во взрослую жизнь. Необходимо вовремя выявить синдром и обратиться за квалифицированной помощью.
Дело в том, что в период полового созревания происходит гормональный всплеск, влияющий абсолютно на все сферы жизни ребенка. И даже если в детском возрасте симптоматика СДВГ не была обнаружена, в 12-13 лет она может проявить себя очень ярко.
Принято выделять симптомы первого и второго типа.
Первый – это гиперактивность.
Второй представлен признаками рассеянности. Но могут быть и сопутствующие проявления. Ниже детальнее описаны признаки синдрома дефицита внимания у подростков.
Как СДВГ проявляет себя в подростковом возрасте
Как СДВГ проявляет себя в подростковом возрасте | |
Признак | Описание |
Импульсивность | Ребенок может осуществлять необдуманные действия, за которые ему позже бывает стыдно. Иногда возможны слишком эмоциональные проявления, вплоть до агрессивности. Как правило, конфликты в школе и семье усиливаются. Подросток становится замкнутым, неуверенным в себе. Его легко вывести из себя. Также присутствуют постоянные движения рук и ног, неугомонность, своеобразное «недержание речи». |
Неспособность сосредоточения и концентрации внимания | Может складываться впечатление, что ребенок не слышит, как вы к нему обращаетесь. Он небрежно относиться к мелочам, выполняет задания и любые действия некачественно, с упущением нужных этапов. Также при СДВГ подросток часто теряет ключи, тетради, очки. Плюс, он забывает позвонить или прийти на встречу. Задачи, в которых требуется большая концентрация внимания, такими детьми избегаются. |
Беспокойство, депрессивные расстройства | Это не обязательные признаки, но очень распространенные. Ребенок может стать апатичным, иметь усталый вид. Появляется меланхоличность, плаксивость, острое реагирование даже на малые трудности. |
Ухудшение успеваемости в учебе | Несмотря на то, что такая проблема наблюдается практически у всех подростков, даже абсолютно здоровых, при СДВГ данное проявление может только усугубиться. |
Стоит отметить влияние тревожно-депрессивных расстройств на протекание СДВГ. Они могут стать причиной появления алкоголизма и наркомании. Поэтому не стоит затягивать с походом к врачу для своевременной диагностики синдрома и определения курса лечения.
Признаки СДВГ у мальчиков и девочек: есть ли различия?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у подростков разного пола может проявляться по-разному. Как показывает практика, появлению синдрома больше подвержены мальчики.
Диагностировать синдром у парней в разы проще, ведь симптоматика проявляется ярче, и именно так, как ее представляют обычные люди.
Так, они скорее гиперактивны, импульсивны, имеют признаки первого типа. Именно поэтому мамы вовремя отводят сыновей на диагностику, сетуя на плохое поведение и съехавшую успеваемость.СДВГ у девочек школьного возраста проявляется несколько по-другому. Они не будут утомлять родителей своей постоянной неусидчивостью и сверхвозбудимостью. Однако, утеря ключей, бесконечные разговоры и неспособность нормально сконцентрироваться, могут выдать наличие синдрома.
Отзывы родителей подростков с СДВГ
Каждый ребенок индивидуален. Это касается и проявлений СДВГ. Так, синдром может проявиться себя по-разному, в каждом отдельном случае. Ниже представлены отзывы мам, столкнувшись с подобной проблемой.
Ирина | Поначалу считала, что просто переходной период пошёл (постоянная невнимательность, обман, ухудшение успеваемости, неаккуратность, неспособность сидеть на месте больше 20 минут). Если читать нотации — идет агрессия. Думала, что проблема во мне как родителе, что не наладить контакт с сыном. |
Кира | Ребенок умненький, все, что привлекает внимание — сразу запоминает. А вот то, что нет -проходит мимо него. Но школа для нас — это настоящая каторга. |
Гость | Мы с мужем дочку называем «настоящий живой ребенок». Причем порой создается впечатление, что остальные дети какие-то необычайно малахольные. Просто мамочки, которые жалуются от активности ребенка, задумайтесь, а что было бы, если бы ваши дети хоть на неделю стали «обычными»?. Не факт, что это лучше. Любите своих деток такими, какие они есть. |
Гость | На учебе ребенок ужасно себя ведет. Постоянные проблемы в отношениях с одноклассниками. При этом учится неплохо, но ужасно невнимательный и рассеянный. |
Гость | Я переживаю, что не самостоятельный, безответственный сын растет. Без контроля сам уроки не сделает, будет увиливать от выполнения домашнего задания. Или просто сядет, и уткнется в одну точку или телефон. Плюс, ему как будто все равно как выглядеть. |
Детальнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах woman.ru и forum.materinstvo.ru.
Вывод
Как показывает практика, симптомы СДВГ у подростков проявляются либо по одному из двух типов признаков, либо в смешанном порядке. Однако диагностировать синдром не сложно, если внимательно отнестись к своему чаду.
Именно здоровые отношения в семье, забота и желание помочь и услышать своего ребенка будут способствовать скорому выздоровлению. Главное – это быстрое оказание необходимой помощи не зависимо от проявляемой симптоматики.
Источник: https://autizmy-net.ru/sindrom-defitsita-vnimaniya-u-podrostkov-priznaki-i-simptomyi/
Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков.
Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами.
Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.
Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.
Характеристика синдрома дефицита внимания
Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.
Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название — «дефицит внимания у детей». Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:
- Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
- Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
- Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.
Почему появляется такая патология?
Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:
- Генетическая предрасположенность.
- Индивидуальные особенности нервной системы.
- Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
- Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
- Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
- Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.
Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.
Как диагностировать СДВГ?
Очень сложно вовремя поставить диагноз «дефицит внимания у детей». Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи.
Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить.
Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.
Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях.
Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды.
Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.
Дефицит внимания у детей: признаки
Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:
- Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
- Неспособность концентрировать внимание.
- Эмоциональная неустойчивость.
- Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
- Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
- Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
- Ребенок часто отвлекается.
- У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.
Гиперактивность у детей
Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:
- Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
- Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
- Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
- Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
- Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
- Двигательная активность продолжается даже во время сна.
Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.
Нарушения в состоянии здоровья
Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья.
Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез.
У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.
Последствия патологии
У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности.
Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить.
Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.
С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка.
Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках.Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.
Как лечить дефицит внимания у детей?
Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным.
Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются.
Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:
- Медикаментозное лечение.
- Коррекция поведения.
- Психотерапия.
- Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
- Физиотерапевтические процедуры — магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
- Альтернативные методы лечения — йога, медитация.
Коррекция поведения
Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком.
Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе.
Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.
Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду.
Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей.
Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.
Медикаментозное лечение
Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях.
Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность.
Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: «Метилфенидат», «Имипрамин», «Ноотропин», «Фокалин», «Церебролизин», «Декседрин», «Страттера».
Советы для родителей
Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:
- Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
- Показывать, как сильно его любят.
- Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи — быстро выполнимыми.
- Постоянно повышать самооценку ребенка.
- Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
- Нужно соблюдать строгий режим дня.
- Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
- Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
- Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
- Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.
Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.
Источник: http://fb.ru/article/275905/defitsit-vnimaniya-u-detey-priznaki-i-korrektsiya-sdvg---sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей
В последние годы учителя начальной школы часто сталкиваются с детьми, у которых есть неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в дошкольном возрасте. Оно проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Такое расстройство называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей
— Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако дети с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома.
Но когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде — классе или переполненном магазине — дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно.
Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.
— Импульсивность и истерика. Истерика, которая является нормальной у маленьких детей, у детей с СДВГ, как правило, преувеличена и не обязательно связана с конкретным негативным событием.
— Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера — спокойная или скучная.
Напротив, они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности (например, видеоигре или весьма специфических интересах).
Такие дети могут даже стать чрезмерно внимательными – они бывают настолько поглощены интересным для них занятием, что совершенно не могут изменить направление своего внимания.
— Нарушение кратковременной памяти. Важной особенностью при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, в том числе в обучении, является нарушение рабочей (или краткосрочной) памяти.
Дети с СДВГ не могут держать в своем сознании группы предложений и изображений достаточно долго, чтобы извлечь четкие, слаженные мысли. Они не обязательно невнимательны.
Ребенок с СДВГ может быть не в состоянии вспомнить полное объяснение (например, домашнее задание) или быть не в состоянии завершить процессы, которые требуют последовательного запоминания (такие, как модель здания).Детей с СДВГ часто привлекают виды деятельности (телевидение, компьютерные игры, активные индивидуальные виды спорта), которые не перегружают рабочую память и не производят отвлекающие факторы. Дети с СДВГ не отличаются от других детей по долговременной памяти.
— Неспособность управлять временем.У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут возникнуть трудности — быть везде вовремя и правильно планировать время для выполнения тех или иных задач (что может совпадать с проблемами краткосрочной памяти).
— Отсутствие способности к адаптации. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто очень трудно адаптируются к даже незначительным изменениям в процедурах — таких, как вставание по утрам, надевание обуви, принятие новых видов пищи или изменении режима сна.
Любые ситуации с изменением чего-либо могут вызвать у них сильную и шумную отрицательную реакцию. Даже тогда, когда они находятся в хорошем настроении, они могут неожиданно перейти в истерику, если встретятся с неожиданным изменением или разочарованием.
Эти дети могут сосредоточить свое внимание непосредственно на репликах в определенном месте, но сталкиваются с трудностями при переключении внимания на что-либо другое.
— Повышенная чувствительность и проблемы со сном. Дети с СДВГ часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям. Они могут жаловаться на чрезмерные раздражители, которые кажутся другим незначительными или мягкими. Многие дети с СДВГ часто имеют в течение ночи проблемы со сном.
Причины гиперактивности
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растёт с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идёт полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- Генетические (наследственная предрасположенность);
- Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- Социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Как определить, есть ли СДВГ у ребёнка?
СДВГ — медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, общем заключении специалистов. Родители могут заметить особенности поведения, определённые симптомы и обратиться к врачу — невропатологу, психологу — за консультацией, а затем вместе с ними начать помогать ребёнку.
Если диагноз «гиперактивность» поставлен достаточно рано и родители выполняют рекомендации специалистов, к школе симптомы сходят на нет. Но, к сожалению, многие родители обращаются за помощью, когда ребёнок уже посещает школу и, начались проблемы с учёбой.
Резко ухудшается общее состояние и поведение ребёнка, теряется интерес к учёбе, не усваивается программа, появляется неадекватное поведение сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Особенности, характерные для детей с гиперактивностью, система критериев, по которым она определяется.
При невнимании:
- имеет незаконченные проекты;
- отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго сосредотачиваться на интересном занятии);
- слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;
- с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;
- имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);
- часто теряет вещи;
- избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных усилий;
- часто бывает забывчив.
Сверхактивность:
- ёрзает, не может усидеть на месте;
- проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя);
- мало спит, даже в младенчестве;
- находится в постоянном движении (с «мотором»);
- очень говорлив.
Импульсивность:
- отвечает до того, как его спросят;
- не способен дождаться своей очереди;
- часто вмешивается, прерывает;
- резкие смены настроения;
- не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);
- не подчиняется правилам (поведения, игры);
- имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов, то следует обратить на это большое внимание.
Источник: https://infourok.ru/sindrom-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey-466791.html
Сдвг у детей- это проблема, есть ли решение?
Это нормально для детей, иногда забывать сделать домашнюю работу, мечтать во время занятий, действовать, не задумываясь, или нервничать за обеденным столом.
Но невнимательность, импульсивность и гиперактивность являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, ADD). СДВГ приводит к проблемам дома, школе, влияет на способность учиться, ладить с другими.
Первым шагом к решению проблемы является предоставление помощи, в которой человек нуждается.
Что такое СДВГ?
Мы все знаем детей, которые не могут сидеть сложа руки, которые никогда, кажется, не слушают, которые не следуют инструкциям, независимо от того, насколько четко вы их представляете, или высказывают несоответствующие комментарии в ненадлежащее время. Иногда этих детей называют нарушителями спокойствия, критикуют за то, что они ленивые, недисциплинированные. Однако это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD), ранее известный как расстройство дефицита внимания, ADD.
Это нормальное поведение или ADHD?
Признаки и симптомы СДВГ обычно появляются до семи лет. Тем не менее, может быть трудно отличить синдром дефицита внимания от нормального «поведения ребенка».
Если заметили только несколько признаков, или симптомы появляются только в некоторых ситуациях, это, вероятно, не ADHD. С другой стороны, если ребенок показывает ряд признаков и симптомов ADHD, которые присутствуют во всех ситуациях — дома, школе, игре — пришло время присмотреться к проблеме.
Как только поймете, что проблемы, с которыми сталкивается ребенок, например, забывчивость, трудности в школе, работайте вместе, чтобы найти творческие решения, извлечь выгоду из сильных сторон.
Мифы и факты о расстройстве дефицита внимания
Миф: все дети с СДВГ гиперактивны.
Факт: Некоторые гиперактивны, но многие другие с проблемами внимания не являются таковыми. Не слишком активные, кажутся мечтательными, немотивированными.
Миф: Никогда не могут сконцентрировать внимание.
Факт: Они часто сосредотачиваются на своих действиях. Но как бы ни старались, не могут сосредоточиться, если задача скучна или повторяется.
Миф: Могут вести себя лучше, если захотят.
Факт: Они делают все возможное, чтобы быть хорошими, но все равно не могут сидеть на месте, сохранять спокойствие, концентрировать внимание. Могут казаться непослушными, но это не значит, что действуют специально.
Миф: дети в конечном итоге перерастут СДВГ.
Факт: ADHD часто продолжается во взрослую жизнь, поэтому не ждите, пока ребенок перерастет проблему.
Лечение поможет научиться минимизировать симптомы.
Миф: лекарство — лучший вариант лечения.
Факт: медикаментозное лечение часто назначается для нарушения дефицита внимания, но это может быть не лучший вариант.
Эффективное лечение СДВГ включает образование, поведенческую терапию, поддержку дома, в школе, физические упражнения, правильное питание.
Основные характеристики СДВГ
Когда многие люди думают о расстройстве дефицита внимания, они воображают неконтролируемого ребенка в постоянном движении, разрушающего все вокруг. Но это не единственная возможная картина.
Некоторые дети сидят спокойно — их вниманием рассеяно на несколько десятков километров. Некоторые слишком много внимания уделяют задаче, не могут переключится на что-то другое. Другие лишь слегка невнимательны, но чрезмерно импульсивны.
Три основные
Три основные характеристики СДВГ — невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Знаки и симптомы у ребенка с синдромом дефицита внимания зависят от того, какие характеристики преобладают.
У кого из этих мальчиков может быть СДВГ?
- А. Гиперактивный мальчик, который говорит безостановочно, не может сидеть спокойно.
- В. Спокойный мечтатель, сидящий за столом, смотрящий в космос.
- С. Оба Правильный ответ: «C»
Дети с СДВГ бывают:
- Невнимательными, но не гиперактивными или импульсивными.
- Гиперактивными и импульсивными, но способными обратить внимание.
- Невнимательными, гиперактивными, импульсивными (наиболее распространенная форма СДВГ).
- Детей, у которых есть только симптомы дефицита внимания, часто упускают из виду, поскольку они не разрушительны. Однако симптомы невнимательности имеют последствия: отставание в школе; конфликты с другими, игры без правил.
Возрастные трудности
Поскольку мы ожидаем, что очень маленькие дети легко отвлекаются, гиперактивны, это импульсивное поведение — опасный признак, оскорбления других, часто встречается у дошкольников с СДВГ.
Однако в возрасте четырех, пяти лет большинство детей научились обращать внимание на других, спокойно сидеть, когда их инструктировали, не говорить все, что появляется в их головах. Таким образом, к тому времени, когда достигают школьного возраста, те, у кого СДВГ выделяются во всех трех формах поведения: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.
Невнимательность признаки
Дело не в том, что дети с СДВГ не могут обратить внимание: когда они делают то, что им нравится, слышат о тех темах, в которых заинтересованы, им не составляет труда сосредоточиться и остаться на задаче. Но когда задача повторяется или скучна, быстро отвлекаются.
Держать задачу — еще одна распространенная проблема. Дети с СДВГ часто переходят от задачи к задаче, не выполняя ни одной из них, или пропускают необходимые шаги в процедурах. Организация школьных занятий и времени для них труднее, чем для остальных.
Также есть проблемы с концентрацией внимания, если вокруг них происходит какая-либо деятельность; обычно нуждаются в спокойной обстановке, чтобы оставаться сосредоточенными.
Симптомы невнимания у детей:
- Проблемы с сосредоточением; легко отвлекается, им становится скучно с задачей до ее завершения
- Не слушают других
- Трудности запоминания, следования инструкциям; не обращают внимания на детали, совершает неосторожные ошибки
- Проблемы с организацией, планированием, завершением проектов
- Часто не выполняют домашние задания, не дочитывают книги, теряют игрушки или другие предметы
Гиперчувствительные признаки гиперактивности
Наиболее очевидным признаком СДВГ является гиперактивность. Хотя многие малыши, что естественно, довольно активны, дети с гиперактивными симптомами расстройства дефицита внимания всегда движутся.
Они пытаются сделать несколько вещей одновременно, переходя от одной деятельности к другой. Даже когда вынуждены сидеть неподвижно, что очень трудно, их нога постукивает, дрожит, или пальцы барабанят по столу.
Симптомы гиперактивности:
- Постоянно в движении
- С трудом сидит, играет не спокойно
- Постоянно перемещается, бегает, всюду лезет
- Чрезмерно разговорчив
- Быстро обижается, иногда агрессивен
Импульсивные симптомы
Импульсивность детей с СДВГ вызывает проблемы с самоконтролем. Потому что они цензурируют себя меньше, чем другие, будут прерывать разговоры, вторгаться в пространство других людей, задавать нерелевантные вопросы на уроке, делать бестактные наблюдения, задавать слишком личные вопросы.
Инструкциям, таким как «Будь терпеливым», «Подожди немного», в два раза тяжелее следовать, чем другим молодым людям.
Дети с импульсивными признаками и симптомами СДВГ склонны быть капризными, чрезмерно реагировать эмоционально. В результате другие считают ребенка неуважительным, странным, проблемным.
Симптомы импульсивности:
- Ответы без размышлений
- Вместо того, чтобы тратить время на решение отвечает в классе, не дожидаясь, чтобы его вызвали или не дослушав вопрос целиком
- Перебивает разговор или вмешивается в игру других
- Часто всех прерывает; говорит неправильно, в неподходящее время
- Неспособен держать сильные эмоции под контролем, что приводит к вспышкам гнева
Действительно ли это ADHD?
Просто потому, что у ребенка есть симптомы невнимания, импульсивности или гиперактивности, вовсе не означает, что у него СДВГ. Некоторые медицинские диагнозы, психологические расстройства, стрессовые жизненные события могут вызывать симптомы, похожие на СДВГ.
Перед тем, как поставить точный диагноз СДВГ, важно, чтобы вы видели, как специалист по психическому здоровью изучает и исключает:
- Проблемы обучения, чтения, письма, развития двигательных навыков, речи.
- Основные жизненные события, травматические переживания (например, недавний ход, смерть близкого человека, издевательства, развод).
- Психологические синдромы, включая тревогу, депрессию, биполярное расстройство.
- Поведенческие расстройства, такие как сложности поведения, окр.
- Медицинские показания, включая проблемы с щитовидной железой, неврологические состояния, эпилепсию, нарушения сна.
Положительные эффекты
В дополнение к проблемам, есть у синдрома дефицита внимания положительные стороны:
Творчество — дети с СДВГ могут быть необычайно творческими. Человек, который мечтает, имеет сразу десять разных мыслей, может стать мастером-решателем проблем, фонтаном идей, изобретателем, художником. Они легко отвлекаются, но иногда замечают то, что другие не видят.
Гибкость. Поскольку дети с СДВГ рассматривают множество вариантов сразу, то не останавливаются на одной альтернативе, более открыты для разных идей.
Энтузиазм и спонтанность — Им редко бывает скучно! Интересуются множеством разных вещей. Короче говоря, если они не раздражают вас (даже если раздражают), им очень весело.
Узнать больше Амнестические синдромы: виды, диагностика, методы лечения
Энергия и драйв. Когда они мотивированы, то работают, играют самозабвенно, стремятся к успеху. Очень трудно отвлечь от задачи, которая их интересует, особенно если деятельность является интерактивной или практической.
.
Помощь ребенку с СДВГ
Являются ли симптомы невнимания, гиперактивности, импульсивности следствием СДВГ, но приносят много проблем, если их не лечить. Дети, которые не могут сосредоточиться, контролировать себя, дерутся в школе, часто попадают в неприятности, испытывать трудности общения. Эти разочарования, трудности порождают низкую самооценку, конфликты и стресс для всей семьи.
Лечение существенно влияет на симптомы. При правильной поддержке ребенок может добиться успеха во всех сферах жизни.
Не ждите, получите помощь сейчас
Если маленький человечек борется с симптомами, похожими на ADHD, не выжидайте, что само пройдет, обращайтесь за профессиональной помощью. Вы можете лечить симптомы гиперактивности, невнимательности, импульсивности, не имея диагноза синдрома дефицита внимания.
Начало лечения состоит из включения в терапию, внедрения лучшей диеты, физических упражнений, а также изменение домашней среды для минимизации отвлекающих факторов.
Если подтвержден диагноз СДВГ, работайте с врачом, терапевтом, школой, чтобы составить индивидуальный план лечения, соответствующий конкретным потребностям.
Эффективное лечение детского СДВГ включает в себя поведенческую терапию, родительское образование и обучение, социальную поддержку, помощь в школе.Лекарства также используются, однако они никогда не должны быть единственным способом избавления от дефицита внимания.
Советы по уходу
Если ваш ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, потребуется много энергии, чтобы заставить его или ее слушать, завершить задание, сидеть на месте.
Постоянный контроль становится разочаровывающим и утомительным. Иногда может показаться, что он устраивает шоу.
Однако, есть шаги, которые возможно предпринять, чтобы восстановить контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать свои способности.
- Синдром дефицита внимания не вызван плохим воспитанием, существуют эффективные стратегии, которые помогают пройти долгий путь исправления поведенческих проблем.
- Дети с СДВГ нуждаются в структуре, последовательности, четкой коммуникации, а также вознаграждениях положительного поведения. Им требуется много любви, поддержки, поощрения.
Есть много вещей, которые родители могут сделать, чтобы уменьшить признаки и симптомы СДВГ, не жертвуя природной энергией, игривостью, способностью удивляться, уникальными для каждого ребенка.
- Позаботьтесь о себе, чтобы вы могли заботиться о ребенке. Ешьте здоровую пищу, упражняйтесь, высыпайтесь, найдите способы уменьшить стресс, обратитесь за помощью к семье, друзьям, врачу, учителям.
- Установите режим дня и придерживайтесь его. Помогите ребенку сосредоточиться и организоваться, следуя ежедневным рутинным процедурам, упрощая расписание, сохраняя работоспособность здоровой деятельностью.
- Устанавливайте ясные цели. Сделайте правила поведения простыми. Объясните, что произойдет, когда они будут соблюдены или нарушены — и каждый раз выполняйте намеченное: вознаграждайте или наказывайте.
- Поощряйте физическую нагрузку и сон. Физическая активность улучшает концентрацию, способствует развитию мозга. Что важно для детей с СДВГ, это приводит к улучшению сна, что, в свою очередь, может уменьшить симптомы проблемы.
- Помогите ребенку правильно питаться. Чтобы управлять симптомами СДВГ, наполните рацион питания здоровой пищей, делайте перекусу каждые три часа, сократите нежелательную и сладкую пищу.
- Научите его дружить.
- Помогите стать хорошим слушателем, научите читать лица людей, язык тела, более гармонично взаимодействовать с другими.
Проблемы обучения, как помочь?
СДВГ, очевидно, мешает обучению. Ребенок не можете усваивать информацию или выполнять свою работу, работать на уроках в классе, читать, слушать.
Школьные условия требуют: сидите спокойно. Слушайте тихо. Будьте внимательны. Следуйте инструкциям. Концентрируйтесь. Все то, что дается детям с ADHD большим трудом- не потому, что они не желают, а потому, что их мозг, синдром не позволяют им.
Но это не означает, что они не могут преуспеть в школе. Есть много вещей, которые могут сделать родители и учителя, чтобы помочь школьникам преуспевать в классе.
Помощь начинается с оценки индивидуальных слабых и сильных сторон, затем придумываются креативные стратегии для того, чтобы помочь ему сосредоточиться, справится с задачей, научить концентрации внимания, использовать весь свой потенциал.
Источник: https://ovp1.ru/nejropsihologicheskie/sdvg-u-detej-eto
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.
Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника:
- неумением концентрировать внимание;
- неуспеваемостью;
- частой критикой со стороны учителей и друзей;
- социальной изоляцией;
- нервными срывами.
Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.
Как распознать СДВГ
Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.
Признаки гиперактивности проявляются в следующем:
- Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
- Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
- Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
- Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
- Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
- Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Гиперактивность у детей подросткового возраста имеет свои дополнительные симптомы:
- повышенная раздражительность и обидчивость;
- привычка разговаривать слишком громко, перебивать собеседника и не завершать собственное начатое высказывание;
- суетливость и неловкость в движениях;
- стремление делать несколько дел одновременно (смотреть телевизор, писать домашнее задание и разговаривать по телефону);
- неусидчивость во время приема пищи, непреодолимое желание кому-то звонить и доделать забытое дело именно во время обеда или ужина.
Подобное поведение может наблюдаться у более половины подростков. Многие симптомы, такие как раздражительность, свойственны пубертатному периоду. Основное отличие СДВГ от влияния гормональной перестройки в том, что к 14 годам подросток становится более собранным и спокойным.
Причины и факторы развития
Некоторые родители считают гиперактивность результатом неправильного воспитания. Однако существуют иные причины, имеющие гораздо большее влияние на внешнее поведение ребенка:
- Изменения в жизни семьи, так или иначе нарушившие привычный мир. Например, родители потеряли работу или развелись. Они могут думать, что ребенок еще слишком мал и не понимает происходящего вокруг, но на самом деле, многие дети очень чувствительны к изменениям в эмоциональном фоне в доме. Особенно сильное впечатление производит потеря члена семьи.
- Гиперактивность у детей может быть вызвана хроническими заболеваниями, частыми простудами и приемом сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут отиты и соматическое заболевание, приведшее к нарушениям функций головного мозга.
- Употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления.
- Повышение уровня свинца в организме ребенка. Вещество могло оказаться в некачественной краске, используемой для ремонта дома или для окрашивания детских игрушек.
- Травмы головы, падения в грудном возрасте.
- Пищевые добавки и острые блюда.
Болезнь может быть наследственной. Примерно в 15 случаях из 100 исследований синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выясняется, что расстройством страдают некоторые члены семьи. Однако далеко не все дети, имеющие предрасположенность к синдрому, обязательно им болеют. Гиперактивность может не проявиться, если отсутствуют факторы для ее развития.
В дополнительную зону риска попадают те дети, у которых:
- неблагополучная обстановка дома;
- слишком строгие родители;
- нарушен режим дня;
- повышенные учебные или физические нагрузки.
К сожалению, современная система обучения часто диктует слишком высокие требования к дошкольнику. Некоторые родители считают своим долгом нанимать репетиторов с трех лет. Особенно модным стало рано учить ребенка иностранным языкам и водить сразу в несколько спортивных секций. Пытаясь воспитать маленького вундеркинда, взрослые обычно переоценивают возможности ребенка.
Другая, часто наблюдаемая крайность – это когда детей предоставляют самим себе: разрешают сидеть перед телевизором до полуночи или пропускать прием пищи.
Еще одна, распространенная причина появления синдрома гиперактивности – недостаток внимания со стороны взрослых. Ребенку кажется, что его недостаточно любят, что он никому не нужен, и подсознательно пытается протестовать.
Постановка диагноза
Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.
Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
У всех детей возникают периоды потери концентрации внимания, снижения памяти и импульсивности поступков. Например, на фоне переутомления в школе или полового созревания. Настоящая же гиперактивность ярко проявляется еще в дошкольном возрасте, и ее признаки носят постоянный характер.
Диагностика гиперактивности включает изучение анамнеза:
- выявление наследственной предрасположенности;
- были ли травмы головы;
- какие заболевания перенес ребенок и др.
Последнее время в детской неврологии все чаще используют методы компьютерного обследования:
- функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ);
- однофотонную эмиссионную компьютерную томографию (SPECT);
- позиционную эмиссионную томографию (ПЭТ).
Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.
Терапия при СДВГ
Гиперактивность можно лечить медикаментозно. Обычно используются психостимуляторы:
- декстроамфетамин (для детей, достигших возраста 3 года);
- метилфенидат и пемолин (для детей, достигших возраста 6 лет).
Указанные лекарства помогают бороться с рассеянностью, улучшают память ребенка и повышают концентрацию внимания. Если симптомы синдрома снова появляются в пубертатном периоде, продолжают принимать метилфенидат пролонгированного действия.
Эффективно уменьшают гиперактивность у детей, имеющих склонность к импульсивности, ноотропные препараты (таблетки «Парацетам» или «Церетон»), гомеопатическое лекарство «Нотта», а также поливитаминный комплекс «Пиковит» (может назначаться детям от 1 года).
Cуществует и немедикаментозный метод лечения гиперактивности у детей – психотерапия. Чаще всего используется в комплексном лечении ребенка. Психологическая помощь включает в себя сразу несколько приемов:
- Сеансы с родителями. Без поддержки взрослых детям трудно бороться со своими проблемами: постоянно необходимы слова одобрения и подсказки, когда у ребенка что-то не получается, или он снова что-то забыл. Для этого требуется много терпения со стороны взрослых и понимания природы тех или иных детских поступков, на которые повлияла их гиперактивность.
- Сеансы с ребенком. Психотерапевт мягко подводит маленького пациента к мысли, что он такой же как все, ничем не хуже своих более удачливых одноклассников. Просто есть задачи, которые нужно научиться решать, и врач обязательно поможет в этом деле.
- Психотренинги развития навыков. Психологи подсказывают родителям, какие «инструменты» они могут использовать, чтобы эффективно бороться с синдромом:
- метод поощрения и взыскания;
- точный распорядок дня;
- порядок в вещах и одежде и др.
Например, метод поощрения и взыскания помогает детям осознавать свое поведение и учиться регулировать его. Если ребенок сделал что-то правильно – его хвалят (можно выдать небольшой приз или собирать «звездочки», чтобы дорасти до «генерала»). А если ребенок снова не слушался – устроить «тайм-аут» (посадить на несколько минут в другой комнате, где он не может ни с кем разговаривать).
Четкий распорядок дня помогает ребенку быстрее сосредоточиться на конкретном деле, для которого выделен определенный час. А вещи, лежащие на своих местах, меньше будут теряться.
Психологических методик существует много, и подобрать то, что подходит семье больше, всегда можно. Частая ошибка родителей детей, имеющих признаки СДВГ, – это зацикливание на плохом поведении. Психологи советуют учиться замечать хорошие поступки ребенка, даже если они совсем незначительны, и отмечать их похвалой.
Источник: http://prosindrom.com/psychopathological/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti.html