Угнетенный ребенок

Содержание

Причины развития синдрома угнетения у новорожденных и методы его терапии

Угнетенный ребенок

Аномалии центральной нервной системы формируются во время перинатального периода, который длится с 28 недели беременности по 7 день жизни.

Нарушения появляются в утробе матери, во время родов или сразу после рождения. Синдром угнетения у новорожденных и гипервозбудимость — основные проявления перинатальной энцефалопатии.

Расстройства ЦНС характеризуются двигательными нарушениями, гидроцефалией, судорогами, отставанием в развитии.

Причины возникновения

Сбои, которые являются последствиями дисфункции мозга, входят в понимание собирательного термина перинатальной транзиторной энцефалопатии. Структурные патологии главного органа ЦНС при рождении приводят к гидроцефалии, эпилепсии, детскому церебральному параличу.

Синдром угнетения — это следствие поражения клеток головного мозга невоспалительного характера. Причинами патологии становится аномальное течение беременности и родов:

  1. Соматически отягощенная история вынашивания: болезни сердца, сахарный диабет, пиелонефрит, гипертония и бронхиальная астма у будущей матери.
  2. Неблагоприятное вынашивание с рисками выкидыша, внутриутробной инфекцией, гестозами и фетоплацентарной недостаточностью.
  3. Стремительные или затяжные роды, узкий таз у матери, рождение раньше срока или слабость родовой деятельности.
  4. Вредные привычки, от которых не удалось избавиться во время вынашивания ребенка: употребление алкоголя, курение, прием антибиотиков и других запрещенных беременным препаратов.
  5. Влияние производственных и экологических факторов, пищевых токсинов.
  6. Действия акушеров, вызвавшие внутричерепную родовую травму при тазовом предлежании, неправильном вхождении головки в малый таз, использовании щипцов и вакуума.
  7. Легкая форма нарушений развивается при стрессах, избыточной тревожности и раздражительности будущей матери под действием гормона кортизола.

Головной мозг повреждается при нарушении дыхания, врожденных пороках сердца, заражении крови. Синдром угнетения провоцируется введением роженице сульфата магния.

Основная симптоматика

Синдром угнетения проявляется сразу после рождения, если причиной стала гипоксия во время беременности или родов или внутриутробное инфицирование. Признаки, возникающие спустя несколько часов после рождения, указывают на инфицирование в процессе родоразрешения или внутрижелудочковое кровоизлияние. Развитие синдрома угнетения на 3–5 сутки от рождения обусловлено инфекционным токсикозом.

Шкала Апгар в баллах служит ориентиром при оценке функции нервной системы у недоношенных детей:

  • 6–7 — чрезмерная нервно-рефлекторная возбудимость, судороги;
  • 4–6 — угнетение ЦНС и гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  • 1–4 балла — это прекоматозное состояние или кома.

Неонатолог осматривает новорожденного на предмет поражения ЦНС:

  • слабый или запоздалый крик;
  • продолжительный цианоз;
  • угнетенный сосательный рефлекс;
  • патологии двигательной активности.

Синдром угнетения ЦНС проявляется в выраженной форме:

  • вялостью;
  • подавлением рефлексов;
  • мышечной гипотонией.

При мягкой форме грудничок часто вскидывает ножками и ручками, плачет, тяжело засыпает и некрепко спит. Неврологи диагностируют мышечную дистонию, тремор подбородка. Изменения обычно проходят на протяжении первого месяца без последствий.

При умеренной степени выявляются очаговые неврологические поражения: анизокория (разница в диаметре зрачков), опущение века, сходящееся косоглазие, дрожание зрачка, нарушенное сосание и глотание, асимметрия носогубных складок и разница сухожильных рефлексов.

При тяжелой степени угнетения наблюдается адинамия, атония, отсутствуют рефлексы и реакции на боль (укол затупленной иглой), замедляются пульс и дыхание. Состояние может сохраняться до двух месяцев, заканчивается развитием неврологических расстройств.

Невропатологи выделяют четыре степени угнетения центральной нервной системы:

  1. Летаргия — состояние постоянного сна. Разбуженный младенец проявляет малое количество безусловных рефлексов. Их исчезновение зависит от тяжести летаргии.
  2. Оглушенность выражается в том, что в ответ на прикосновение ребенок гримасничает, слабо двигает конечностями, зажмуривается. Присутствует рефлекс Бабинского, верхний хватательный, но малыш не сосет грудь.
  3. Ступор — стадия, при которой реакция возникает только на боль. Характерно тоническое сгибание ручек и ножек в ответ на раздражители.
  4. Кома бывает разных степеней, что зависит от угнетения сухожильного, хватательного и рефлекса Бабинского.

Выделяют несколько синдромов в развитии энцефалопатии:

  1. Нарушение двигательной функции формируется по гипо- или гипертоническому типу, проявляется гиперкинезами, парезами и параличами. Синдром двигательных нарушений характеризуется отсутствием мимики: дети начинают улыбаться только в три месяца, отсутствует реакция на звуки и на родных, ребенок кричит без смены тонов. Синдром мышечной дистонии у новорожденных бывает общим (генерализованным) – сгибание подошвы или выгибание всем телом, а также фокальным — сокращаются мышцы одной части тела.
  2. Астено-невротический синдром состоит из хронических нарушений сна, эмоциональной лабильности и тревожности.
  3. Спастический или судорожный синдром выражается судорогами, мелкоамплитудной дрожью, автоматизмами в жевании, кратковременными остановками дыхания.
  4. Синдром вегето-висцеральных патологий проявляется бледностью кожи, частым срыгиванием, коликами, нарушениями сердечного ритма. Развивается на фоне внутричерепной гипертензии и синдрома гипервозбудимости. У ребенка отмечаются холодные ручки и ножки, плохая прибавка в весе. Кишечные колики развиваются у 15% детей до трехмесячного возраста и почти стали нормой.
  5. Cиндром гипервозбудимости проявляется у 10% малышей в период новорожденности и перерастает в отсутствие концентрации внимания в детском саду. Ребенок выглядит зажатым, сжимает кулачки, на лице остается гримаса боли. Характерны частый плач и кожа мраморного оттенка.
  6. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости обычно предшествует угнетению ЦНС или чередуется с ним. Ребенок остро реагирует на звуки и прикосновения взмахами рук и плачем, запрокидыванием головы.
  7. Гидроцефальный синдром: ребенок с внутренней гидроцефалией вялый и сонливый. У него выбухает родничок, увеличивается окружность головы, нарушается сон. Неврологические расстройства частично регрессируют.

Исход синдрома угнетения разнообразен. Возможны полное восстановление функции ЦНС, минимальные дисфункции, синдром дефицита внимания и гиперактивности. При умеренной степени поражении формируется умственная отсталость, логопедические проблемы. При грубых органических изменениях — ДЦП, эпилепсия, задержка интеллектуального развития, прогрессирующая гидроцефалия.

Последствия способны затрагивать различные области мозга:

  1. Гипоталамический синдром диагностируют как конституционную недостаточность гипоталамуса. Причинами могут выступать перинатальная энцефалопатия, тяжелые роды, прием гормональных препаратов, нейроинфекции. Проявляется ранним половым созреванием у девушек, поликистозом, у мальчиков — гинекомастией.
  2. Задержка психомоторного развития касается нарушения в освоении естественных движений, таких как бег, ходьба, речь. Влияет на способность читать и писать.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — новый диагноз, который устанавливается невозможностью концентрировать внимание и обучаться. Проявляется неумением слушать то, что ему говорят, успокаиваться, возбуждением, агрессией и чрезмерной ленью. Доктор Комаровский говорит о гиперактивности, если подобное поведение мешает социализации и развитию ребенка.

Методы выявления и лечения

Для диагностики энцефалопатии новорожденного проводится ряд исследований:

  • анализ крови на уровень глюкозы, электролитов;
  • изучение спинномозговой жидкости на предмет инфицирования;
  • нейросонография через большой родничок.

Комплексное обследование включает МРТ или КТ для уточнения ишемии и гипоксии, энцефалографию при судорогах, допплерографию для изучения состояния сосудов. Ребенку требуется осмотр окулиста, а с возрастом — консультации у психолога и логопеда.

Медикаментозное лечение зависит от синдромов, которые развиваются у ребенка:

  1. Для устранения двигательных нарушений назначают «Дибазол» и «Галантамин». Для снижения мышечного тонуса — «Баклофен» и «Мидокалм». Лечение дополняют электрофорезами, парафинотерапией, массажами и гимнастикой.
  2. При судорожных припадках назначаются антиконвульсанты — «Диазепам» и «Фенобарбитал». Детям с эпилепсией запрещаются бассейн, гимнастика и массажи.
  3. При повышенном внутричерепном давлении назначают «Диакарб» — противоотечное средство с функциями диуретика. Чаще детям прописывают фитотерапию. Дегидратационное лечение включает «Маннитол», иногда требуется люмбальная пункция, использование кортикостероидов.
  4. Для коррекции беспокойного сна, спонтанных движений, эмоциональной лабильности применяют «Актовегин», «Партограмм» — средства, направленные на усиление кровотока мозга и улучшение нервной проводимости клеток.

Комплексная терапия нацелена на восстановление и поддержание роста нейронов. Внутривенно вводятся растворы глюкозы, электролитов, магния, комплекс витаминов группы В и С.

Используются средства для повышения метаболизма мозговой ткани — «Винпоцетин» и «Кортексин». В тяжелых случаях проводят хирургическое вмешательство. Детям с нарушенным сосательным рефлексом требуется парентеральное питание.

Для снятия вегетативных симптомов колики и срыгивания рекомендуют более частое кормление, уменьшение порций, вертикализацию ребенка после приема пищи.

При гипервозбудимости невролог назначает психостимулирующие препараты, направляет на сеансы поведенческой терапии. Визит к остеопату может решить проблемы ребенка со сном, утомляемостью, головными болями, поскольку специалист нормализует кровоснабжение мозга мануальными техниками.

В период восстановления новорожденные с перинатальной энцефалопатией обычно лечатся амбулаторно или на дневном стационаре.

Невролог назначает повторный курс ноотропных препаратов и ангиопротекторов, лечебную физкультуру, плавание, массаж, амплипульс и электрофорез; при мышечной дистонии — гомеопатическую и фитотерапевтическую коррекцию, посещение остеопата. При задержке психического развития (ЗПР) с синдромами алалии и дизартрии показаны логопедические занятия.

Общие рекомендации

Перинатальная энцефалопатия — не приговор при своевременном лечении. На протяжении первого года жизни можно минимизировать даже тяжелые нарушения. В домашних условиях назначают массажи для снятия и увеличения тонуса, использование лекарственных трав, методы физиотерапии.

Применяют специальные укладки, ортезы, гомеопатические средства. Мануальные остеопатические техники улучшают движение ликвора и венозный отток, снижают внутричерепное давление и повышенный тонус мышц. Дети хорошо реагируют на гимнастику в воде, которая снимает избыточное напряжение и колики.

Грудное вскармливание должно сопровождаться витаминотерапией, назначенной врачом.

(2 3,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/sindrom-ugneteniya-u-novorozhdennyh.html

Синдромы ЦНС у новорожденных и их последствия: угнетения, перинатальный

Угнетенный ребенок

Расстройства центральной нервной системы диагностируются более чем у 80% деток. Причем большую часть из них составляют недоношенные малыши. Синдромы ЦНС у новорожденных должны поддаваться срочной коррекции, так как халатное поведение и отсутствие соответствующего лечения могут оставить кроху инвалидом.

Особенность ЦНС у грудничков

Формирование внутренних органов и систем у детей происходит в течение нескольких месяцев после рождения.

Как только малыш появляется на свет, у него четко наблюдаются рефлексы, которые передаются ему от родителей и сохраняются на протяжении всей жизни.

Спустя некоторое время в организме активизируется выработка особых ферментов, ответственных за регуляцию гормонов, необходимых для нормального функционирования пищеварительной системы.

В силу влияния некоторых факторов, процесс формирования ЦНС нередко дает сбои, итогом чего являются различные отклонения. Они легко корректируются, если своевременно провести терапию. Однако, существуют заболевания, которые с трудом лечатся. Так, например, при диагностировании перинатального синдрома даже длительный прием медикаментов редко приводит к положительным результатам.

Синдромы угнетения ЦНС у новорожденных возникают по разным причинам. Чаще всего этому предшествуют патологические состояния, воздействующие на организм женщины в период беременности. К таковым относятся:

  • Заболевания соматического характера.
  • Расстройства углеводного, жирового или белкового обмена.
  • Вирусные инфекции.
  • Возраст старше 35 лет.

К основополагающим факторам также относится воздействие на организм женщины плохой экологии и отсутствие полноценного питания во время беременности. В роли провокаторов нарушения ЦНС у плода, которые дают о себе знать сразу же после рождения или спустя несколько месяцев после родов, могут выступать курение, прием наркотических средств и алкогольной продукции будущей матерью.

Часто нервные расстройства у грудничков наблюдаются на фоне длительной железодефицитной анемии, развивающейся у беременной. Она характеризуется снижением уровня гемоглобина в крови, который является ответственным за снабжение тканей женского организма и плода кислородом. Именно его длительная нехватка в 90% случаях становится причиной возникновения данных патологий.

Разновидности синдромов у новорожденных

В роли провокаторов развития подобных синдромов могут выступать различные факторы. В зависимости от них данные расстройства подразделяют на:

  1. Органические. Диагностируются не только у грудничков, но и подростков. Их развитие обуславливается патологическими процессами, происходящими в ГМ. Основными провокаторами являются онкологические заболевания, ОГМ и т.д.
  2. Перинатальные. Обнаруживаются у грудничков. Имеет несколько подвидов – антенатальные (выявляются в период внутриутробного развития), интранатальные (возникают вследствие травмы непосредственно во время родов) и неонатальные (диагностируются в первые несколько недель после рождения).

Перинатальные расстройства ЦНС у детей также подразделяют на гипоксические и травматические.

Первые развиваются на фоне гипоксии, наступающей в утробе матери, или асфиксии, возникающей в процессе родоразрешения.

Вторые (их именуют еще резидуальные расстройства) выступают в роли остаточных явлений после полученных травм, следствием которых стали некоторые структурные изменения головного мозга.

Травмы, приводящие к подобным нарушениям в ГМ, сопровождаются серьезными последствиями. Однако, учитывая, что клетки данного органа у новорожденных обладают высокой скоростью самовосстановления, своевременное и правильно подобранное лечение значительно снижает риски возникновения осложнений.

Существует еще такое понятие, как синдром возбуждения ЦНС. Это состояние выявляется у 90% грудничков, которое и является предшественником других, более серьезных психологических расстройств у ребенка.

Фазы протекания синдромов

Поражение нервной системы происходит в 3 этапа. Острая фаза синдрома центральной нервной системы длиться на протяжении одного месяца. Клинические проявления болезни зависят от степени повреждений:

  1. Легкая. Характеризуется тремором подбородка и рук, частыми пробуждениями, плаксивостью, раздражительностью, бесконтрольными движениями конечностей во сне.
  2. Средняя. Проявляется снижением мышечного тонуса и активности, ослабеванием врожденных рефлексов, в частности сосания. Но такая клиника наблюдается не долго. Спустя некоторое время данные симптомы сменяются на гиперактивность, изменением цвета кожных покровов (они становятся практически прозрачными), выпуклостью родничка, увеличением окружности головы и т.д. Как правило, при наличии такой симптоматики говорят о развитии гидроцефального синдрома.
  3. Тяжелая. Данная форма патологии приводит к коме и требует постоянного врачебного контроля.

Для восстановительного периода характерны следующие признаки:

  • Задержка психического развития.
  • Повышенная раздражительность и возбудимость.
  • Двигательные нарушения, которые проявляются в виде дерганий рук и ног во сне, непроизвольными сокращением мышц лица и глаз.

Детки с расстройствами ЦНС отстают в развитии от сверстников. Они поздно начинают ходить и разговаривать. У них практически отсутствует интерес к игрушкам и ко всему, что их окружает.

Последняя фаза синдромов наступает в период с 11-14 месяцев, когда поражение центральной нервной системы у ребенка видно невооруженным взглядом.

Малыш становится гиперактивным, практически не разговаривает, у него периодически возникают эпилептические припадки.

Если и на данном этапе отклонений не будет проводиться лечение, это закончиться развитием церебрального паралича и наступлением инвалидности.

Формы синдромов центральной нервной системы

Каждое заболевание имеет свои степени развития. Данные синдромы не исключение. Для них характерны следующие формы:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

В первом случае развитие патологии сопровождается:

  • Снижением тонуса мышц.
  • Скользящим косоглазием.
  • Дрожанием подбородка.
  • Непроизвольными движениями конечностями.
  • Гиперактивностью.

При средней форме заболевания, у малыша фиксируются:

  • Паралич.
  • Полное отсутствие эмоций.
  • Судороги.
  • Повышенная чувствительность.

Тяжелая степень патологии характеризуется:

  • Дисфункцией почек.
  • Нарушением дыхания.
  • Расстройством кишечника.
  • Онемением и судорогами конечностей.
  • Отсутствием реакции на все происходящее вокруг.
  • Непроизвольным движением глаз.

Диагностические мероприятия

В силу того, что расстройства ЦНС могут повлечь за собой серьезные последствия, при первых же признаках таких отклонений, нужно обратиться к детскому педиатру. Он осмотрит малыша и назначит консультацию невролога.

Для постановки точного диагноза, врачу потребуется предоставить всю информацию о протекании беременности и возникших во время родов осложнений, а также о лечении, который малыш получал в первые дни жизни (если оно проводилось). После этого дается направление на прохождение:

  • Рентгенологического исследования.
  • УЗИ.
  • КТ или МРТ головного мозга.

Если у ребенка имеются расстройства нервной системы, то их, как правило, диагностируют сразу же после рождения. Именно в этот момент и требуется начинать лечение, так как в данный период организм малыша продолжает формироваться и шансы достигнуть положительных результатов намного выше.

Синдромы центральной нервной системы устраняются при помощи специальных препаратов, действие которых направлено на улучшение поступления питательных веществ к клеткам ГМ и их регенерацию. Также используются медикаменты, обеспечивающие снабжение головного мозга кислородом и повышение мышечного тонуса. Помимо этого обязательным являются:

  • Физиотерапевтические процедуры.
  • Массаж.
  • ЛФК.
  • Остеопатическая терапия.
  • Электрофорез.
  • Рефлексотерапия и т.д.

Расстройства ЦНС у детей протекают по-разному, соответственно, все лечебные мероприятия назначаются в индивидуальном порядке!

Отсутствие должного лечения чревато:

  • Отклонениям в психическом развитии.
  • Церебральному параличу.
  • Эпилепсии.

При тяжелом протекании болезни наступает кома с последующим летальным исходом. Учитывая высокие риски развития столь серьезных осложнений, затягивать с посещением врача при появлении первичных признаков расстройств ЦНС у ребенка не стоит. Только своевременная диагностика и правильно подобранная терапия поможет избежать негативных последствий.

Мнение доктора Комаровского

У 95% новорожденных детей выявляются неврологические нарушения в той или иной степени, и только у 4-5% они требуют лечения.

Трясущийся подбородок, дрожание рук и ног, частые срыгивания – это симптомы, наблюдающиеся практически у каждого ребенка в возрасте 0-2 месяцев, которые спустя некоторое время исчезают.

В 90% случаях они возникают по причине адаптации малыша к окружающей среде, а не в результате развития серьезных заболеваний.

Терапевтические мероприятия необходимы только в том случае, если у грудничка наблюдаются:

  • Эпилептические припадки.
  • Энцефалопатия.
  • ДЦП и другие заболевания, выявленные в ходе полного обследования.

Если серьезных нарушений в работе центральной нервной системы у ребенка нет, то прогулки на свежем воздухе, прием витаминов, укрепляющие массажи, разумное питание (без перекорма) и частые купания помогут быстро устранить расстройства ЦНС без приема препаратов и госпитализаций.

Источник: https://sindroms.ru/nevrologicheskie/tsns.html

Синдром угнетения у новорожденных последствия — Мамино счастье

Угнетенный ребенок

Аномалии центральной нервной системы формируются во время перинатального периода, который длится с 28 недели беременности по 7 день жизни.

Нарушения появляются в утробе матери, во время родов или сразу после рождения. Синдром угнетения у новорожденных и гипервозбудимость — основные проявления перинатальной энцефалопатии.

Расстройства ЦНС характеризуются двигательными нарушениями, гидроцефалией, судорогами, отставанием в развитии.

Причины возникновения

Сбои, которые являются последствиями дисфункции мозга, входят в понимание собирательного термина перинатальной транзиторной энцефалопатии. Структурные патологии главного органа ЦНС при рождении приводят к гидроцефалии, эпилепсии, детскому церебральному параличу.

Синдром угнетения — это следствие поражения клеток головного мозга невоспалительного характера. Причинами патологии становится аномальное течение беременности и родов:

  1. Соматически отягощенная история вынашивания: болезни сердца, сахарный диабет, пиелонефрит, гипертония и бронхиальная астма у будущей матери.
  2. Неблагоприятное вынашивание с рисками выкидыша, внутриутробной инфекцией, гестозами и фетоплацентарной недостаточностью.
  3. Стремительные или затяжные роды, узкий таз у матери, рождение раньше срока или слабость родовой деятельности.
  4. Вредные привычки, от которых не удалось избавиться во время вынашивания ребенка: употребление алкоголя, курение, прием антибиотиков и других запрещенных беременным препаратов.
  5. Влияние производственных и экологических факторов, пищевых токсинов.
  6. Действия акушеров, вызвавшие внутричерепную родовую травму при тазовом предлежании, неправильном вхождении головки в малый таз, использовании щипцов и вакуума.
  7. Легкая форма нарушений развивается при стрессах, избыточной тревожности и раздражительности будущей матери под действием гормона кортизола.

Головной мозг повреждается при нарушении дыхания, врожденных пороках сердца, заражении крови. Синдром угнетения провоцируется введением роженице сульфата магния.

Основная симптоматика

Синдром угнетения проявляется сразу после рождения, если причиной стала гипоксия во время беременности или родов или внутриутробное инфицирование. Признаки, возникающие спустя несколько часов после рождения, указывают на инфицирование в процессе родоразрешения или внутрижелудочковое кровоизлияние. Развитие синдрома угнетения на 3–5 сутки от рождения обусловлено инфекционным токсикозом.

Шкала Апгар в баллах служит ориентиром при оценке функции нервной системы у недоношенных детей:

  • 6–7 — чрезмерная нервно-рефлекторная возбудимость, судороги;
  • 4–6 — угнетение ЦНС и гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  • 1–4 балла — это прекоматозное состояние или кома.

Неонатолог осматривает новорожденного на предмет поражения ЦНС:

  • слабый или запоздалый крик;
  • продолжительный цианоз;
  • угнетенный сосательный рефлекс;
  • патологии двигательной активности.

Синдром угнетения ЦНС проявляется в выраженной форме:

  • вялостью;
  • подавлением рефлексов;
  • мышечной гипотонией.

При мягкой форме грудничок часто вскидывает ножками и ручками, плачет, тяжело засыпает и некрепко спит. Неврологи диагностируют мышечную дистонию, тремор подбородка. Изменения обычно проходят на протяжении первого месяца без последствий.

При умеренной степени выявляются очаговые неврологические поражения: анизокория (разница в диаметре зрачков), опущение века, сходящееся косоглазие, дрожание зрачка, нарушенное сосание и глотание, асимметрия носогубных складок и разница сухожильных рефлексов.

При тяжелой степени угнетения наблюдается адинамия, атония, отсутствуют рефлексы и реакции на боль (укол затупленной иглой), замедляются пульс и дыхание. Состояние может сохраняться до двух месяцев, заканчивается развитием неврологических расстройств.

Невропатологи выделяют четыре степени угнетения центральной нервной системы:

  1. Летаргия — состояние постоянного сна. Разбуженный младенец проявляет малое количество безусловных рефлексов. Их исчезновение зависит от тяжести летаргии.
  2. Оглушенность выражается в том, что в ответ на прикосновение ребенок гримасничает, слабо двигает конечностями, зажмуривается. Присутствует рефлекс Бабинского, верхний хватательный, но малыш не сосет грудь.
  3. Ступор — стадия, при которой реакция возникает только на боль. Характерно тоническое сгибание ручек и ножек в ответ на раздражители.
  4. Кома бывает разных степеней, что зависит от угнетения сухожильного, хватательного и рефлекса Бабинского.

Выделяют несколько синдромов в развитии энцефалопатии:

  1. Нарушение двигательной функции формируется по гипо- или гипертоническому типу, проявляется гиперкинезами, парезами и параличами. Синдром двигательных нарушений характеризуется отсутствием мимики: дети начинают улыбаться только в три месяца, отсутствует реакция на звуки и на родных, ребенок кричит без смены тонов. Синдром мышечной дистонии у новорожденных бывает общим (генерализованным) – сгибание подошвы или выгибание всем телом, а также фокальным — сокращаются мышцы одной части тела.
  2. Астено-невротический синдром состоит из хронических нарушений сна, эмоциональной лабильности и тревожности.
  3. Спастический или судорожный синдром выражается судорогами, мелкоамплитудной дрожью, автоматизмами в жевании, кратковременными остановками дыхания.
  4. Синдром вегето-висцеральных патологий проявляется бледностью кожи, частым срыгиванием, коликами, нарушениями сердечного ритма. Развивается на фоне внутричерепной гипертензии и синдрома гипервозбудимости. У ребенка отмечаются холодные ручки и ножки, плохая прибавка в весе. Кишечные колики развиваются у 15% детей до трехмесячного возраста и почти стали нормой.
  5. Cиндром гипервозбудимости проявляется у 10% малышей в период новорожденности и перерастает в отсутствие концентрации внимания в детском саду. Ребенок выглядит зажатым, сжимает кулачки, на лице остается гримаса боли. Характерны частый плач и кожа мраморного оттенка.
  6. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости обычно предшествует угнетению ЦНС или чередуется с ним. Ребенок остро реагирует на звуки и прикосновения взмахами рук и плачем, запрокидыванием головы.
  7. Гидроцефальный синдром: ребенок с внутренней гидроцефалией вялый и сонливый. У него выбухает родничок, увеличивается окружность головы, нарушается сон. Неврологические расстройства частично регрессируют.

Исход синдрома угнетения разнообразен. Возможны полное восстановление функции ЦНС, минимальные дисфункции, синдром дефицита внимания и гиперактивности. При умеренной степени поражении формируется умственная отсталость, логопедические проблемы. При грубых органических изменениях — ДЦП, эпилепсия, задержка интеллектуального развития, прогрессирующая гидроцефалия.

Последствия способны затрагивать различные области мозга:

  1. Гипоталамический синдром диагностируют как конституционную недостаточность гипоталамуса. Причинами могут выступать перинатальная энцефалопатия, тяжелые роды, прием гормональных препаратов, нейроинфекции. Проявляется ранним половым созреванием у девушек, поликистозом, у мальчиков — гинекомастией.
  2. Задержка психомоторного развития касается нарушения в освоении естественных движений, таких как бег, ходьба, речь. Влияет на способность читать и писать.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — новый диагноз, который устанавливается невозможностью концентрировать внимание и обучаться. Проявляется неумением слушать то, что ему говорят, успокаиваться, возбуждением, агрессией и чрезмерной ленью. Доктор Комаровский говорит о гиперактивности, если подобное поведение мешает социализации и развитию ребенка.

Методы выявления и лечения

Для диагностики энцефалопатии новорожденного проводится ряд исследований:

  • анализ крови на уровень глюкозы, электролитов;
  • изучение спинномозговой жидкости на предмет инфицирования;
  • нейросонография через большой родничок.

Комплексное обследование включает МРТ или КТ для уточнения ишемии и гипоксии, энцефалографию при судорогах, допплерографию для изучения состояния сосудов. Ребенку требуется осмотр окулиста, а с возрастом — консультации у психолога и логопеда.

Медикаментозное лечение зависит от синдромов, которые развиваются у ребенка:

  1. Для устранения двигательных нарушений назначают «Дибазол» и «Галантамин». Для снижения мышечного тонуса — «Баклофен» и «Мидокалм». Лечение дополняют электрофорезами, парафинотерапией, массажами и гимнастикой.
  2. При судорожных припадках назначаются антиконвульсанты — «Диазепам» и «Фенобарбитал». Детям с эпилепсией запрещаются бассейн, гимнастика и массажи.
  3. При повышенном внутричерепном давлении назначают «Диакарб» — противоотечное средство с функциями диуретика. Чаще детям прописывают фитотерапию. Дегидратационное лечение включает «Маннитол», иногда требуется люмбальная пункция, использование кортикостероидов.
  4. Для коррекции беспокойного сна, спонтанных движений, эмоциональной лабильности применяют «Актовегин», «Партограмм» — средства, направленные на усиление кровотока мозга и улучшение нервной проводимости клеток.

Комплексная терапия нацелена на восстановление и поддержание роста нейронов. Внутривенно вводятся растворы глюкозы, электролитов, магния, комплекс витаминов группы В и С.

Используются средства для повышения метаболизма мозговой ткани — «Винпоцетин» и «Кортексин». В тяжелых случаях проводят хирургическое вмешательство. Детям с нарушенным сосательным рефлексом требуется парентеральное питание.

Для снятия вегетативных симптомов колики и срыгивания рекомендуют более частое кормление, уменьшение порций, вертикализацию ребенка после приема пищи.

При гипервозбудимости невролог назначает психостимулирующие препараты, направляет на сеансы поведенческой терапии. Визит к остеопату может решить проблемы ребенка со сном, утомляемостью, головными болями, поскольку специалист нормализует кровоснабжение мозга мануальными техниками.

В период восстановления новорожденные с перинатальной энцефалопатией обычно лечатся амбулаторно или на дневном стационаре.

Невролог назначает повторный курс ноотропных препаратов и ангиопротекторов, лечебную физкультуру, плавание, массаж, амплипульс и электрофорез; при мышечной дистонии — гомеопатическую и фитотерапевтическую коррекцию, посещение остеопата. При задержке психического развития (ЗПР) с синдромами алалии и дизартрии показаны логопедические занятия.

Общие рекомендации

Перинатальная энцефалопатия — не приговор при своевременном лечении. На протяжении первого года жизни можно минимизировать даже тяжелые нарушения. В домашних условиях назначают массажи для снятия и увеличения тонуса, использование лекарственных трав, методы физиотерапии.

Применяют специальные укладки, ортезы, гомеопатические средства. Мануальные остеопатические техники улучшают движение ликвора и венозный отток, снижают внутричерепное давление и повышенный тонус мышц. Дети хорошо реагируют на гимнастику в воде, которая снимает избыточное напряжение и колики.

Грудное вскармливание должно сопровождаться витаминотерапией, назначенной врачом.

Источник: http://momshappiness.ru/sindrom-ugneteniya-u-novorozhdennyx-posledstviya.html

Удобный ребенок. Воспитание или подавление?

Угнетенный ребенок

В статье про импринтинг я рассказал об одном из важных механизмов формирования нашей личности в детстве. И теперь хотел бы остановиться еще на двух, которые называются условное подкрепление и интерпретация. Но в первую очередь опишу одну проблему, которая связана с воспитанием вообще.

Удобный ребенок

Глупо оспаривать необходимость воспитания детей. Но, к сожалению, часто оно превращается в инструмент подавления. Взрослые не всегда осознают, для чего они прививают ребенку то или иное качество.

И порой происходит так, что они руководствуются не его благом, а соображениями сиюминутного удобства. И главным качеством ребенка в их понимании является то, что он не должен мешать.

Как только он начинает бегать, прыгать, нарушать социальные нормы, они начинают давить на него ради своего комфорта.

И с одной стороны, прививать социальные навыки необходимо: ребенок, который совсем не умеет себя вести, потом вырастет во взрослого, не умеющего жить в социуме. Окружающим будет очень сложно с ним, потому что такой человек будет учитывать только свои потребности – этакая «свободная личность» – возможно, вы видели таких.

С другой стороны, далеко не все социальные стереотипы необходимо прививать. Какие именно – решать нужно осознанно, руководствуясь не каким-то средним устоявшимся мнением, а собственными умом и интуицией. Ищите золотую середину.

Не стоит, разумеется, пытаться стать идеальными воспитателями – это недостижимо, да и не нужно. Важно стать любящими и сознательными родителями, которые при воспитании исходят не из соображений собственного удобства или удобства окружающих, а думают о будущем ребенка. Для этого им самим нужно сначала решить свои проблемы.

Однако, в подавляющем большинстве семей происходит следующее: детей делают удобным для родителей, социума, жизни в обществе, не считаясь с их потребностями, даже самыми элементарными.

Условное подкрепление

Для этого часто используется механизм условного подкрепления. Вы, возможно, были в цирке и наблюдали за животными, которые делают различные трюки. Тогда вы знаете, что за удачный номер животному обязательно дают что-то вкусное, гладят – словом, поощряют.

Некоторые дрессировщики, к сожалению, также наказывают животное за неудавшиеся или неправильно выполненные номера. Только мы этого, как правило, не видим. Так или иначе, животное запоминает, за каким поведением следует награда, а за каким – наказание. Это же правило работает и в воспитании маленьких детей.

Родители поощряют их за одобряемое поведение и наказывают – за нежелательное.

И желательное поведение часто просто нездоровое – например, многие родственники, а особенно бабушки и дедушки, просто обожают, когда ребенок сидит тихо и не проявляет большой активности, не пристает к ним с вопросами. Потому что так он им не мешает. И вот они поощряют его вести себя спокойно – хвалят, дают конфеты и тому подобное. А за активность – ругают и ставят в угол.

Дети могут реагировать по-разному, зависит от темперамента, условий в семье. Одни протестуют и назло начинают вести себя еще хуже. А другие – смиряются и превращаются в «мечту любой бабушки» – послушного тихоню, который никогда никому не мешает.

Первый вариант, скажу честно, выглядит внешне хуже, но на самом деле не такой жуткий, потому что тут человек хотя бы пытается проявить себя и находит выход своим естественным эмоциям и чувствам – пусть и в не самой экологичной, часто социально неприемлемой форме. Другое дело, что подобные дети могут превратиться в хулиганов и преступников – с печальными последствиями для них самих и окружающих.

Но для самого человека второй вариант даже страшнее. Потому что он тогда не имеет даже иллюзии свободы, постоянно находясь в тисках своего, точнее, родительского, представления о хорошем человеке.

Став взрослым, он тоже никому не мешает, не кричит, не спорит. Не бегает и не прыгает, даже если хочется. А внутри у него копится напряжение. Чем это может закончиться? Да чем угодно.

Болезнями на нервной почве, неровностью характера в целом: когда человек терпит-терпит, а потом неожиданно взрывается.

Интерпретация

Еще один механизм формирования самооценки называется интерпретация. И срабатывает он очень часто, хотя порой и незаметно для родителей. Он заключается в том, что дети делают свои собственные, порой парадоксальные выводы из того, что делают и говорят им взрослые.

Один из самых распространенных примеров – появление младших братьев и сестер в семье. Скажем, в семье был малыш, который привык быть один, а потом появляется второй, который, естественно, требует внимания.

И иногда первый может начать интерпретировать перераспределение внимания родителей, решая, что они стали меньше его любить. Раньше все было для него, а теперь ему достается в лучшем случае половина.

И самый простой вывод, который делает ребенок: «Меня стали меньше любить».

Еще одна стандартная ситуация – когда младшие дети донашивают одежду за старшими.

Я неоднократно рассказывал на семинарах историю о семье, где было три дочери, и родители покупали старшей сестре новую одежду, средней – отдавали то, из чего выросла старшая, а младшей доставалась уже «дважды поношенная» одежда – после двух сестер.

В результате самая младшая дочь считала, что старших любят, а ее – нет. И у нее потом было стойкое ощущение, что с ней что-то не так, она неправильная, раз родители ее не любят. А они не заметили этого или не подумали, что это важно.

Самое глупое, что могут сделать взрослые – отмахнуться от ребенка, который говорит о своих чувствах. Сказать: «Это все ерунда, не выдумывай!». Он воспримет это как очередное доказательство нелюбви. Нельзя игнорировать подобные вещи, потому что ребенок очень уязвим.

Вопрос ведь не в том, получают дети новую или старую одежду, а в том, ощущают ли они вашу любовь.

Внимание, которое можно проявить к ребенку, поинтересовавшись его мнением, выслушав, когда он что-то пытается до вас донести – это и есть любовь.

Не важно, можете ли вы позволить себе покупать детям новую одежду, важно, чтобы они чувствовали, что их любят. Это часто важнее, чем воспитание тех или иных личностных качеств ребенка.

Это – про меня!

Что делать, если вы узнали себя, какие-то ситуации из своего детства? К счастью, многие травмы и обиды прошлого можно проработать. Какую форму работы вы выберете – не так важно. Важно, чтобы она отвечала вашим потребностям и решила проблему. В чем я искренне желаю вам удачи!

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/udobnyy-rebenok-vospitanie-ili-podavlenie/

Как поддержать ребенка. Как не подавлять ребенка | Цветы жизни

Угнетенный ребенок

Дорогие друзья, сегодня продолжим говорить об эмоциях детей и взрослых вместе с Дарьей Федоровой. Первая ее статья собрала немало комментариев в обсуждении. Она о том, как принимать эмоции детей, как и зачем уметь «контейнировать» эмоции и не только. Если вы ее пропустили, рекомендую почитать статью «Просто быть рядом… или почему мамы так трудно переносят истерики ребенка?».

Я восхищена мудростью Дарьи. В этой статье такая сила, такая глубина и душа… Родители, это для нас и про нас с вами… Передаю слово Дарье Федоровой.

В жизни бывают такие ситуации, когда мы думаем про наших детей плохо, а на самом деле они гораздо лучше, чем мы представляем!

Когда такие ситуации случались с нами в детстве и по мере взросления, нам приходилось выстраивать некую защиту. Когда наша душа хочет «разговора по душам», но вдруг мы видим, что нас не поняли, это сопровождается «социальной болью» и выбросом гормона боли — кортизола.

В этот момент нашему мозгу ничего не остается, как начать выстраивать «броню». И тогда к нашей душе становится сложно подступиться: теперь все негативные реакции, когда нас не понимают, ударяются о невидимую «броню» и мы не пускаем в душу эту боль.

Нам кажется, что мы защищены!

Что же это за «броня»? Может, вы удивитесь, но это не что иное, как наша «личность».

Что такое «личность» — это некая «личина», «маска», под которую мы прячем нашу душу. Это прослойка, между нашей душой и внешним миром. Чем сильнее «личность», тем эта броня серьезнее, толще.

Теперь вспомните про тренинги «личностного роста», где вас учат быть продвинутыми, волевыми, суперуспевающими. Чему вас учат на самом деле? Вас учат выстраивать прослойку между душой и внешним миром, когда Вам «плевать» на то, что о нас думают другие люди. Когда Вам ничего не стоит «пройтись по головам», чтобы достичь высоких целей.

Когда Вы, вместо того, чтобы слушать внутренний голос, говорите себе: «Так, а теперь встала и пошла! Я встаю в 5 утра, за день должна сделать 20-30 дел, тогда стану успешной. Неважно в какой сфере, главное идти и делать, делать, делать.

Тогда у меня точно все получится! Я стану успешной! Я заработаю много денег! Все станет здорово и классно!»

И даже, если себя действительно так скрутить и заработать много денег, потом сидишь и думаешь: «А счастье где? А что-то щемит в душе.

Непонятно, почему?! Вроде, все есть, все хорошо, а в душе неспокойно!» Так происходит, потому что за воспитанием сильной личности в себе потерялся контакт с душой, свой путь.

Потому что свой путь не всегда в том, чтобы стать успешными, научиться зарабатывать деньги, делать 100 дел в день. Счастье, оно не про это.

Как родители подавляют ребенка?

Возвращаясь к нашим детям, я хочу сфокусировать вас на том, что Ваша личность, особенно если она уже сильная, очень часто пытается подавить ребенка. Конечно, из лучших побуждений!

Подавлять ребенка можно как через карающие вещи, так и гиперопекой. Тем не менее, мы часто пытается подавить ребенка.

Интересно, что подавление, может быть авторитарно-диктаторским, когда мы диктуем некие правила, все время ставим жесткие рамки: «Делай не так, а вот так! Да что ж ты так плохо сделал! Нужно было вот так!»

А может быть и мягко авторитарным, когда мы просто решаем проблемы детей за них, не отдавая им ответственность за свою жизнь по мере их взросления.

Хотим сделать лучше, чтобы дети были счастливы, поэтому постоянно стараемся оградить их от всех проблем, трудностей.

Если у них что-то не получается, мы быстро за них все делаем, главное, чтобы ребенок был счастлив. Но это тоже модель подавления!

И дальше вопрос уже в силе характера ребенка! Он становится либо адаптивным, подчиняется вам, живет так, как вы хотите. Тогда проблема возникает в тот момент, когда родители уходят из жизни, и ребенок в одночасье оказывается перед необходимостью принимать самостоятельные решения. Наступает ощущение растерянности: непонятно, как жить дальше, ведь мама больше не подсказывает, не направляет.

Такие дети очень медленно взрослеют, они долго остаются инфальтильными, по любому поводу бегают советоваться к родителям. Им важен некий авторитет и мнение, у них нет собственных ответов, решений, нет механизма поиска собственных решений для жизненных задач. И это достаточно удобные дети для родителей.

Но потом им самим трудно добиваться каких-то целей, трудно жить самостоятельно, когда уходит авторитарное плечо. Хотя, например, такие женщины часто находят мужей, которые четко знают, что им надо делать в жизни. Происходит смена родительского авторитета на авторитет мужа.

А мужья находят жен, с которыми удобно быть «подкаблучниками».

Если у ребенка сильный характер, то он начинает сопротивляться Вашему давлению и превращается в «бунтующего» ребенка. Приближаясь к подростковому возрасту, начинаются скандалы и конфликты с родителями.

В лучшем случае это выливается в то, что ребенок уходит из семьи и начинает строить самостоятельную жизнь.

Может резко оборвать контакты с родителями, начинает искать собственные решения, формировать собственное мировоззрение, часто не совпадающее с тем, которое пытались ему привить родители.

Подростковый возраст – это как раз тот момент, когда человеку очень важно определиться: “Кто Я в этом мире? Как Я вижу этот мир?”

Важно понимать, что в подростковом возрасте ребенок перестает смотреть на родителей, как на Бога, и уже с лупой рассматривает их мировоззрение. И в этот момент он может сказать: «Я вижу, к чему Вы пришли в своей жизни.

И мне это не подходит! Поэтому я не хочу брать себе Вашу модель жизни!» И ему самому в этот период совсем не просто, потому что ему приходится искать ответ на вопрос: «А где же тогда моя модель? Какая она?» Нет готового шаблона перед глазами, потому что он по каким-то причинам отказался от родительских шаблонов поведения и стратегий жизни. Приходится создавать что-то свое. А это всегда сложнее, чем жить «под кальку»!

Если хватает силы характера у ребенка, хватает сил оторваться от родителей, то приготовьтесь к тому, что придется какое-то время подождать, прежде, чем ребенок будет готов вернуться к контакту с Вами. Ему важно обрести собственное знание про себя, чтобы вернуться в контакт с Вами уже другим человеком – другим взрослым со своим мировоззрением, своими ценностями, убеждениями.

Как поддержать ребенка

Наша с вами задача, как родителей, не бояться вот этого иногда внешне громкого «попрания родительского авторитета» в подростковом возрасте и все-таки сохранить контакт с детьми через «разговор по душам» и через уважение к их личному пространству.

«Разговор по душам» — это про что? Это про принятие и поддержку.

Это про то, что мы не используем в воспитании банальные модели, такие, как читать нотации, учить жизни, выдавать готовые решения подростку о том, как ему надо поступить в какой-то конкретной ситуации, чтобы было «правильно». Вместо этого мы входим с ним в контакт, «разговариваем по душам».

Мы верим в своих детей и транслируем им эту веру. Верим в то, что они найдут сами оптимальное решение, но мы рядом и подставим свое плечо, если они вдруг ошибутся. И вот этим самым «плечом» мы транслируем ребенку и словами, и действиями, и образом жизни, что ошибаться – это не страшно, а страшно, если уж ты ошибся, стоять на месте и не искать новых решения.

Ошибаться — не страшно! Потому что когда ты ошибаешься, ты ищешь оптимальное решение, приобретаешь некий опыт, которого до этого момента у тебя не было. Ведь невозможно сразу найти правильное решение, когда ты что-то делаешь в первый раз! Поэтому ошибка – это всего лишь обратная связь от мира, некий результат как следствие наших действий.

И если этот результат не совпадает с тем, который ты хотел получить, значит, в этой цепочке действий надо что-то поменять, чтобы попасть в ту точку, которую ты хочешь.

Но для этого надо не впадать в никчемность: «У меня никогда ничего не получится!», а сказать себе: «Я что-то сделал, у меня получилось неидеально, не так, как я ожидал, а как-то кривовато. Хорошо, тогда я попробую в этот раз по-другому!»

Когда мы ведем с ребенком разговор «по душам», когда хотим дать ему принятие и поддержку, мы не говорим: «Я же тебе говорила! Зачем ты туда полез! Почему ты опять плохо сделал!».

Мы верим, что у них получится: «Я знаю, ты сделал все, что мог. Это здорово! Да, сегодня, может, получилось не совсем так, как ты хотел, но надо сделать еще несколько попыток. Ты точно придешь туда, куда ты хочешь! У тебя все получится! Ты в правильном направлении идешь, ты прикладываешь усилия. Ты молодец! Все придет, все будет!»

Подростковый период – это точно не время давить на ребенка и говорить с ним с позиций «должен».

Лучше услышать его потребности, быть чуткой к соблюдению его личных границ, относиться к ним с уважением и входить в контакт тогда, когда он сам этого хочет, а не пытаться выдернуть его в контакт.

По крайней мере, перед желанием побеседовать всегда сначала спрашивать, готов ли он и хочет ли сейчас с Вами поговорить.

Вот хороший тест, в контакте ли Вы сейчас с  подростком.

Для Вас подросток – еще ребенок, он же уже считает себя взрослым. Поэтому чтобы быть услышанной, Вам важно разговаривать с ним как с равным, как с взрослым.

Как Вы обычно начинаете разговор с взрослым человеком? С мужем, например? Если ли какая-то фраза, когда Вы сообщаете о своем желании что-то обсудить и ждете ли сообщения о готовности собеседника сейчас вступить с Вами в диалог на эту тему?

И приемлем ли тон нотаций в Вашем разговоре с мужем? Или с подругой?

Задумайтесь о том, как бы изменились Ваши отношения с мужем или с подругой, если бы Вы стали разговаривать с ними в том же тоне, что и со своим ребенком-подростком, если у Вас с ним сейчас напряженные отношения.

А вот все жизненные принципы подростки впитали уже гораздо раньше, из Ваших шаблонов поведения. Поэтому в подростковом возрасте уже поздно что-то объяснять. Теперь эти самые «жизненные принципы» проходят у Вашего ребенка проверку!

И не стоит пугаться, если вдруг его поведение идет в разрез с тем, что Вы старались ему привить. Ваш ребенок может отличаться от Вас. Поэтому принимать ли Ваши принципы в свою жизнь или же выбрать в собственной жизни другие — решать уже ему.

У Вас своя жизненная задача, у него — своя. Возможно, не все Ваши убеждения подойдут для выполнения его личной жизненной задачи, ради которой он и пришел в этот мир.

Принятие, поддержка и уважение к личным границам ребенка – вот «три кита», на которых держится Ваш контакт с ним и Ваши хорошие взаимоотношения. Как, впрочем, и с любым другим человеком!

Дарья Федорова

Специально для сайта «Цветы жизни».

Я благодарна Даше за ее мысли, за важные «крючки», которые она с легкостью находит и мотивирует на действия. Прослушайте пресс-конференцию Дарьи Федоровой «У мам проблем НЕТ!» и получите еще больше капелек материнской мудрости. Подробнее о пресс-конференции на этой странице.

Гармонии и взаимопонимания!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/vejliviy-s-pelenok/kak-ne-podavit-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.