Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых (продолжение…)

Содержание

Сдвг или синдром дефицита внимания у взрослых людей

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых (продолжение...)

На сегодняшний день проблемы расстройств поведения стоят очень остро. Особенно это выражено среди детей и подростков. Однако неспособность контролировать свои действия и принимать установленные правила и нормы встречаются и у взрослого человека.

Большинство подобных случаев среди детей не имеет в своей основе грубых органических поражений головного мозга, и хорошо поддаются коррекции на ранних стадиях развития. Поведенческие расстройства взрослых, как правило, менее выражены, но не менее опасны.

Поэтому крайне важно правильно диагностировать и лечить подобные расстройства в любом возрасте.

Одна из форм постепенного количественного нарастания расстройств отдельных психических функций, чаще всего проявляющихся в изменении поведения, носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

В большинстве случаев данный диагноз ассоциируется именно с детьми. Однако расстройством могут страдать и взрослые люди.

По данным статистики распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди лиц старше 18 лет достигает 6-7%.

Основные понятия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является комплексной пограничной проблемой, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики. Сама патология заключается в хроническом расстройстве поведения, манифестируемом в детском возрасте. Нескорректированные вовремя симптомы расстройства дают о себе знать во взрослом состоянии не менее чем у 60% пациентов.

Конкретные клинические проявления болезни достаточно разнообразны. В этой связи изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности имел целый ряд синонимов, отражающих преимущественную клинику или патогенез заболевания – «дефицит нравственного контроля», «минимальная мозговая дисфункция», «хронический гиперкинетический мозговой синдром», «легкая дисфункция мозга» и другие.

Однако ни один из них полностью не отражал сути заболевания. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был введен в 1980 году и оказался наиболее приемлемым для описания поведенческих расстройств. Наряду с ним были выделены «синдром дефицита внимания без гиперактивности» и «синдром резидуального типа», диагностируемый у лиц, страдавших СДВГ в более раннем возрасте.

СДВГ – это полиэтиологическое заболевание, проявляющееся нарушениями поведения, которые манифестируют у детей старше 5 лет и сопровождаются снижением внимания и гиперактивностью. Потенциально подобные изменения провоцируют проблемы с обучением и работой, снижение качества жизни, социальную дезадаптацию человека.

Причины

В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.

Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.

Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

  • пищевой аллергией;
  • нарушениями обмена глюкозы;
  • патологией щитовидной железы;
  • гельминтозами;
  • болезнями бронхо-легочной системы.

Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

Клинические проявления

Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

  • эмоциональная лабильность;
  • неспособность завершить планируемое действие;
  • вспыльчивость;
  • плохая стрессоустойчивость;
  • импульсивность.

Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству.

При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны.

Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.

Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре. 

У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

Лечение

Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:

  • когнитивная поведенческая терапия;
  • физиопроцедуры;
  • лечебная физкультура;
  • воздействие на сопутствующую патологию;
  • участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
  • медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).

Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента.

Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения. Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач.

Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой.

Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью.

Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии.

Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 99

4 99

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/sdvg-u-vzroslyh.html

Синдром дефицита внимания или СДВГ — проблемы взрослых

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых (продолжение...)

Реальная правда о синдроме дефицита внимания у взрослых. А вы не знали? Взрослые страдают от СДВГ не реже, чем дети.

Синдром дефицита внимания или иначе СДВГ ошибочно считается только детским заболеванием. Но это проблема взрослых ни чуть не в меньшей степени. И не потому, что им приходится тяжко с такими детьми. Они сами продолжают болеть синдромом дефицита внимания. И никуда он с возрастом не исчезает, как ошибочно считалось ранее.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию обзор интереснейшей и весьма полезной книги Эдварда Хэлловэлла и Джона Рэйти «Почему я отвлекаюсь», вышедшей недавно в издательстве МИФ. О том, как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать.

Из описания к книге:

Эдвард Хэлловэлл — всемирно признанный эксперт по синдрому дефицита внимания и Джон Рэйти — практикующий психиатр — тщательно переработали и дополнили актуальной медицинской информацией свою книгу-бестселлер, суммарный тираж которой превысил 2 миллиона экземпляров.

Через живые истории и примеры своих пациентов (как детей, так и взрослых) они исследуют разные формы СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) — от собственно гиперактивности до мечтательности.

Эксперты развеивают типичные мифы о СДВГ, предлагают полезные инструменты и рассказывают о всех доступных вариантах лечения. Кроме того, они дают советы о том, как обращаться с ребенком, партнером или другим членом семьи, которому поставили такой диагноз.

Худа без добра не бывает.

Самое важное, о чем рассказывают авторы — о преимуществах, которые идут бок о бок с этим «расстройством», среди которых энергичность и высокая интуитивность, креативность, энтузиазм.

Когда взрослые люди узнают, что у них типичные признаки синдрома дефицита внимания, то многие попросту теряются. Как это? С какого перепуга такое вдруг у них взялось? Ну да, есть некоторые проблемы с памятью, трудно сосредоточиться, невнимательность порой одолевает, а еще больше модная нынче прокрастинация, а по простому — лень. Ну, так у кого этого сейчас нет? Все такие.

И, к тому же, у большиства взрослых нет никакой гиперактивности, скорее наоборот — есть желание упасть на диванчик с тарелкой плюшек и тупить в телевизор, желательно без всяких мыслей в натруженной голове. Ошибка появилась просто в результате того, что синдром дефицита внимания впервые был описан именно у гиперактивных детей. Но это вовсе не значит, что все больные СДВ гиперактивны.

Авторы книги наглядно свидетельствуют, что в мире большое количество детей и взрослых имеют полный набор симптомов СДВ, но при этом не только не гиперактивны, но даже не проявляют активности вообще. Все в точности наоборот: они ведут себя медлительно. Эти люди — мечтатели. Чаще всего это девочки, которые сидят на задней парте, крутят пальцем волосы, смотрят в окно и подолгу о чем-то думают.

Это также и взрослые, которые «отключаются» во время разговора или посреди страницы книги. Такие люди
склонны иметь очень развитое воображение. Они легко отвлекаются в середине беседы, вежливо кивают головой в знак согласия, хотя вообще не слышали, что было сказано.

Список некоторых типичных симптомов больного синдромом дефицита внимания

  1. Ощущение невыполнения поставленных целей, недостижения результатов;
  2. Сложности с самоорганизацией;
  3. Хроническая прокрастинация (откладывание дел на потом);
  4. Хватаются за многие проекты одновременно;
  5. Склонность говорить не задумываясь, не учитывая время и уместность высказывания;
  6. Частый поиск сильных стимулов (выпивка, наркотики, острые ощущения);
  7. Нетерпимость к скуке;
  8. Легкая отвлекаемость, сложности с концентрацией внимания, склонность отключаться посреди страницы или разговора;
  9. Сложности с соблюдением установленных правил;
  10. Нетерпеливость, низкая переносимость фрустраций;
  11. Импульсивность в словах или действиях (импульсивная трата денег, смена планов, карьеры);
  12. Склонность к бесконечному ненужному беспокойству, поиску поводов для волнения, перемежающаяся с невниманием или пренебрежением к действительным опасностям;
  13. Хронически заниженная самооценка.

Прочитав это, вы сразу скажете:

— Вау! Да ведь это же есть у большинства людей! Сейчас все такие.

Действительно, современный образ жизни многих людей наполнен массой стрессов, переизбытком информации, отвратительным питанием и прочими излишествами.

Нам бы только ночь простоять да день продержаться.
А. Гайдар «Военная тайна»

Не стоит путать столь неупорядоченный образ жизни с настоящим СДВ. Как и многие вещи в нашей жизни, СДВ и простая безалаберность отличаются интенсивностью и продолжительностью. Многие могут позволить себе мнительность или испуг, но это не значит, что у них паранойя. Также многие могут пребывать в подавленном настроении, но это не значит, что у них депрессия.

Большинство периодически играют в азартные игры — покупают лотерейный билет или бросают монетку в автомат, чувствуя прилив эмоций при выигрыше. Однако это не делает их патологическими игроманами.

Большинство иногда боятся высоты, неуютно себя чувствуют в закрытом помещении или пугаются змей, но не до такой степени, чтобы это можно было назвать фобией.

Только если симптомы интенсивнее нормы, длятся достаточно долго и мешают в повседневной жизни, можно рассмотреть возможность медицинского диагноза.

Какие бывают виды синдрома дефицита внимания

На самом деле видов и подвидов синдрома дефицита внимания существует более десятка:

  1. СДВ без гиперактивности.
  2. СДВ с тревожностью.
  3. СДВ с депрессией.
  4. СДВ с нарушениями обучаемости.
  5. СДВ с возбужденностью или манией.
  6. СДВ со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
  7. СДВ у творческих личностей.
  8. СДВ с рискованным поведением и СДВ «сильной стимуляции» и др.

Есть даже псевдо-СДВ. О нем я расскажу в отдельной статье. Занятная штука, знаете ли.

Очень часто люди с синдромом дефицита внимания обладают способностью к сверхъестественной сосредоточенности. Поэтому правильно было бы назвать СДВ — синдром непостоянства внимания.

Не спешимте делать самостоятельные выводы и тем более ставить самому себе диагноз. Вот что говорят авторы книги:

Контрольного теста на СДВ не существует: не помогут анализы крови, электроэнцефалография, компьютерная или позитронно-эмиссионная томография, рентген и психологические тесты.

Важно подчеркнуть: диагноз СДВ основан прежде всего на изучении истории жизни человека.

Чтобы определить, есть ли у вас эта болезнь, требуется поговорить со специалистом, разбирающимся в этой области.

Поэтому книгу «Почему я отвлекаюсь» можно рекомендовать как справочное пособие, но не как учебник по избавлению от синдрома дефицита внимания. Хотя, как утверждают сами авторы, даже самого факта понимания, что в действительности с вами происходит, уже достаточно, чтобы значительно ослабить хватку СДВ и начать двигаться по пути выздоровления.

По мере того как вы узнаёте об СДВ, вы меняете самого себя. Знание — сила, поэтому у вас появится мощь, которой раньше не было. Новое знание станет частью вашей личности и тихо, незаметно начнет менять вас в новом направлении.

Наилучшим помощником на этом пути станет структурирование вашей жизни. Ведь главная проблема человека с СДВ — это борьба с хаосом. Все, что он старается делать или не делать, направлено на избавление от хаоса окружающего мира. Просто он чувствует этот хаос гораздо сильнее и активнее прочих людей.

Поэтому упорядочивание и структурирование — их главные инструменты.

Конкретно это могут быть всевозможные списки, напоминания, блокноты, ежедневники, системы документации, картотеки, доски объявлений, расписания, рецепты, ящики входящих и исходящих документов, автоответчики, компьютерные системы, обычные и наручные будильники. То есть, все, что помогает упорядочить текущие дела и не держать все в голове.

Кроме того, помочь с порядком может хороший коуч. Он не обязательно должен быть профессионалом, и может совершенно не разбираться в психологии. его задача — давать человеку с СДВ постоянные напоминания и проверять сделанное.

И быть в этом очень настойчивым. Считайте это живой программой – напоминалкой.

Только в отличие от компьютерной программы, от которой легко можно отмахнуться и закрыть, такого напоминателя и раздающего пинки товарища не так то просто игнорировать.

Еще авторы особенно рекомендуют схему реорганизации жизни, которую они назвали планированием паттернов.

Эта система управления временем работает по тому же принципу, что и автоматическая оплата счетов: если составить расписание (перечисления денег или выделения времени), не придется планировать это в каждом
отдельном случае.

Все будет происходить само собой: вы вносите в расписание на неделю регулярные встречи и обязательства и посещаете их «на автомате». Благодаря этому освобождается время на планирование, и вы можете сосредоточиться на других делах.

Мысль несложная, но она позволяет существенно снизить стресс, связанный с наведением порядка в жизни.

Также в книге достаточно рассмотрена медикаментозная терапия. Но, как вы понимаете, это тем более не для самостоятельного применения, а лишь для общей справки.

В целом книга весьма познавательная, читается легко и интересно. Представлено очень много живых примеров, среди которых легко найти «родственную душу» и понять, что с вами происходит то же самое. А понимание, как уже было сказано, помогает успокоиться и встать на путь исцеления.

Напоминаю, купить книгу «Почему я отвлекаюсь» вы можете на сайте издательства МИФ.

Дерзайте!

Источник: http://findself.ru/sindrom-deficita-vnimaniya-ili-sdvg-problemy-vzroslyx.html

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых (продолжение...)

В этой статье, мы с вами разберемся, чем характеризуется синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, а также причины его возникновения и методы лечения.

Говоря о синдроме дефицита внимания и гиперактивности, мы часто подразумевает, что эта проблема касается только детей.

Это связано со стереотипным мышлением, что именно дети всегда непоседливы и невнимательны. Но эта проблема очень часто встречается и у взрослых людей.

Всю жизнь они живут и не понимают, почему так сильно отличаются от других. Именно этот диагноз объясняет их непохожесть на других.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности видно и слышно издалека. Они громко разговаривают, пытаются затронуть всех и каждого, быстро переключаются с одного человека на другого. При этом никого не дослушивают до конца и быстро переключаются на другого собеседника.

Дефицит внимания и гиперактивность негативно сказываются на всех аспектах их жизни. Так возникают проблемы и в семье, и на работе, и в социуме. На работе они не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, постоянно забывают о важных встречах. Им постоянно не хватает времени, чтобы доделать хоть одно дело до конца.

В семейных отношениях с ними очень трудно, так как у них постоянные перепады настроения и планы меняются ежесекундно. Домашнюю мелкую работу не получается доделать. Начав готовить, они забывает о обеде, который уже горит. Потому что взялись за глажку и уборку.

В конце дня они чувствуют себя уставшими и неудовлетворенными. Вроде проработал весь день «как белка в колесе», но так и не сделал ничего полезного. Люди, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, зачастую не понимают, в чем причина и что с ними происходит.

Этим диагнозом в равной степени страдают, как мужчины, так и женщины. Причиной этому является то, что у многих детей этот синдром сохраняется на всю жизнь. Некоторые же его перерастают.

По статистике Амстердамского университета психологии, более 3 % голландцев после 50 лет имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это более 160 000 человек. Некоторые пытаются бороться с этой проблемой, а многие недоумевают, почему у них ничего в жизни не получается. А другим людям то же самое дается с такой легкостью. Они просто считают, что неудачливы.

Психиатр Сандра Кооих много лет занимается изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых людей. Она говорит: »У пожилого человека с СДВГ больше проблем с изменениями в жизни или неожиданными событиями, им становится труднее концентрироваться, и они становятся более забывчивыми. Поэтому они иногда начинают подозревать у себя начало деменции, хотя это вовсе не так».

Она говорит, что у таких людей мозг не работает в нормальном режиме, у них нет тормозов. По-медицински это означает, что у них дефицит выработки дофамина, который обеспечивает коммуникацию между клетками головного мозга. По этой причине человек чувствует постоянное беспокойство. Это выражается и в его жестах, мимике. Он постоянно ерзает на стуле, стучит пальцами, что-то вертит в руках.

Чем характеризуется синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых людей?

Люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности характеризуются частыми перепадами настроения, раздражительностью. Они сначала делают, а потом думают. Они не умеют отличить главное от второстепенного, поэтому хватаются за все и сразу и ничего не успевают. Они то полны энергии, то обессилены. Именно поэтому они часто имеют проблемы во взаимоотношениях с другими людьми.

Они страдают от постоянного потока мыслей в своей голове, что ведет к хронической усталости и депрессии. Нарушает сон, появляются нервные расстройства и зависимости.

Постоянные неудачи, неудовлетворенность и проблемы с общением, приводят очень часто к алкогольной и наркозависимости.

Выявить синдром дефицита внимания и гиперактивности можно только после беседы с психиатром. В нашей стране мало кто обращается к психотерапевту, поэтому помочь человеку в данном случае трудно.

Зачастую выявления этого синдрома у взрослого человека происходит тогда, когда он приводит своего ребенка или внука на консультацию к психиатру.

Так как синдром дефицита внимания и гиперактивности зачастую заложен генетически.

После постановки диагноза, доктор рекомендует лечение. Не все хотят принимать лекарства, которые действуют на головной мозг. Но не стоит этого бояться. Ведь эти таблетки всего лишь помогают мозгу вырабатывать достаточное количество дофамина. Это тормоз, который помогает справиться с этим состоянием.

После лечения, пациенты чувствуют облегчение. Но иногда лечение приводит к тому, что человек чувствует боль потери или утраты. Иногда пациенты понимают, что если бы узнали о своей проблеме раньше, то не потеряли бы работу или смогли сохранить брак.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослого человека

  • Человек отвлекается постоянно на внешние факторы и постоянно думает о чем-то, что не касается дела;
  • Принимает решения импульсивно, необдуманно;
  • Ему трудно прекратить деятельность, которую начал и заняться более важной;
  • Начинает действовать, не дослушав или не прочитав инструкцию или правила;
  • Не выполняет свои обещания и свои обязанности;
  • Не способен выстроить последовательность своих действий, спланировать что-либо;
  • Водить машину на огромной скорости. Не имеет никаких спокойных хобби;
  • Не удерживает внимание на выполнении задания;
  • Не может организовать свою деятельность;
  • Всюду опаздывает и обо всем забывает.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Многие медики и педагоги сомневаются в существовании синдром дефицита внимания и гиперактивности. Многие считают, что такого заболевания не существует. Когда другие психиатры утверждают, что есть генетические и физиологические причины этого заболевания.

Причина возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности неизвестна, но существует несколько теорий:

  1. Экологическая ситуация;
  2. Инфекции во время беременности. А также прием алкоголя, наркотиков и курение матери;
  3. Резус – конфликт;
  4. Угроза выкидыша;
  5. Хронические заболевания родителей;
  6. Стимуляция родов;
  7. Быстрые или затяжные роды, наркоз, кесарево сечение;
  8. Обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода приводит к травмам позвоночника и мозговым кровоизлияниям;
  9. Заболевания младенца, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств;
  10. Болезни, вызывающие нарушение работы мозга (астма, диабет, заболевания почек и сердца);
  11. Генетика.

Многие взрослые люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают всю жизнь лишь от того, что он не был выявлен у них в детстве. Несобранность, отсутствие внимание, трудности в обучении, общении, на работе и в семье сопровождают их всю жизнь.

Гарвардский университет провел исследование, в ходе которого выяснилось, что распространенность синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4,5%. Больше всего распространен этот синдром среди мужчин, которые потеряли работу и семью.

Распространенность синдрома дефицита внимания и гиперактивности очень зависит и от сопутствующих психологических расстройств человека. Так, по итогам мексиканского исследования было установлено, что среди пациентов психиатрических клиник синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у 16,8 %. Среди общей популяции – всего 5%.

Какие применяют методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых людей?

Лечение данной проблемы должно быть комплексным, а также индивидуально подобранным для каждого конкретного случая. Используют не только медикаментозное лечение, но и методы психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

Медикаментозное лечение назначается лишь в тех случаях, когда доктор понимает, что без него пациент не справится.

Учитывая то, что на сегодняшний день, ведутся споры и дискуссии среди медиков по вопросу того, существует ли вообще такое заболевание как синдром дефицита внимания и гиперактивности, адекватного лечения не существует.

Многие ученые сомневаются в правильности диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Так как до сих пор не установлены однозначные критерии, по которым можно судить, страдает ли пациент именно этим синдромом.

Многие ученые выступают против лечения пациентом психотропными медикаментами, так как считают, что их назначают доктора, которые получают проценты от фармацевтических компаний.

Эта проблема неоднозначна и требует дальнейшего исследования. Но в любом случае, когда человек мучается и не может жить полноценной жизнью, ему необходимо обратиться к специалисту.

Никто не вправе заставить вас принимать лекарства против вашего желания. Но попробовать методы конгитивной психологии, психотерапии просто необходимо. Это поможет вам наладить свою жизнь, упорядочить ее.

Многие пациенты после диагностики и лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (или как бы это расстройство не называлось) чувствуют себя намного лучше и налаживают свою жизнь.

Что касается медикаментов, то доктор рекомендует принимать их в течении месяца, чтобы проверить, есть ли положительные сдвиги в состоянии человека.

Как справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивности самостоятельно?

Если же вы не доверяете докторам, но нашли в себе несколько симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности, можно попробовать немного облегчить свое состояние самому.

  • Следите за собой и контролируйте свои движения;
  • Заставляйте себя сосредоточиться на книге, музыке или фильме до конца;
  • Меньше говорите не по делу. Постарайтесь больше молчать.
  • Отдыхайте от чрезмерного количества информации через интернет или телевизор;
  • Начните заниматься спортом;
  • Совершайте спокойные длительные прогулки по вечерам наедине;
  • Научитесь терпеть ожидание. Успокаивайте себя, когда стоите в очереди;
  • Медитируйте. Это помогает остановить бесконечный поток мысли.

Будьте здоровы и не запускайте свое здоровье. Чем раньше вы займетесь собой, тем быстрее вы сможете наладить вашу жизнь.

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-vzroslyx.html

Наиболее частые причины СДВГ у детей и взрослых

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых (продолжение...)

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.

Причины СДВГ

В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

Что же является причиной развития СДВГ

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде.

Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей.

Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.

  • Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка.

Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается.

В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов.

Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию.

Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS – Fetal Alcohol Syndrome), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.

СДВГ и влияние пестицидов

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.

Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.

По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/prichiny_sdvg/3-1-0-4

Синдром гиперактивности и дефицита внимания: что это такое

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у взрослых (продолжение...)

гиперактивность

Неуправляемая гиперактивность или синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) — является одним из наиболее распространенных заболеваний в детском и юношеском возрасте.

Это поведенческое расстройство, которое характеризуется большой возбудимостью, активностью, импульсивностью и недостатком внимания.

Родители и учителя часто путают импульсивность с игривостью, нормальным поведением активного ребенка дошкольного возраста или с другими проблемами психологического или медицинского характера, которые могут быть похожи на СДВГ.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания, что это такое?

Но на самом деле, плохо управляемая импульсивность, с точки зрения некоторых неврологов, рассматривается, как хронический синдром, который к сожалению, не излечивается. 30% детей просто перерастают это состояние, приспосабливаясь к жизни.

Классификация симптомов и характерные признаки

Существует специально разработанная классификация симптомов этого заболевания. Опираясь на наблюдения и проявление симптомов, выставляется диагноз. Необходимо учитывать проявление нижеописанных симптомов в разных  обстановках и ситуациях.

Для установления диагноза требуется предоставления 5-6 часто повторяющихся симптомов, на протяжении полугода. Кроме симптомов специалисты учитывают уровень развития ребенка, при СДВГ дети обычно по уровню развития отстают от сверстников.

Симптомы СДВГ подразделяются на три основные группы по признакам:

Симптомы чрезмерной возбудимости и активности у детей:

  1. ребенок возбуждается: постоянно ерзает, движущиеся руки, ноги;повышенная активность наблюдается в различных ситуациях и местах, ребенок не может адаптировать свое поведение к обстоятельствам;
  2. не может «сидеть на одном месте», когда это требуется;
  3. слишком занят или разговорчив, даже в тех случаях, когда такое поведение неуместно;
  4. во время игры часто ведет себя неадекватно и громко, не может отдохнуть в тишине и покое.

У подростков симптомы чрезмерной физической активности зачастую менее заметны, чем у детей.

Симптомы невнимательности:

  1. во время обучения, при выполнении обязанностей, ребенок делает ошибки из-за невнимательности;
  2. ему трудно сосредоточиться на деятельности, которая не интересна для него;
  3. похоже, не слушает, что ему говорят и часто приходится повторять по несколько раз, чтобы ребенок ответил;
  4. уклоняется или показывает нежелание в работе, которая требует длительного умственного усилия;
  5. теряет вещи — игрушки, школьные принадлежности, часто не может вспомнить, где оставил тот  или иной предмет;
  6. легко диспергируется (становиться рассеянным, невнимательным) под влиянием внешних раздражителей;
  7. часто забывает о повседневных обязанностях, таких как застелить кровать, выходить собаку.

Симптомы чрезмерной импульсивности:

  1. в групповых ситуациях (например, в играх и мероприятиях) не может терпеливо ждать своей очереди;
  2. прерывает разговаривающих или «вмешивается» в деятельность других;
  3. разговорчив и говорит, то что он думает, независимо от того, как «падает» данная ситуация.

Симптомы СДВГ являются наиболее интенсивными в возрасте 6 до 9-лет. В этот период начинается «школа жизни» – дети должны адаптироваться к правилам и уставам, что в случае гиперактивных детей оказывается трудной задачей.

До недавнего времени считалось, что СДВГ чаще встречается у мальчиков, но теперь все больше и больше данные указывают на то, что девочки также, страдают от этого расстройства.

В отличие от мальчиков, у которых, на первый план выходят симптомы гиперактивности, у девочек часто доминирует синдром дефицита внимания. Таким образом, может быть неправильно поставлен диагноз.

При отсутствии проблемного импульсивного поведения их можно ошибочно отнести к детям со слабым интеллектуальным потенциалом.

Причины  появления синдрома

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является расстройством развития нервной системы и было установлено, что дети, страдающие этим расстройством, развиваются очень неравномерно, поэтому заболевание приносит много проблем и ребенку и его родителям.  Причины развития этого заболевания установить сложно. Но при этом называются предположительные факторы, способствующие развитию недуга.

Недавние исследования показывают, что СДВГ может быть унаследовано. Если родители страдали этим заболеванием, оно может развиться и у детей.

Некоторые ученые объясняют появление этого заболевания генетической мутацией, которая появилась как следствие воздействия токсических веществ (кадмия, этанола и.т. д.). Эти вещества приводят к нарушению генов, что отражается на развитии головного мозга детей.

Есть много ненаследуемых факторов, которые сами по себе не вызывают СДВГ, но могут повлиять на тяжесть симптомов. К ним относятся:

  • тяжело протекающая беременность и роды ( негативные привычки мамы, стресс),
  • асфиксия,
  • низкий вес при рождении,
  • травмы головы,
  • неправильное питание (с большим количеством простых углеводов, консервантов и искусственных добавок),
  • отравление тяжелыми металлами,
  • недостаточное внимание маленькому ребенку или вседозволенность.

Диагностика СДВГ

Диагноз СДВГ требует сотрудничества психолога и психиатра, а иногда и детского невролога.

Психолог или психиатр беседует с родителями ребёнка. Специалист проверяет интеллектуальные способности ребенка, память, ассоциацию, ловкость и координацию движений и др.

Задача психолога и психиатра также исключить другие психологические проблемы и психические расстройства.

Они могут напоминать СДВГ: умственная отсталость и трудности в освоении школьных навыков, адаптивные проблемы, вызванные стрессовыми событиями или новыми ситуациями в жизни ребенка, изменения поведения, тревожные признаки, биполярное расстройство или обсессивно-компульсивное  (появление навязчивых мыслей).

Важно также исключить соматические расстройства и неврологические симптомы, которые напоминают СДВГ или могут вызвать аналогичные трудности. К ним относятся нарушение зрения и слуха, заболевания щитовидной железы, аллергии, отравление свинцом, эпилепсия, тики, а также побочные эффекты некоторых лекарств и употребления психоактивных веществ.

Какие другие расстройства могут сопровождать СДВГ?

Согласно оценкам, почти у 70% детей, страдающих от СДВГ можно найти, по крайней мере, один дополнительный диагноз психического расстройства. Большинством из них являются: оппозиционно-вызывающее расстройство, отклонения в  поведении, дислексия и дисграфия, тревожность, депрессивные симптомы.

классификация гиперактивности

Родителям, воспитателям и учителям часто трудно определить поведение проблемного ребенка, СДВГ это или просто невоспитанность.

Ситуация осложняется тем, что около половины детей с СДВГ не в состоянии контролировать поведение, и они принимают сознательно нежелательное поведение.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

Лечение СДВГ требует комплексного курса действий с учетом возраста ребенка, тяжести симптомов и возможного сосуществования других расстройств. Основными лечебными процедурами являются:

Лекарственная терапия

Очень важна, хотя и не занимает первое место в лечении СДВГ — лекарственная терапия, которую следует рассматривать в следующих ситуациях: высокая интенсивность симптомов, или в случае сосуществования других психических расстройств, если ребенок не справляется с обучением.

Медикаментозное лечение СДВГ — как и в случае других психических расстройств у детей и взрослых — является симптоматическими. Это означает, что препараты, только уменьшают симптомы, но не устраняют причину расстройства.

Метилфенидат.  В настоящее время препаратом выбора является метилфенидат, который принадлежит к группе так называемых психостимуляторов, которые улучшают концентрацию внимания. Эффективность препарата оценивается на 80%.

Наиболее часто наблюдаемые и обычно преходящие побочные эффекты — головные боли, расстройства сна, учащенное сердцебиение и повышение артериального давления, снижение аппетита. Менее частые осложнения: подавленное настроение, психотические расстройства, судороги.

Атомоксетин – это препарат для лечения СДВГ, который не принадлежит к психостимуляторам.

Психологическая помощь

— психообразование — оптимальное решение заключается в предоставлении психологической помощи не только родителям, но и другим людям, которые участвуют в уходе за ребенком (учителям, преподавателям, членам семьи);

— индивидуальная психотерапия для ребенка — особенно в сочетании с эмоциональными расстройствами, тревогой, низкой самооценкой;

— семейная терапия — если в семье возникают конфликты и напряженность в отношениях между ее членами;

— социальное обучение навыкам, как справиться с гневом и агрессией;

Каков прогноз?

У  70% детей, страдающих от симптомов СДВГ,  они сохраняются и в подростковом возрасте, и в 5-10% также в зрелом возрасте.

При отсутствии лечения, СДВГ несет высокий риск осложнений со здоровьем, эмоциональных и социальных. В школе ребёнок часто имеет репутацию «хулигана» и «плохо воспитанного». Результатом является низкая самооценка и эмоциональные проблемы, которые растут с течением времени и в подростковом возрасте, и подросток может испытывать трудности в социальном общении.

как помочь сгладить симптомы

Среди здоровья осложнения включают: склонность к перееданию, что приводит к ожирению, нарушения сна, депрессия и тревога.

Сам по себе синдром не несет особой опасности ребенку, только доставляет лишние проблемы и отражается  на усвоении новых знаний, что может повлиять на отношение со сверстниками и учителями.

В подростковом возрасте проявление этого синдрома увеличивает риск социальной дезодаптации, алкоголизма и наркомании.  Поэтому синдром СДВГ  следует лечить.

Важно помнить, что…

  • СДВГ является одним из наиболее распространенных психических расстройств у детей.
  • Эффективное лечение требует сотрудничества со стороны родителей, опекунов, психолога, врача, учителя и школьного психолога. Без участия школ эффективную помощи ребенку с СДВГ предоставить практически невозможно.
  • Если препараты эффективно снижают выраженность симптомов, но их использование должно быть частью лечения.

Необходимые рекомендации родителям по коррекции

Ребенку с синдромом активности и возбудимости необходимо обеспечить комплексное индивидуализированное сопровождение, с психолого-педагогической коррекцией, психотерапией и медикаментозным лечением:

Обучение по щадящему режиму в классе с малой наполняемостью, сокращенными уроками, дозированными домашними заданиями.

Ограничение участия в массовых мероприятиях, но предоставление возможности для физической активности, прогулок, полноценного питания, достаточного сна.

Проведение аутогенных тренировок под руководством психолога, индивидуальной психотерапии.

Комплексная коррекционная работа педагогов и родителей по обучению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, контролю за собственным поведением, предупреждению трудностей в социальной адаптации.

Заболевание до конца не изучено. Есть предположение, что все виды лечения, направленные на оздоровление детей, лишь позволяют на какое-то время улучшить состояние больных. В целом, нужно учить детей  жить с этими симптомами, уметь адаптироваться в обществе, для чего нужны самодисциплина и огромная сила воли!

•••☀•••☀•••☀•••

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму Обратная связь. Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Источник: https://monamo.ru/zdorovye/giperaktivnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.